Лаборатория5 мин.

Легкий коммерческий транспорт: что происходит на рынке?

Почему покупать легкий комтранс нужно именно сейчас
В последние годы российский рынок новых LCV (то есть лёгкого коммерческого транспорта) представлял собой довольно стройную картину. Лидером сегмента оставались «Газели», их в свою очередь пытался догнать Ford Transit елабужской сборки. Скажем, по итогу 2021 года оказалось, что из 144 тысяч вставших на учёт ГИБДД автомобилей преобладающее количество, 64,7 тысячи — это техника марки ГАЗ, а 20,5 тысячи — «Форды». Также неплохо расходились машины из Калуги под марками Peugeot, Citroen и Opel. Но теперь ситуация на рынке комтранса точно изменится.

2021-й оказался годом грандиозных перемен. Стремительно старевший автопарк лёгкого комтранса вдруг начал молниеносно обновляться! Продажи LCV разом подскочили на 38%. С одной стороны, повлиял эффект «низкой базы» 2020 года, когда из-за эпидемиологических ограничений рынок резко сжимался. В то же время, в 2021 году пресловутая эпидемия коронавируса оказалась основным драйвером роста, так как локдауны, самоизоляция и массовый перевод сотрудников на «удалёнку» спровоцировали активное развитие электронной торговли.

По данным аналитического агентства Data Insight, тройка крупнейших российских маркетплейсов (Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет) нарастила выручку от 95 до 180%, а количество заказов на этих площадках увеличилось на величину от 155 до 199%. В других интернет-магазинах, что торгуют электроникой, инструментом, а также товарами для дома и сада, тоже наблюдался грандиозный приток новых клиентов.

Понятно, что для доставки покупок по адресам заказчиков и пунктам выдачи перевозчикам пришлось наращивать флотилии развозных фургонов. Производители и дистрибьюторы хвастались, что портфели заказов на новые автомобили сформированы аж до середины 2022 года. Но очевидно, что теперь поставщики иномарок не смогут отгрузить заказанные клиентами машины: отечественные заводы и экспортные поставки техники заграничных брендов сейчас остановлены.

Завод ГАЗ, линия сварки

Между тем, благодаря высокой популярности маркетплейсов продавцам удается сохранить продажи на нормальном уровне, уверяет платформа XWAY_MMP (официальный партнёр крупнейших игроков рынка). Кроме того, в поддержку селлерам крупные интернет-площадки снизили комиссию и стоимость доставки, сделали хранение бесплатным, а заодно подарили бонусы на продвижение.

Но не одним только сектором торговли онлайн живёт рынок LCV. Лёгкие грузовики также нужны малому и среднему бизнесу, которому государство обещает массу преференций самого разного толка. Так, в некоторых регионах страны упростят размещение нестационарных торговых объектов. Вдобавок меры поддержки будут оказаны представителям аграрного сектора, частным инвесторам и многим другим.

А значит, в ближайшее время может сложиться парадоксальная ситуация, когда спрос на комтранс есть, а самих машин нет. Ожидая такой вариант развития событий, многие представители бизнеса сейчас предпочли подстраховаться и приобрести технику как можно скорее, ведь дальше грузовики будут только дорожать. А ходовые версии иномарок вообще исчезнут из ассортимента дилеров…

В итоге, если клиент планировал покупку иномарки, закладывая стоимость каждой машины порядка 2,8–3,3 миллиона рублей, то теперь бюджет вырос практически вдвое — до 4,5–5 миллионов. А значит, приходится либо сокращать закупки, либо искать альтернативу — например, те самые «Газели». Марка ГАЗ сейчас предлагает покупателям автомобили сразу трёх поколений — классический «Бизнес», проверенный Next и новейший NN.

Так, вместо резко подорожавшего «импорта» перевозчики смогут позволить себе новую «Газель NN», которая представляет собой «оцифрованную» и осовремененную версию «Некста». При этом нельзя сказать, что отечественная техника проигрывает иностранным конкурентам: в последнее время марка ГАЗ, сформировав широкую линейку моделей, смогла совершить серьёзный скачок по части качества, надёжности, безопасности и технологичности.

