С тех пор его узнаваемые формы, словно сваренные из нескольких листов бронестали, ни разу не менялись: ни в 1989-м, когда на конвейер встал люксовый «гражданский» вариант с индексом W463, ни в 2018-м, когда представили машину совершенно нового поколения.
На юбилей я отправился на родину Гелика: по случаю запуска новой модели мерседесовцы отгрохали неподалёку от Граца внедорожный полигон, чтобы обучать клиентов и показывать возможности машин журналистам. По российским меркам, бездорожье умеренное: лесная тропа, полоса препятствий, прудик с бродом, метров двадцать с густой грязью... Но спуски и подъёмы головоломные: самый крутой — сто процентов, или сорок пять градусов!
/imgs/2019/07/01/10/3434590/d6f9a793811e030a14ee878d0f3ab5be4bf13a85.jpg)
/imgs/2019/07/01/10/3434591/a72af8777bb8fba2bbd4b2be5871da46c04f14de.jpg)
/imgs/2019/07/01/10/3434592/8b2cbfe9eb0616b6dcb102a55b4e5ab901cde230.jpg)
Для меня это первое знакомство с новой машиной. Но поверить в то, что новый «G-ваген» действительно новый, решительно невозможно: он не просто сохранил узнаваемость, он буквально остался таким же! Хотя на самом-то деле общего с классической моделью нет ничего: ни одной детали кузова, даже ни одной мелкой поперечины рамы. В списке унаследованных деталей ровно три пункта — форсунки омывателей фар, кожух «запаски» и те самые ручки дверей, роднящие «Гелик» с коммерческими фургонами Mercedes T1 и грузовиками Mercedes LK. Даже характерные «бородавки» поворотников — другие: в случае аварии они ныряют внутрь крыльев, чтобы не травмировать пешехода.
Специально для нас из мерседесовского музея вытащили оригинальный Mercedes-Benz G230 1979 года кирпично-красного цвета. Поездить на этом раритете не дали, но насиделся в нём я вдоволь. И выскажу крамольную мысль: журналисты привыкли лепить на «Гелик» ярлык грубого и неотёсанного вояки — что-то среднее между БМП, табуреткой и «калашниковым». Но по сравнению с любым внедорожником армейского происхождения из семидесятых он — образец комфорта.
Человеческие сиденья с тканевой обивкой в клеточку, опускные стёкла, грамотно расположенные и ясно читаемые приборы, управление «раздаткой» при помощи одного рычага, пружинная подвеска... Просто сравните всё это с «четыреста шестьдесят девятым» УАЗом или Land Rover Series III — с их дубовыми рессорными подвесками, целым лесом рычагов на полу, разбросанными по всей панели приборами и регулировкой сидений при помощи гаечного ключа. С «Геликом» можно жить, а с ними только выживать!
/imgs/2019/07/01/11/3434644/d1fd5c12917b89ce4c944233e73ae21723b7ebbb.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434645/b91f4a8763b5a2b5797f40284b43330f66e42d9e.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434646/8c617c87109fee1c672af1ef6ad84d8c02de7359.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434643/94dfadf33cce3f505331f6f662311c7459bb9670.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434641/42b4a1bce842830aadfaaf7b4562c6bfb20f81a2.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434640/27b1ec5ebd9336144e93d839ec0efd414a2111e4.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434642/8e3cddf285c263f4f79a8a559d12f4a9d09a26d3.jpg)
Двери нового «Гелика» закрываются в точности как у «старичка» — с грохотом, и требуют крепкой руки, а центральный замок срабатывает с оглушительным клацаньем. Но левый локоть водителя наконец-то в безопасности — ты уже не бьёшь себя по руке при закрывании двери. С учётом почти неизменных размеров машины — настоящее эргономическое чудо.
А внутри исчезли любые следы кондовости! Всё как у легковых Мерседесов текущего поколения: виртуальный щиток приборов, объединенный с мультимедиа-системой (разве что сама система — не новейшая MBUX, а более старая Command), управление коробкой-автоматом с подрулевого рычажка, кнопочка электромеханического ручника вместо обычной педали, узнаваемые круглые дефлекторы вентиляции... Но всё это — вместе с плоским отвесным лобовым стеклом и вертикальными окнами. Когнитивный диссонанс!
В России сейчас продают лишь самые дорогие версии G-Класса с бензиновыми моторами V8 4.0 — 422-сильный G 500 за 9 510 000 рублей и бешеный Mercedes-AMG G 63 мощностью 585 сил за 13 170 000 рублей. В Европе предлагается и сравнительно бюджетный G 350 d — с новым шестицилиндровым дизелем 2.9 мощностью 286 лошадиных сил. А скоро к ним присоединится мощный вариант G 400 d: для него рядную «шестёрку» OM 656 форсировали до 330 сил — и эти машины будут поставляться к нам.
За рулём такого «Гелика» я и колесил по сельским дорогам вокруг Граца. Машина оказалась на удивление дружелюбной: чутко реагировала на руль, прекрасно держала прямую и не пугала кренами даже в крутых поворотах (несмотря на отсутствие сзади стабилизатора поперечной устойчивости, положенного только AMG-моделям). И вообще оставила очень «слитное» впечатление — что несомненная заслуга нового шасси с независимой передней подвеской и реечным рулевым механизмом. Даром что рамный внедорожник!
Но если поднять темп, вообразив себя за рулём Кайена или X5, то G 400d быстро отобьёт охоту шустрить — кренясь, распрямляя траекторию, скользя передними колёсами. Может, оно и к лучшему: ведь сколько «Геленов» уронили на бок джигиты земли русской!..
Дуэт мощного 330-сильного турбодизеля с девятиступенчатым автоматом не показался мне хорошо сыгранным. Машина с ленцой реагирует на педаль газа, а коробка не торопится переходить на пониженную передачу — впечатления от динамики получаются смазанными, хотя по всему понятно: мотора должно хватать.
А на шоссе происходит неизбежное: всей своей квадратной харизмой «Гелик» упирается в воздух. Уже на ста двадцати километрах в час становится так шумно, что разговор приходится прекратить. Впрочем, судя по количеству «Геликов» в Москве, это мало кого беспокоит...
/imgs/2019/07/01/13/3434904/8dc31a62b9d15b5e928a653a560fd0a3c89083ec.jpg)
/imgs/2019/07/01/13/3434906/ac23d54359b1eb463d8ceac6ff236714ef981e0a.jpg)
/imgs/2019/07/01/13/3434905/a175e179b7d011a2006bda9f08d053a1d1cd9466.jpg)
Давайте я лучше расскажу вам о своих внедорожных упражнениях, потому что там «Гелик» творил чудеса. На полигоне к нашим услугам были подъёмы крутизной от семидесяти до ста процентов, немного грязи, полоса препятствий из валунов и небольшой пруд глубиной сантиметров в семьдесят. Не то, чтобы это всё было нужно в поездке, но раз у тебя «Гелик» на «зубастых» шинах с тремя блокировками...
Любители экстремальных приключений наверняка скривятся, услышав о независимой передней подвеске вместо неразрезного переднего моста. Но испытатели, работавшие с «Геликом» говорят, что возможности машины даже немного выросли: там, где у прежней модели мост под тягой начинал прыгать, у новой колеса сохраняют сцепление с грунтом.
/imgs/2019/07/01/11/3434671/035c4ca656433a5e76113046ec4bca2d56347f1f.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434673/63884a72da67d147c761fc1419d5ef61074c221c.jpg)
/imgs/2019/07/01/11/3434672/5aa5ba08ed610620cb59b157837e8de8fcd6aac7.jpg)
«Гелик» остался очень серьезным внедорожником: в его основе могучая рама, все агрегаты укрыты внутри неё и не выступают вниз. Рулевая рейка с электроусилителем прикрыта поперечиной рамы, а сапуны переднего редуктора, коробки передач и раздатки выведены на распорку между опорами передних амортизаторов — так, чтобы в броде агрегаты не залило водой.
Как у всех гражданских «Геликов», начиная с 1989 года, на передней панели — три «волшебные кнопки», включающие блокировку центрального дифференциала и двух межколёсных. Серийных внедорожников с такой сверхспособностью я больше не знаю. Впрочем, на полигоне передняя блокировка мне понадобилась лишь раз — когда мы карабкались на сыпучий каменистый подъём. Во всех остальных случаях было достаточно заблокировать центральный и задний межколёсный дифференциал — и «Гелик» играючи расправлялся с косогорами, лез через валуны и плюхался в грязь.
/imgs/2019/07/01/12/3434758/1e454c0b9e756e4af26d240431f8b09da8cbdc34.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434759/96e1c09baa812620a48e3817e4a2b32c606cbe0d.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434763/a3168774c7b107510b9cdb4053abab7f10ed8f90.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434757/e867a4eaf7bdbe20f86dfc5dae8b0b862a70e213.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434760/e9d4fb7a620c7a92372bce22ab969b8f6c18ba42.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434761/b8693a4a3093fffc7637db7891bf618eb1b95c81.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434762/5bc0843fa9b570663b38515f05b4f818eff018fd.jpg)
G-Class без вопросов карабкался и спускался на горки с уклоном 70 и 80 процентов — то есть 31,5 и 36 градусов. На бумаге эти цифры выглядят скромно, но поверьте мне на слово: самому влезть на такой уклон реально разве что на четвереньках, а через лобовое стекло в такие моменты не видать ничего кроме неба.
/imgs/2019/07/01/12/3434767/c466fd64f12cc45ccae45e61f7c525f00c30047f.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434765/d74e2fea7a2fc2b989297ebd6dd4a7646162cbf2.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434766/f9b15664eeccceca4887f4a9adb51a77e70d7052.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434768/9ba92d5d7634d658877f456763335acef6a3fb98.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434769/258c821aa40f34db7c78349b836097dde6e90920.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434770/20626fd5182c30c6a4f3a757fd0993480482b398.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434771/89fa3549c80466477ec73e099d9b93c5a78b3656.jpg)
Хотя коронный номер для «G-Вагена» — это движение по 100-процентному уклону. То есть, переводя в более понятные единицы — под 45 градусов. Водитель в такие моменты ощущает себя космонавтом в установленной на стартовом столе ракете — кажется, что машина уже стоит под прямым углом к поверхности земли, а ты лежишь на спине. И всё равно «Гелик» карабкается вверх — главное, чтобы хватило зацепа шин. На такое способны единицы автомобилей.
/imgs/2019/07/01/12/3434787/86b75993377772f6ea98c4c3bd0d33539eae2347.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434789/648c791649ff2c06a7e457179bb90be77110b443.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434790/394ba46ab18e1b6166d9fd305234b5be1703ddf1.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434791/d4bfa1e7ed5077189df799559f192d8c7c5fd9bb.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434792/5c8e4f92038bde93c0e8a3fe1c23b8120a5e9c29.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434793/fb98c1d3a01e986c7fac5f611a193d2980de316f.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434794/08147beafe770c3859cb29cb459a6ed5d8f10bcd.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434795/9227d5fa2472e3b3ac5f8a9fafd7f51142f61ec0.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434796/8df8f90373f99bea6911c6112fe7d4a58cdd5e36.jpg)
Не меньше меня поразила другая способность «Гелика»: держаться на подъёме без помощи тормозов! Достаточно включить понижающую передачу или заблокировать дифференциал, чтобы задействовать режим G-Mode. После этого на подъёме можете убирать ноги с педалей, и мотор своей тягой будет удерживать машину за счёт проскальзывания гидротрансформатора — создавая на колёсах как раз такой момент, чтобы автомобиль не скатился назад. Похожим образом, без использования тормозных механизмов работает и электронная система спуска с горы — коробка держит первую передачу, а мотор создаёт тормозной момент, не давая машине разгоняться больше пяти километров в час.
Геометрические возможности у «Гелика» поразительные: свесов почти нет, под днищем ничего не выступает — все агрегаты поджаты под брюхо, нижние рычаги передней подвески стоят вровень с рамой, и даже оконечные глушители установлены в базе и спрятаны за порогами. Просвет под редуктором заднего моста составляет 24 сантиметра, а под передним редуктором — так и все 27. Плюс сама подвеска очень длинноходная — даже на сильно пересечённой местности колёса подолгу сохраняют сцепление с грунтом. А когда они всё-таки отрываются, помогут блокировки дифференциалов. В лесу «Гелик» творил настоящие чудеса, невозмутимо продвигаясь вперёд среди валунов.
/imgs/2019/07/01/12/3434818/c28b5ac00f46e5a1be1b912a46563fb207fd6ad2.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434819/fd68cb14bf08301dfa0c1fe7826061b89f98de88.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434820/77e092c0b4635cf127f5dbc8e3da3107a1fb18f1.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434822/0924dcb7c204c2bc731d360a4ddb2b8b8ea7bf6f.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434821/f069a3704bc561467a36254695adb19b53512efc.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434823/092f1c9ff21cb6a1219d4ae78670ea36a69eb914.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434824/430b54b62467856d07c7de2a3272f0efe754cb40.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434825/356d559e41fc244f81428bdea5403ed056d243b5.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434826/e374fd2886f00235e34443dc630234f4e9419691.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434827/6491213d336af3adeb05a071709b83a06e3d0e37.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434828/89b5b07007d782ce1ad24869cb1ba2b8d820c25b.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434829/896f8cee1900a92aa8449a371648ad025da734ee.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434830/b9af109355e1aceffc94f2311835b171798d6767.jpg)
По большому счёту, у меня только один вопрос к новому «Геландевагену» как к вездеходу: это возможность установки более крупных колес. Похоже, что повысить проходимость таким путём будет непросто. Дело в том, что этому мешает хитрая форма поворотных кулаков, верхняя часть которых выдается в колёсную арку. Другое дело, что у нас это мало кого заботит. На сотню владельцев, ездящих только по асфальту, сколько приходится регулярно выезжающих на бездорожье? Например, лично я знаю только одного — он живёт неподалёку от меня, и ездит на подержанной трёхдверке с лебёдкой и «зубастыми» шинами.
/imgs/2019/07/01/12/3434832/7a0f1b7efee2f6406d2ae28e022856699619e841.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434833/4d779ceb26287ddf70cc188bb8eebddf9c9a2bce.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434834/db96ffd159285b93d8b6b38d3ee5effd0de45079.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434836/2c6fa8fead34ca64911be18b8711d260dc4d549b.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434835/4006169e24d4dfb5f536a7660de10666450d0f5e.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434837/e30273577140ac1e13bc9b4a3003d737ebedc4b6.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434838/e6eb1d2ac44229723af0f5b1089cca1653cb2996.jpg)
Новый G-класс способен форсировать брод глубиной до 70 сантиметров. Автоматика при этом перекрывает передний воздухозаборник, чтобы мотор не хлебнул воды: воздух на впуск поступает из передних крыльев
Не для того люди платят по десять-пятнадцать миллионов, чтобы лезть в грязь! Кстати, российские цены на новый G 400 d объявят ещё не скоро, но в Германии он стоит на целых 27 тысяч евро дороже, чем бензиновый G 500! А побывав на производстве в Граце, могу с уверенностью сказать — едва ли «Гелик» может стоить существенно дешевле. Завод Magna-Steyr совсем не похож на автогиганта и производит впечатление почти домашнее: светлый цех — небольших размеров, большинство операций — ручные, и даже тележки с кузовами работники перекатывают вдоль конвейера сами. А за одной выгородкой сидят тётушки со швейными машинками, и шьют обивку для деталей интерьера...
/imgs/2019/07/01/12/3434852/2895639cbcfcbb78ac102f20849d69ad3c87ba49.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434853/60e1a67dcf5cccc38a5225b9a26c783ef0b5aa9d.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434855/143aeeb4a3a8b37f8f4b97df700707189dc0e40e.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434854/1007dfa827837251f907a2e132cbb47c5ecd4b47.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434857/799b6f5dadfe39cd5116fdb6e838901e92b61476.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434856/e188ddfe1d84533fecd25830e552877731e219f4.jpg)
В Граце любят подчёркивать, что собирают машины практически вручную
Конечно, это отнюдь не мастерская, а полноценный завод — только рассчитанный на совсем небольшие объёмы. По сути, с другими Мерседесами у «Гелика» практически нулевая унификация — здесь от них только мотор с коробкой. Почти всё остальное изготавливают прямо здесь, в Граце. И технологии явно не предусматривают массового производства. Например, обычно передняя панель заранее подсобирается на предприятии-поставщике, и поступает на сборочный завод уже в виде готового модуля. С «Геликом» не так — панель собирают прямо здесь, перед монтажом в машину. То же и с креслами, и с отделкой центрального тоннеля.
/imgs/2019/07/01/12/3434859/9c83fd78ff6adb46dd2d2792d995d5a42b00b058.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434858/8ad5d6afe815fd3b0fcf5886e07baa794c5beb5c.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434860/e468343e45ecbd231d3b1be3feed532344ee5298.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434862/71a20368b2eb21e47d12d4bdf2a150788d1ecaa4.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434861/d6274f46bf822ea70dbd60781131da844c050a52.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434865/098cc140e602e46876c97be82222e00c2fc313f4.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434864/4a6bcf05730f0023616cc0e8acc9977c4d322289.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434863/bf520c4348f151354e7955178a5dab393d7fc3c4.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434866/ac4eb1c1e4ec1af4887d54e8581e1bebea50be13.jpg)
Зато такое производство может быть очень гибким. Среди десятков новых «Г-вагенов» на конвейере то и дело можно видеть одну-две машины оливкового цвета — это старая модель W461, которую до сих пор выпускают для Бундесвера и других военных заказчиков. И которая не имеет ничего общего с гражданским «Геликом» нового образца!
/imgs/2019/07/01/12/3434870/c2d332e858f731ed06a425599c0a2e7ab624f54f.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434869/ff3d6c75e8f38871b25304920e2d3008de2ce24d.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434871/3699185f4b57aefddb0b7683a86e5849ba4c52f2.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434874/eec7683c29d5764e5403faf1335786e93ef471db.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434872/f38785dbe1f68b0b927f99e25cc1bbb1a1b3c2dc.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434873/94ef63c280005adc55dc470c89145567797d74ee.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434875/c191cb35330546ee6718e9f65d91b4035cccda40.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434876/c1260f7b89686ef0823395435177d57f64bf8160.jpg)
/imgs/2019/07/01/12/3434877/ada63cbbc91f2b9adcb72c6f0e2e0e9295de6632.jpg)
В таком режиме, практически вручную, за прошлый год было выпущено около 22 тысяч «Геликов». Мерседесовцы говорят, что выход нового поколения радикально подстегнул спрос: в мае они зафиксировали полуторакратный рост заказов. Но даже если весь год продажи будут так же перекрывать прошлогодние показатели, G-класс останется весьма и весьма эксклюзивным автомобилем: для сравнения, отнюдь не массовый седан S-класса разошёлся в 2018 году тиражом почти 78 тысяч машин.
Mercedes-Benz G 400 d
Подробные технические характеристики
Mercedes-Benz G 400 d | |
---|---|
Тип двигателя | дизельный, L6 турбо |
Рабочий объем, см³ | 2925 |
Макс. мощность, л.с. | 330 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 700/1200-3200 |
Тип привода | полный |
Коробка передач | автоматическая, 9-ступенчатая |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | зависимая, пружинная, пятирычажная |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4817х1931х1969 |
Колесная база, мм | 2890 |
Снараженная масса, кг | 2354 |
Объем багажника, л | 454–1941 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 6,4 |
Макс. скорость, км/ч | 210 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 9,6 |
Объем топливного бака, л | 75 |