12 мая, 10:47

Rolls-Royce Ghost: взлет первой ступени

Автомобиль, который дискредитирует слова «базовый» и «доступный»
Как можно радикально улучшить Rolls-Royce? Вот короткий ответ. Со сменой поколений Ghost получил алюминиевый кузов, полный привод и поворотные колеса на задней оси. И это ещё далеко не всё… Но уже всё меняет.
© Алексей Сулима

Само сочетание слов «базовый Rolls-Royce» или «самая доступная модель» в контексте начальной цены в 23 миллиона способно поставить в тупик. Постараемся из него выбраться.

Всё сложно. Во-первых, Ghost — самая популярная модель Rolls-Royce. Но что значит «популярная» для производителя, который выпускает пять тысяч машин в год и всеми силами старается сдержать рост этого числа?

Во-вторых, это самый доступный Rolls-Royce. Но ведь для клиентов марки выбор не определяется ценой. К тому же любой экземпляр любой модели может стоить сколь угодно дорого.

Как и на других новых моделях Rolls-Royce, у Ghost нет стыка между боковинами и панелью крыши. В этом есть и эстетический, и практический смысл: гладкое сопряжение поверхностей не вызывает воздушных завихрений, а значит снижает и уровень шума. Роль водосточного желобка при этом отвели хромированной окантовке окон: она едва заметно отстоит от кузова. Чтобы выбрать расстояние зазора, инженеры всерьез занимались измерением капель дождя («не более 4 миллиметров»)

В-третьих, это самый компактный Rolls-Royce. Но даже со стандартной колесной базой (между прочим, 3,3 метра!) его длина превышает пять с половиной метров.

Три этих «но» складываются в вопрос. Если Rolls-Royce — это всегда всё самое исключительное и превосходное для тех, кому не подходит ничто иное, то… Зачем покупать что-то кроме топовой модели Phantom: самой длинной, самой дорогой, самой-самой? Зачем существует такой Rolls-Royce, если есть автомобиль круче (пусть это и другая модель Rolls-Royce)?

Расстояние между осями длиннобазного Ghost достигло колоссальной величины 3465 миллиметров. Это, скажем, на 42,5 см больше, чем у легендарного «сто сорокового» Мерседеса. Поворотные задние колеса — спасение на тесных улицах и пандусах подземных парковок. На скорости до 70 км/ч они поворачиваются «в противофазе» относительно передних, сокращая радиус разворота

В парадигме предметов роскоши и демонстративного потребления это не такой уж глупый вопрос. Но если мы вспомним (или допустим на секунду), что любое изделие Rolls-Royce ещё и автомобиль, то всё встанет на свои места.

Краткое содержание предыдущих серий

Графомания и многословие — тяжкие грехи в нашей профессии. И я виновен. Ни разу не сумел написать о Rolls-Royce коротко и конкретно. Дело в том, что любой текст об этих автомобилях хочется начать с дисклеймера. Так сказать, договориться о терминах.

Пояснения не помешают, поскольку Rolls-Royce позволяет себе довольно провокационные утверждения. Прежде всего, эта компания ставит себя выше других люксовых автомобильных марок и представляется единственным автомобильным брендом категории ультралюкс. Более того, представители Rolls-Royce считают свою марку главным люксовым брендом мира. Нет, не автомобильным, а вообще среди всех.

Принять это утверждение непросто: оно кажется как минимум спорным, и его немедленно хочется хоть чем-то проверить. Но не спешите перебирать все знаковые имена в мире роскоши.

Жесткость нового алюминиевого кузова на кручение достигла 40 000 Нм на градус. Помимо прочего, алюминий проводит в салон меньше шумов

Любые люксовые марки, которые первыми придут вам в голову, недостаточно недоступны. Самый «дешевый» Rolls-Royce стоит более 20 миллионов рублей, а значит по карману только по-настоящему богатым людям, а не всем, кто носит Rolex. С другой стороны, всё, что дороже Роллс-Ройсов, понятно слишком узкому кругу людей. Штучный хронограф Greubel Forsey за полтора миллиона долларов на вашем запястье никто не распознает.

А теперь то же самое, но совсем коротко. Rolls-Royce — главный мировой символ роскоши потому что всё, что дешевле, недостаточно недоступно, а всё, что дороже, недостаточно узнаваемо.

1 / 3

Статуэтка «Дух Экстаза» расположена не на решетке радиатора, а «вырастает» из капота

Таким образом, автомобили из Гудвуда заняли уникальную нишу. Даже африканским землепашцам понятно, что такое Rolls-Royce, хотя на каждые полтора миллиона человек в мире найдется лишь один, купивший в прошлом году новый автомобиль этой марки. И это если предположить, что каждый покупатель заказывает только один Rolls-Royce, а не шесть, например.

Сколько Rolls-Royce продают в мире?

1 / 4

Велик ли тираж Rolls-Royce в сравнении с другими автомобилями? Чтобы исключить поправки на ковидно-карантинный 2020 год, возьмем 2019-й. Тогда в мире продали 5152 автомобиля Rolls-Royce — на 25% больше, чем годом ранее. Это огромный, скачкообразный рост, который нехарактерен или скорее невозможен для автомобильных марок с вековой историей. Ответ на вопрос «как» лежит на поверхности: Cullinan.

Автомобиль, но не автомобиль

Другой важный аспект, о котором нужно помнить, Rolls-Royce — не в первую очередь автомобиль. А значит и не тот случай, когда управление в предельных режимах позволяет лучше понять его сущность.

Половина смысла и удовольствия от владения Роллс-Ройсом — это процесс его покупки. Вернее создания: заказа и творческого процесса совместно с дизайнерами Rolls-Royce, в котором вы будете главным участником. Вы не совершаете покупку — вы приобщаетесь к сотворению. Которое происходит только ради вас.

Именно по этой причине покупка готового Rolls-Royce в салоне (а это не более 2% всех продаж) — самое беспощадное обесценивание самой идеи. Но даже если мы так «преисполнились в своём познании», что позволяем себе рассуждать о том, как правильно покупать Роллс-Ройсы, то обязаны и объяснить, чем Ghost отличается от Фантома как автомобиль.

Первую же подсказку даёт внешность. Между двумя моделями достаточно различий, и в эту разницу вложено немало смысла.

«Постизобилие»

Новый изобразительный язык Rolls-Royce лаконичен до скупости. Представьте на секунду, что вы дизайнер, которому поручили создать новое поколение Ghost или Phantom — огромного, монументального седана, в котором большинство ключевых объемов, пропорций и элементов уже определено раз и навсегда.

Пространства для маневра мало, но именно в нем надо сделать шедевр. Такой, чтобы и через тридцать лет ставил другие машины в потоке ниже себя одним своим появлением на дороге. Такой дизайн — всегда эволюционный, всегда требует баланса и завершенности.

В этих жестких рамках Ghost мог бы стать слегка уменьшенной копией флагманской модели. Но не стал! В Фантоме всё негласно подчинено вертикалям: они, как колонны античного храма, подчеркивают его незыблемость. Он неподвижен даже на ходу.

А вот Ghost — автомобиль «горизонтальный», стремительный. Как большой катер на волнах. В той же классической решетке, маленьких задних фонарях, вытянутых фарах горизонтали стали важнее вертикалей. Они создают динамику, легкость, чистоту. Phantom вдыхает воздух, Ghost умывается ветром.

И будто тем же ветром с него сдуло всё избыточное, тяжеловесное, вычурное… Впрочем, вычурности в Ghost никогда не было. И все же классический образ сумели сделать еще лаконичнее и чище. Например, на средних стойках кузова больше нет хрома. Теперь внешность седана в полной мере отражает термин Post Opulence («Постизобилие»), которым в Rolls-Royce обозначают своё новое видение роскоши.

Династия

Новый Ghost стоит на пространственной алюминиевой архитектуре, общей с Phantom и Cullinan. Больше нет ни рамы (как у Phantom VII), ни намеков на общую платформу с «семеркой» BMW — от этих инсинуаций открестились самым убедительным образом.

Подозреваю, алюминий помог сэкономить пару центнеров снаряженной массы, но точно знаю лишь одно: инженеры охотно их потратили. Со сменой поколений Ghost потяжелел на 55 килограммов, и это вряд ли можно списать на прибавку 9 сантиметров в длину.

Но жалеть об «отрицательной динамике» похудания я бы не стал. Во-первых, седан Rolls-Royce впервые оснастили полным приводом и поворотным механизмом задних колес. А во-вторых, 100 килограммов сухой массы Госта приходится на шумоизоляцию.

Инженеры заглушили все источники шумов. Моторный щит и панель пола здесь двойные — также с изолирующим слоем посередине. Словом, в Гудвуде прошли путь, который до этого уже проделывали инженеры Mercedes-Maybach S-Class и Phantom VIII: сначала они боролись с шумом, а потом с — тишиной.

Даже в шинах здесь гасящая звук пена, а резонансные частоты компонентов интерьера (например, каркасов сидений) выровнены, чтобы создать комфортный для человека фон

Отсутствие звуков и колебаний неестественны и некомфортны для человека — они дезориентируют. Поэтому в случае с Ghost инженеры боролись скорее за гармонизацию едва заметного шумового фона. Пора оценить их работу.

За закрытыми дверями

Внешняя ручка — массивная, полированная. Внутри — кнопка на центральном тоннеле. Нажал — и дверь быстро и без шума закрыла дверной проем, будто герметизировала дверь в самолете.

С возвращением в мир Rolls-Royce! Здесь такое же царство абсолютной роскоши, как в Phantom и Cullinan, та же изысканная отделка. Никаких намеков, что я именно в «младшей» модели. Но дизайн иной, чуть более лаконичный. Посадка ниже (за рулем Фантома я чувствовал себя почти как в Рейндж-Ровере).

Водительское сиденье гостеприимно. Это именно кресло, а не ковш. Если бы здесь было больше боковой поддержки, то шофер мог бы увлечься активной рулежкой и слегка поколебать незыблемый комфорт задних пассажиров. А если за рулем владелец? Получать удовольствие от езды — да, но поощрять клиента «хасанить» на ушах джентльмены из Rolls-Royce, кажется, не собираются.

1 / 2

Почему я поместил на соседние слайды фото экрана заднего планшета и подкапотного пространства? Так я хочу объяснить свою претензию к интерфейсам: они простоваты, хаотичны и не аристократичны. Если у «Госта» под капотом ар-деко, почему его не может быть на экране планшета?

Нет, конечно мне такого никто и никогда не говорил. Напротив, Rolls-Royce слушает клиентов внимательно, как никто, и уважает все, даже самые специфические их пожелания.

Однако на зарубежных тест-драйвах я не раз подписывал водительские соглашения, составленные в Гудвуде. Там есть один важный пункт. В моем приблизительном изложении он звучит так: «Водитель осознает, что в каждый момент, когда он управляет автомобилем, он представляет марку Rolls-Royce». Эта форма одинакова и для журналистов, и для клиентов. Наводит на мысли, не так ли?

Прежний Ghost уж точно не располагал к активной езде. Rolls-Royce, которым можно управлять самому, без шофера, и driver’s car — всё еще не тождественные понятия. Впрочем, теперь пропасть между ними стала меньше. И сразу не понять почему. Работу двигателя на холостых по-прежнему различаешь по приборам, а не по шуму или вибрации. Обод руля всё такой же тонкий, а кнопка включения спортрежима, как и раньше, расположена нигде.

Но взаимодействие с новым «Гостом» дается легче. Он будто чуть приоткрывает многослойную завесу, которая раньше надежно отделяла водителя от дороги, а теперь помогает ею наслаждаться. Многокамерные пневмостойки, активные стабилизаторы поперечной устойчивости, которые всматриваются в дорогу через стереокамеру под лобовым стеклом, — всё это «железо» вкупе с управляющей электроникой получило название Planar.

И в этом шасси есть интересное новшество: дополнительные демпферы в передней подвеске, которые вступают в действие только при больших ходах. Их разместили над верхними рычагами.

Если это и помогло улучшить плавность хода, надо быть как минимум испытателем из Гудвуда, чтобы это заметить. Впрочем, у дополнительных «косточек» есть функция поважнее: на лёгкий и весьма точный руль не приходят паразитные нагрузки от больших и тяжелых колес.

Общий эффект, который вместе дали все меры, восхищает. Более крупный и тяжелый автомобиль воспринимается так, будто он напротив стал легче и компактнее. В этой копилке и новое шасси, и более жесткий кузов, и «ассистирующая» задняя ось, и активные стабилизаторы поперечной устойчивости. Прибавьте к этому железнодорожную устойчивость на прямой и мгновенный отклик двигателя (850 «Ньютонов» с 1600 об/мин!) — вот и складывается ощущение всемогущества, ограниченного только собственным достоинством.

Поменяться ролями

Ghost стал настолько более расположенным к водителю, что невольно возникает вопрос: а что там на заднем ряду? По иронии я провел немало времени за рулем длиннобазной версии, а вот пассажиром ехал в короткой. То есть в стандартной! Ведь было бы странно назвать «коротким» автомобиль, который превосходит по длине и Bentley Flying Spur, и Mercedes-Maybach S-Class.

1 / 2

Посадка мне уже знакома: задний диван (да, это был классический диван вместо новомодных оттоманок) расположен выше передних кресел, и поэтому даёт лучший обзор, а вместе с ним и чувство контроля, защищенности.

Энди Макканн

1 / 4

«Ваш первый Rolls-Royce будет довольно сдержанным» — говорит Энди Макканн, глава академии шофёров Rolls-Royce. Этот человек настолько глубоко внутри роллс-ройсовского мира, что сначала удивляешься, почему он не является сотрудником компании. Но потом понимаешь: свободный от корпоративных кодексов, Энди — настоящий евангелист Rolls-Royce, которым движет только преданность, энтузиазм и глубокое понимание великой марки. Маккеникс хранит тайны клиентов, как офицер MI-6, и Роллс-Ройсов он продал больше, чем самый лучший менеджер по продажам… И каких! Только эксклюзивных, только Bespoke!

В новом «Госте» заметно просторнее, чем в прежнем. Столики с электроприводом — не полноценное рабочее место (все-таки это не купе поезда Москва-Саратов), но все же помогают организовать пространство, если в дороге придется поработать или посмотреть кино на расположенном в том же отсеке планшете.

Именное приглашение

Согласен с мыслью, что Ghost — это Rolls-Royce для начинающих. Полноценный, а не какой-нибудь там пробник, триал-версия или индийский Street 750 с логотипами Harley-Davidson «на вырост». Он позволяет подойти поближе к этой вековой глыбе под именем Rolls-Royce и не томиться под её властной тяжестью. Сохранить свою привычку управления автомобилем в том мире, где шофер становится естественной частью образа жизни.

Человеку, который впервые пробует черную икру, едва ли стоит протягивать столовую ложку. Ghost перекидывает мостик между люксовым автомобилем и бескомпромиссным произведением искусства. То есть в целом его роль осталась той же, что и раньше. И Rolls-Royce по-прежнему не предлагает выбирать по цене — все модели без исключения адресованы тем, кто о деньгах может не спрашивать. Аналогия немного вульгарная, но вспомните: в ресторанах цены салатов и основных блюд практически не отличаются.

Цена конкретно этого экземпляра — около 37 миллионов рублей. Если у клиента возникнет желание сделать свой Ghost ещё дороже, оно непременно будет исполнено

Ghost способен разжечь аппетит для заказа уникального «Фантома» — равно как и утолить голод к современной и по-настоящему индивидуальной роскоши. В этом клубе никто не посмотрит косо, если вы не пойдете дальше. Здесь и так одни избранные.

Со сменой поколений изменилось только одно: из компромисса Ghost превратился в отдельную династию с более ясной философией. Всё, что сделали ради более чистой связи между автомобилем и водителем, станет не облегчением труда наемного шофера (хотя и это факт!), а поощрением владельца, который садится за руль. Констатирую, что Ghost — это самый дружелюбный и вовлекающий в процесс езды Rolls-Royce.

По всему чувствуется, что в Гудвуде не пытались подогнать новый продукт под некую застывшую десятилетия назад философию марки. Вместо этого Ghost стал наглядной демонстрацией этой философии, а не заложником ряда старых догматов. Он антиконсервативен, открыт к новому и вобрал все сегодняшние технологии, которые делают жизнь водителя приятнее.

Rolls-Royce Ghost

Нравится
Rolls-Royce по-прежнему способен удивлять
Не нравится
Dawn и Wraith устарели в момент выхода Ghost
Вердикт
Потратить миллионы и ни о чем не жалеть
6,75 л, V12, 571 л.с., 850 Нм
АКП-8
0–100 км/ч — 4,8 с, 250 км/ч
kg
2490 кг

Подробные технические характеристики

Rolls-Royce GhostGhost EWB
Тип двигателябензиновый, V12 турбобензиновый, V12 турбо
Рабочий объем, л6,756,75
Макс. мощность, л.с./об/мин571/5000571/5000
Макс. момент, Нм/об/мин850/1600850/1600
Тип приводаполныйполный
Коробка передачавтоматическая, 8-ступенчатаяавтоматическая, 8-ступенчатая
Передняя подвескапневматическая, на двойных поперечных рычагахпневматическая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвескапневматическая, многорычажнаяпневматическая, многорычажная
Габариты (ДхШхВ), мм5546х2148х15715716х2148х1571
Колесная база, мм32953465
Сухая масса*, кг24902530
Объем багажника, л500500
Разгон 0–100 км/ч, с4,84,8
Макс. скорость, км/ч250250
Расход топлива (комб., WLTP), л/100 км15,2–15,715,3–15,7
Объем топливного бака, л9090
Цена, руб.от 23 000 000от 25 000 000