Лаборатория4 мин.

Лёд под контролем

10 национальных рекордов скорости — такой стала премьера Ikon Autograph Ice 9

erid: 2RanykCDXkU

© Анна Бойко/LAV Racing

Не секрет, что презентации шин редко проводят перед сезоном. Как показывать летние модели на снегу, а зимние — на асфальте? Рецепт выработан давно: всё приходится делать на полгода раньше. Вот и первое публичное появление премиальной шипованной модели Ikon Autograph Ice 9 состоялось в конце зимы. Ей досталась роль. В чем-то важная, а в чем-то и определяющая. Ведь «спектаклем» стали Дни скорости на льду Байкала.

В этом году фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» состоялся уже в 12-й раз. Постоянные читатели «Мотора» знают, что каждую зиму в проливе Малое море озера Байкал участники фестиваля устанавливают рекорды скорости. Не для развлечения — это вполне официальная спортивная дисциплина.

© Анна Бойко/LAV Racing

Все автомобили, которые в этот раз вышли на ледовую трассу, включая электрический прототип Сарма-2 Evolute, были обуты в дорожные, абсолютно стандартные шины Ikon Autograph Ice 9, сделанные в России. Какой бы ни была мощность, масса автомобиля или тип привода, какой бы пилот ни сидел за рулем, посредник между машиной и гладким, но коварным льдом только один — пятно контакта шины с поверхностью. И чем выше скорость, тем это пятно меньше, а значение «зацепа» — больше.

В этом смысле всё точно как на дороге общего пользования: именно шины определяют, насколько автомобиль может реализовать свои возможности и оставаться безопасным на покрытии с недостатком сцепления.

Выбор модели Ikon Autograph Ice 9 для рекордных заездов представляется логичным: это премиальная шипованная шина, которая унаследовала все технологии знаменитой финской Hakkapeliitta 9. Среди шин российского производства ей мало найдется равных на типичных зимних покрытиях, и тем более на чистом льду.

Так как «Дни скорости на льду Байкала» официально считаются соревнованием, то и проводятся они строго по спортивному и техническому регламентам. Технический комиссар проверяет каркас безопасности, систему пожаротушения, ремни… Для категории «А» допускаются шины с высотой шипа до 1,5 мм. А в категории «В» могут быть только дорожные шины без всяких доработок. Давление проверяют перед каждым заездом.

© Анна Бойко/LAV Racing

Но почему для сугубо спортивной дисциплины выбраны дорожные шины? Ведь для автомобилей с доработками, заявленных в категорию «А», можно использовать «обувку» с высотой шипа до 1,5 мм. Дело в специфике рекордных заездов по прямой на льду. Они совершенно не похожи, например, на зимнее ралли. Поворотов здесь нет, а скорость на ледовой трассе в этот раз достигала 298 км/ч (таков результат Алексея Павлина на Audi RS6 на дистанции 1 километр с хода). И её не только нужно набрать на заданном отрезке, но потом еще и безопасно остановиться, желательно не уехав на другой берег, в Бурятию.

Давление в шинах пилот меняет в зависимости от того, какой рекорд пытается установить. Для старта с хода как правило используют 2,7 атмосферы, а для старта с места давление понижают до 1,7 бар.

© Анна Бойко/LAV Racing

По опыту организаторов (а двенадцать сезонов зимних рекордных заездов — уже своего рода рекорд), в дисциплине достижения максимальной скорости лучше всего ведут себя шины серийного производства. Например, бывало и такое, что специально установленные «боевые» шипы вылетали. А дорожные Ikon Autograph Ice 9 не потеряли ни одного шипа.

Кстати, именно шипы — одна из главных технологических фишек Ikon Autograph Ice 9. Каждая шина сочетает в себе шипы двух разных типов. Один тип шипов разработан специально для центральной части шины, а шипы другого типа — для плечевых зон. Расположение шипов обусловлено разной функциональностью: те, что в центре, увеличивают продольное сцепление (при ускорении и торможении), а шипы в плечевой зоне придают шине поперечную устойчивость при перестроении и поворотах.

Шипы обладают разной формой корпуса, адаптированной под направления максимальной нагрузки, что обеспечивает высокую устойчивость — шипы меньше раскачиваются и прочнее держатся в протекторе. Специальный слой резиновой смеси и углубление под нижним якорным фланцем позволяют смягчать удары о дорожное полотно. В результате происходит значительное снижение уровня шума при качении.

Шина Ikon Autograph Ice 9 — флагманская зимняя модель компании Ikon Tyres. У нее характерный рисунок протектора, симметричный направленный. Рисунок протектора едва ли можно описать как набор отдельных шашек — скорее, в середине здесь можно разглядеть мощное центральное ребро, которое повышает продольную устойчивость шины. А в стороны от него расходятся крупные сегменты, где шашки разделены глубокими поперечными канавками. Такая форма позволяет эффективно отводить снежную кашу из пятна контакта. Более мелкий рельеф не менее значим: глубокие «трехмерные» ламели втягивают воду из пятна контакта, а также создают множество разнонаправленных кромок зацепления, которые работают и на разгоне, и при торможении, и в повороте.

Так выполняется старт с места: автомобиль буквально по сантиметру подкатывается к датчикам системы хронометрирования. Отмашка дается по готовности пилота и судейской команды. Датчики фиксируют пересечение стартового створа, и пилот старается набрать максимальную скорость до пересечения точки фиксации на финише. Затем заезд повторяется в обратном направлении. Результатом рекордной попытки считается средняя скорость на этом мерном километре. Заезды в обе стороны нужно провести в течение часа. Такие правила нивелируют внешние воздействия: ветер, осадки, неровности трассы.

© Анна Бойко/LAV Racing

Одно из практичных дизайнерских решений — индикатор износа шины с цифрами, которые покажут остаточную глубину протектора.

Шины Ikon Autograph Ice 9 доступны в 33 типоразмерах от 14 до 20 дюймов и предназначены для легковых автомобилей, а для внедорожников и кроссоверов стоит рассмотреть шины Ikon Autograph Ice 9 SUV в 65 типоразмерах с посадочным диаметром от 16 до 21 дюйма. Также в зимней линейке Ikon Tyres присутствует шипованная модель Ikon Character 8 более доступного ценового сегмента, вобравшая в себя все технические преимущества проверенной линейки Ikon Nordman. Есть и модель без шипов: Ikon Autograph Snow 3 идентична по своим характеристикам ранее выпускавшейся шине Nokian Tyres Hakkapeliitta R3. /m

Реклама.

Рекламодатель: ООО «Айкон Шина» ИНН 7816162305

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget