Бег в противофазе
Среди множества электрических концепт-каров Парижского автосалона была пара, стоящая особняком. Потому что прототипы «Мерседеса» и «Фольксвагена» не выглядят безумными пришельцами из далекой утопии — скорее, именно так и выглядит наше будущее. «Мотор» рассказывает о концепт-карах Mercedes-Benz Generation EQ и Volkswagen I.D., дающих вполне ясное представление о новых электромобилях двух крупнейших немецких производителей, которые появятся совсем скоро.
Автомобили с традиционными ДВС по-прежнему доминируют в глобальных продажах и еще долго будут править на мировом рынке, однако электрическое будущее неизбежно. Продажи Nissan Leaf давно перевалили за отметку в 200 тысяч штук, а «Тесла» получила полмиллиона заказов на электрокар Model 3, серийной версии которого пока и вовсе не существует.
К вступлению в новую эру готовится и немецкая автомобильная индустрия. Одними из первых, у кого появятся полноценные линейки электрических моделей, станут марки Mercedes-Benz и Volkswagen. Первенцем «Мерседеса» должен стать конкурент кроссовера «Теслы», а VW поначалу делает ставку на доступный народный электрокар.
Платформы
Mercedes-Benz Generation EQ
Шасси кроссовера Generation EQ хоть и было разработано «с нуля», но все же использует ряд компонентов модульной платформы MRA, на которой построены семейства C-, Е- и S-класса. И эта новая тележка ляжет в основу всех электрических машин концерна Daimler следующего десятилетия.
Масштабируемая платформа, в которой применяются сталь, алюминий и композитные материалы, позволит создавать автомобили с разными кузовами и разных размеров — от купе и кабриолетов до больших седанов и внедорожников. Для электрических машин «Мерседес» даже создаст отдельный суббренд EQ, первым представителем которого и стал парижский концепт-кроссовер.
Volkswagen I.D.
Концептуальный хэтчбек «Фольксвагена» тоже построен на новой модульной платформе — MEB, которая была разработана специально для электрических моделей. При этом серийные машины, в конструкции которых используют высокопрочную сталь, алюминий и магний, смогут выпускаться на уже существующих предприятиях «Фольксвагена».
Товарный электрический хэтчбек должен стать по-настоящему доступной моделью и «совершить такую же революцию, какую 70 лет назад произвел Beetle». Вслед за народным электрокаром появится «зеленый» кроссовер и полностью электрическая модификация флагманского седана Phaeton следующего поколения. Всего к 2025 году Volkswagen планирует выпустить на рынок 30 электрических моделей.
Силовые установки и батареи
Mercedes-Benz Generation EQ
Прототип «Мерседеса» оснащен двумя синхронными электромоторами, расположенными на передней и задней оси. В сумме они выдают 300 киловатт (408 лошадиных сил) и 700 Нм крутящего момента. Такой производительности достаточно для того, чтобы кроссовер мог ускоряться с места до ста километров в час быстрее, чем за пять секунд.
Двигатели питает блок литий-ионных батарей на 70 киловатт-часов, целиком поместившийся в днище автомобиля. Полного заряда аккумуляторов достаточно, чтобы проехать до 500 километров. Неплохо? Особенно, если вспомнить, что соразмерный кроссовер Tesla Model X P90D с более емкими батареями на 90 киловатт-часов «разрядится» после 470 километров пути.
Зарядить батареи можно от домашней розетки, системы индукционной зарядки, а также при помощи специального модуля Wallbox. В перспективе «Мерседес» обещает выпустить на рынок инновационную 300-киловаттную систему, способную за пять минут восполнять запас энергии, которого хватит, чтобы проехать дополнительные 100 километров.
Volkswagen ID
Концепт VW укомплектован одним электродвигателем собственной разработки, выдающим 125 киловатт (170 лошадиных сил). Агрегат, тяга которого передается на заднюю ось, работает в паре с одноступенчатой трансмиссией. Электрокар способен ускоряться с места до ста километров в час за восемь секунд, а его максимальная скорость составляет 160 километров в час. Впрочем, в «Фольксвагене» уверяют, что для серийных автомобилей будет доступна широкая линейка двигателей как большей, так и меньшей мощности.