Потребность в легком коммерческом транспорте для логистики и пассажирских перевозкок трудно переоценить. Только в Московской области число пассажирских маршрутов превышает 2 тысячи. А их суммарная протяженность уверенно переваливает за 40 тысяч километров

Впрочем, гораздо важнее сейчас может оказаться другое, а конкретно — наличие и стоимость запасных частей. Начнём со стоимости. В марте расценки на проведение ТО силами официального дилера для популярных иномарок увеличились на 70%. Теперь за рядовое техническое обслуживание владельцу комтранса нужно заплатить не меньше 30 тысяч рублей! И тарифы «официалов» продолжают расти…

На ценники деталей для кузовного ремонта вообще невозможно смотреть без содрогания. За фару теперь просят минимум 42 000 рублей, а за бампер — 37 000 рублей. В прайс-листах на популярные «расходники» тоже произошли существенные изменения: за комплект передних тормозных дисков придётся отдать около 25 тысяч, за единственный амортизатор — 7 500, а за тормозные колодки — 4 500 рублей.

А ведь прежде импортные LCV российского производства могли похвастаться относительно гуманной стоимостью владения. Как видим, этой весной ситуация кардинальным образом изменилась. И аналитики рынка считают, что нынешние цены продолжат свой стремительный взлёт… К осени, по самым скромным прогнозам, автокомпоненты могут «потяжелеть» примерно вдвое.

И это хорошо, если иномарки вообще будет чем ремонтировать. Из-за разрыва логистических цепочек многие позиции стали настоящим дефицитом, который невозможно найти ни за какие деньги. Да, Минпромторг разрешил механизм «параллельного импорта», когда автомобили и комплектующие можно ввозить внутрь страны без разрешения правообладателя. Но эту схему только предстоит отработать!

Цельнометаллический фургон GAZelle NEXT

Ну а прямо сейчас дилерам приходится спешно искать «обходные» схемы поставок и каналы «альтернативных» запчастей. Разумеется, подобные «панические» закупки крайне негативно влияют на сроки и качество обслуживания и ремонта, когда необходимую запчасть приходится ждать по несколько дней или недель. Сроки простоя, а, соответственно, и потери владельцев неизбежно возрастают.

ГАЗ, линия окраски кузовов

Как уже бывало, в кризис предприниматели ждут, что власти примут всевозможные меры поддержки малому и среднему бизнесу. Отечественные же автопроизводители прямо сейчас разрабатывают собственные программы. В ближайшее время фирменные акции обещают запустить УАЗ и LADA. А первым линейку антикризисных акций запустил ГАЗ. В этот портфель вошли прямые скидки, льготный лизинг, трейд-ин и утилизация.

Вот конкретные примеры. В программе «Меняй уверенно» предусмотрена скидка до 350 тысяч рублей на покупку автомобиля при условии сдачи предыдущей машины на утилизацию или в трейд-ин. Кроме того, при покупке комтранса в кредит необязательно оформлять полис КАСКО — это огромная редкость сегодня.

Изотермические фургоны часто строят на базе легких коммерческих шасси

Условия программы «Бери, зарабатывай» включают скидку для владельцев бизнеса на весь модельный ряд и специальные условия по лизингу, а попутно — отсрочку платежей в первые шесть месяцев, рассрочку на два года без переплат или (по выбору) низкие ежемесячные платежи при максимальных сроках лизинга.

Это предложение подкреплено прогнозируемым уровнем затрат на обслуживание машины.

Другой приятный бонус— это бесплатные ТО-1 и ТО-2, если клиент покупает два автомобиля или более. Повторим, это лишь пример одного производителя. Предполагаем, что аналогичные предложения вскоре последуют от остальных игроков рынка.

Микроавтобус GAZelle NEXT

Так что ситуация на рынке комтранса точно изменится. Место «ушедших» или «задумавшихся» иностранных брендов успешно займут отечественные. Это покупку легковушки можно отложить до лучших времён… С коммерческим транспортом дело обстоит иначе, ведь грузы сами себя не отвезут, а обновление автопарка желательно проводить по графику. Иначе затраты на содержание будут съедать всё большую часть прибыли. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget