Уникальный «Мерседес» с советским прошлым
Модель 500 К от компании Mercedes-Benz оказалась чрезвычайно успешной – ее покупали богатые и знаменитые, она была быстрой и желанной. Осознавая это, в 1935 году немцы выпускают 540 К – машину, которая на многие годы станет синонимом технологичности и элегантности. Огромный двухместный родстер считался красивейшей машиной своего времени, а стараниями ателье Sindelfingen он превращался в подлинный шедевр.
Те стилистические вкрапления, которые добавили в Sindelfingen, абсолютно не бросаются в глаза, что только подтверждает их оправданность. Зато однозначно в глаза бросается мощность: 180-сильный двигатель с компрессором позволял играючи поддерживать крейсерскую скорость в 140 км/ч на автобанах. Причем передвижение на такой скорости было максимально комфортным – благодаря независимым подвескам обеих осей.
В период с 1935 по 1939 было выпущено 419 автомобилей 540 К, из которых в серию Special Roadster (то есть, с измененными кузовами) попали лишь 25 машин. Особенно желанными были автомобили последнего года выпуска, оснащенные 5-ступенчатой коробкой передач. Одну из таких – и ее вы можете видеть на фото – приобрел Рольф Хорн, декоратор из Берлина.
Машину Хорну доставили в августе 1939 года, прямо перед началом Второй Мировой войны. Вполне вероятно, что это последний выпущенный 540 К Special Roadster. Оригинальная линия дверей, измененная решетка радиатора, две линии жабр на боковых гранях моторного отсека – это лишь немногие отличия, выделяющие автомобиль Хорна.
Кроме того, в салоне уникального родстера было радио, которое, возможно, даже сообщило своему хозяину о капитуляции Германии в 1945 году. Ездить на ней по стране Хорн не мог, причем не столько из-за военного положения, сколько из-за расхода топлива – тогда каждая капля бензина была на счету. Войну 540 К провел в укромном гараже, подальше от любопытных глаз и орудий.
Что именно случилось с Рольфом Хорном после войны – неизвестно. Известно лишь, что он покинул страну и оставил свою машину в той части Германии, которая после Второй Мировой стала ГДР. С 1949 по 1953 год на редком 540 К передвигались советские дипломаты, но к 1953 в Германию были направлены ЗиСы, поэтому «трофейная» машина ушла в РСФСР, в Москву.
Там она обосновалась у Артура Лештина – человека, который широко известен в постсоветских автомобильных кругах. К тому времени автомобиль уже был не первой свежести, но все еще в родной черной краске. Позже Лештин перекрасил машину в белый цвет и съездил на ней в Крым вместе с супругой. В конечном итоге машине вернули черный цвет и в 1964 году продали Альфу Йоханнсону.
Альф был шведским путешественником, который около 10 лет работал в Москве переводчиком. После покупки он еще три года ездил на 540 К по столице РСФСР как на повседневном автомобиле. В 1967 году он решает покинуть СССР и сталкивается с серьезной проблемой – помимо долгой дороги и снега, препятствие собой представляла таможня, которой нужно было доказать историческую ценность автомобиля.
Отъездив в Швеции на Special Roadster около 10 лет, Альф продал машину в США Тому Барретту – автоколлекционеру и владельцу автосалона. Далее автомобиль попал в центр Imperial Palace, ну и уже в нынешнем веке – в Lyon Family Collection, в Калифорнию. Там начался процесс комплексной реставрации уникального автомобиля.
В 2011 году специалисты Mercedes-Benz Classic Germany прибыли в США и подтвердили, что автомобиль является настоящей находкой: номер двигателя соответствует номеру шасси, все заводские таблички сохранены. Коробка передач тоже была заводской. Машине недоставало несколько мелких элементов, но они были повторно изготовлены в Германии и установлены, довершая реставрацию.
Реставрация была завершена в 2012 году. На машине не было ни одного лишнего болта, ее техническое состояние полностью соответствовало новой машине 1939 года. Благодаря тщательной проработке, 540 К Special Roadster от Sindelfingen стал обладателем награды Конкурса Элегантности 2012 года в Пэббл-Бич.
После выставки специалисты RM Auto Restoration внесли несколько мелких «заключительных» штрихов, затрагивающих техническую часть, и с тех пор автомобиль находится в безупречном состоянии во всех смыслах этого слова. Он завоевал 6 тематических наград за два года, тем самым доказав свою абсолютную исключительность.
540 К в любом виде и состоянии является желанным для коллекционеров автомобилем, но этот – особенно. Поэтому стоит ли удивляться, что на недавнем аукционе RM Auctions он был продан за 6 миллионов 600 тысяч долларов?
Новый владелец получил не просто красивый автомобиль с громким именем. Он получил огромный пласт автомобильной истории, который достоин того, чтобы жить еще долгие годы.