Размеры блока литий-ионных батарей, расположившегося в днище электрокара, полностью соответствуют пропорциям колесной базы. Это обеспечивает автомобилю практически идеальную развесовку по осям — 48:52 в пользу задней. Емкости батарей хватит, чтобы проехать до 600 километров — втрое больше запаса хода серийного электрокара e-Golf.
Заряжать аккумуляторы можно будет при помощи беспроводной системы, а также благодаря сверхбыстрой системы, способной заряжать батареи на 80 процентов всего за 30 минут. Не исключено, что технологии для быстрой зарядки будут предоставлены концерну VW его «дочкой» Porsche, которая собирается создать универсальную сеть скоростных электрозаправок по всему миру.
Интерьер и технологии
Mercedes-Benz Generation EQ
В салоне Generation EQ отсутствуют кнопки и механические переключатели. Даже замки дверей и стеклоподъемники управляются с помощью сенсоров. Перед водителем — огромный 24-дюмовый дисплей высокого разрешения и мультифункциональное рулевое колесо с двумя OLED-тачпадами. Картинка с двух камер заднего вида, заменивших традиционные боковые зеркала, выводится на пару экранов, интегрированных в дверные панели.
Прототип получил продвинутый навигатор, работающий на базе картографического сервиса HERE. Он показывает трехмерную картинку, а также знает расположение всех «жизненно важных» точек для электромобиля — вроде «электрозаправок» и платформ с индукционными зарядками.
Volkswagen I.D.
В отличие от «Мерседеса», в салоне прототипа VW нашлось место одной единственной кнопке, которая отвечает за включение аварийной сигнализации. Управлять машиной помогает проекционный дисплей нового поколения с дополненной реальностью. Виртуальные указатели с направлением движения, поступающие со спутника, появляются прямо «на дороге» на расстоянии от 7 до 15 метров перед автомобилем.
Еще здесь необычный руль с шестью скругленными гранями, на котором находится панель управления с сенсорными клавишами «P», «R», «N» и «D». А стоит коснуться большого логотипа VW в центре руля, как он отъедет к передней панели, а электроника переведет машину в полностью автоматический режим движения.
Автопилоты?
Mercedes-Benz Generation EQ
Картографический сервис HERE на «Мерседесе» работает в тесной кооперации со всеми «электронными помощниками» Generation EQ. Система передает сведения о радиусе ближайших поворотов, особенностях и расположении перекрестков, а также об величение подъемов и спусков. Электроника анализирует эти данные и может автоматически вмешиваться в управление, уменьшая или добавляя скорость и изменяя настройки подвески. Кроме того, искусственный интеллект, постоянно следящий за другими участниками движения, способен самостоятельно принимать решения о вмешательстве в управление, чтобы избежать аварии.
В «Мерседесе» говорят, что внедрение таких технологий станет «еще одним шагом к переходу на абсолютно автоматизированную езду».
Volkswagen I.D.
А вот «Фольксваген», видимо, уже готов к такому шагу: прототип I.D. получил систему полностью автономного управления под названием I.D. Pilot. Как только рулевое колесо «спрячется» в переднюю панель, в работу вступит сложный комплекс из четырех лазерных сканеров на крыше, ультразвуковых датчиков, радаров и видеокамер. Электроника возьмет на себя анализ данных и пилотирование, а водитель сможет заняться чем-нибудь еще.
Переход обратно на ручное управление осуществляется так же просто — достаточно лишь слегка нажать на педаль тормоза или акселератора, и рулевое колесо тут же вернется в рабочее положение.
Когда ждать?
Серийный «зеленый» кроссовер «Мерседеса» появится уже в 2019 году, а народный электромобиль «Фольксвагена» встанет на конвейер годом позже. Оба автопроизводителя предполагают, что к 2025 году они будут продавать не менее одного миллиона электрических машин ежегодно. Тогда же, по их прогнозам, подоспеют и серийные системы полностью автономного управления. /m