Бес пилота
Последнее время про системы автономного управления машинами говорят все кому ни лень. Словно вирус эта идея заполонила умы инженеров каждой современной компании, причем не только автомобильной. Беспилотниками занялись даже те, кто к машинам раньше вообще никакого отношения не имел. И концепция у всех одинаковая — из человека водитель так себе, поэтому пусть его заменит робот. Допустим, но пока, как показывает действительность, и на автопилот бывает проруха.
На беспилотном такси в булочную
Последний официально зафиксированный инцидент с участием беспилотника произошел в Сингапуре. В конце лета местная компания nuTonomy запустила в городе сервис такси с автомобилями, оснащенными системами автономного управления. Инновационный таксопарк состоит из нескольких подготовленных электрокаров Renault Zoe и Mitsuishi i-MiEV.
Сервис пока работает в тестовом режиме, покрывая определенный район города, выделенный властями для испытаний. Все желающие могут воспользоваться автономным такси совершенно бесплатно, но в машине обязательно будет находиться инженер компании nuTonomy, чтобы фиксировать происходящие и в случае необходимости вмешаться в управление.
В момент аварии, которая случилась в середине октября, в беспилотном такси находились сразу два инженера. Тем не менее, предотвратить столкновение им не удалось. Электрокар, двигаясь в режиме автопилота, врезался грузовик во время перестроения из одного ряда в другой. В ДТП никто не пострадал.
До аварии полноценный запуск сервиса был намечен на 2018 год. Теперь эта дата может оказаться под вопросом.
ПДД? Еще не выучили
Пока в одной части света беспилотные автомобили из таксопарка не замечают других участников дорожного движения при перестроении, другие в США уже нарушают ПДД. Инцидент произошел в Питтсбурге, где компания Uber проводит на дорогах общего пользования испытания автомобилей с системами автономного управления.
Ночью 26 сентября водитель Натан Стачелек снял на видео, как один из беспилотников такси-сервиса Uber попытался повернуть на улицу с односторонним встречным движением. Дабы автомобиль не проехал под «кирпич», в управление вовремя вмешался человек, сидящий в тестовой машине на месте водителя. После того, как историю подхватили в прессе, руководство компании выступило с заявлением, что не получало сведений о нарушениях ПДД своими машинами.
Сервис Uber испытывает седаны Ford Fusion в Питтсбурге с весны этого года. Машины оборудованы радарами, лазерными сканерами и камерами высокого разрешения, при помощи которых работают системы автономного управления. Всего по городу ездят четыре тестовые машины.
Все совершают ошибки
Справедливости ради стоит отметить, что ошибка автономного Fusion от Uber — это капля в море. Судя по официальным отчетам компании Google, которая уже много лет испытывает системы автономного управления на дорогах общего пользования США, только с сентября 2014 по ноябрь 2015 года было зафиксировано 272 ошибки.
Но и это далеко не все. Примерно за этот же период о неисправностях автономных систем, требующих срочного вмешательства человека, отчитались в Mercedes-Benz (1051 ошибка), Bosch (625 ошибок), Delphi Automotive (511 ошибок), Volkswagen (260 ошибок) и Nissan (106 ошибок).
В совокупности из предоставленных данных инженерам-испытателям пришлось 2894 раза вмешаться в управление беспилотным автомобилем, чтобы избежать аварийной ситуации на дороге. Кто-то еще считает, что робот лучше человека?
Так кто ошибается чаще: человек или электроника?
В мае 2015 года глава отдела Google по разработке машин с системами автономного управления Крис Урмсон решил похвастаться в своем блоге, что за шесть лет испытаний беспилотные автомобили компании проехали в автономном режиме более 1,6 миллиона километров и побывали в ДТП одиннадцать раз. Чем же тут гордится? А тем, что во всех инцидентах беспилотникики были признаны пострадавшей стороной. В семи из одиннадцати ДТП в машины Google врезались сзади, а в остальных случаях они получили удар сбоку от других машин, которые двигались на запрещающий сигнал светофора или знак. Кроме того, через несколько месяцев случилась еще одна авария, в которой также оказался виноват человек. Один-ноль в пользу роботов.
Но в сухую обыграть людей беспилотной системе от Google не удалось. В середине февраля этого года кроссовер Lexus RX 450h, оборудованный системой автономного управления, столкнулся с автобусом. Это первый и пока единственный случай, когда гугл-кар стал виновником ДТП. Машина объезжала препятствие и не пропустила общественный транспорт. В аварии никто не пострадал, а в Google взяли на себя частичную ответственность за произошедшее, пообещав доработать программное обеспечение беспилотника.
Пожалуй, есть у гугл-каров что-то общее с поисковой системой Google — они все время находят неприятности на дорогах. В сентябре этого года беспилотный кроссовер RX 450h попал в самое серьезное ДТП, случавшееся с машинами компании. Правда, в ней вновь был виноват человек: автономный кроссовер пересекал перекресток на зеленый сигнал светофора, а в его правый бок врезался грузовик, водитель которого проигнорировал «красный свет». В аварии никто не пострадал, но машина получила серьезные повреждения.
Это еще «цветочки», а вот Tesla…
Если во всех вышеперечисленных случаях в беспилотниках в момент аварии находились инженеры, подготовленные к экстремальным ситуациям, то в происшествиях с электрокарами компании Tesla оказались пострадавшими люди. Последнее время частота сообщений об авариях, в которых замешаны Model S или Model X, оснащенные системами полуавтономного управления, стремительно растет. Но вот что любопытно: если другие разработчики, не боясь быть осмеянными, делятся сообщениями об ошибках и проблемах, то в компании Илона Маска настаивают, что у них проблем нет и не бывает.
Самая большая трагедия, которая только может произойти с беспилотным транспортным средством, случилась с электрокаром Tesla Model S — авария со смертельным исходом. 7 мая 2016 года автомобиль, находящийся в режиме автономного управления, въехал под прицеп пересекавшего дорогу грузовика. В результате аварии машине срезало крышу, а 40-летний водитель Джошуа Браун погиб. Расследование инцидента тянется по сей день. И как бы Tesla не настаивала на своей невиновности, похоже, что дело именно в «автопилоте». Тем более, что в августе компания допускала, что отказ радара или камеры действительно мог случиться.
Затем произошли еще несколько серьезных аварий, к счастью, без летальных исходов. В конце мая электрокар Model S с включенным автопилотом врезался в остановившейся на дороге фургон. Авария произошла на низкой скорости. Владелец машины иронично обвинил себя в произошедшем, отметив, что он зря доверился компьютеру. Действительно, зря!
7 июня кроссовер Tesla Model X врезался в здание. По словам владельца машины Пузанта Озбага, он с женой подъезжал к парковочному месту со скоростью около восьми километров в час. В этот момент машина неожиданно начала сильно ускоряться и врезалась в здание. В компании заявили, что автопилот был неактивен и педаль газа выжал водитель, а не электроника. В свою очередь Озбаг обвиняет компанию, требуя прекратить продажи кроссовера.
Еще один случай произошел месяцем позже: Model X с активированной системой автопилота внезапно врезался в металлическое ограждение у обочины, а затем ударился о бетонный разделительный отбойник и перевернулся. Пассажиры автомобиля получили незначительные травмы. Дело до сих пор расследуется.
Но несмотря на все эти случаи, автопроизводители не собираются снижать темп в развитии автономных систем. А это значит, что впереди нас ждет еще больше ДТП с участием беспилотников. Вопрос в другом: кто чаще будет становиться виновником этих аварий? /m