Лаборатория5 мин.

Миссия «Скорость»

Почему новые прототипы LMP2 стали лучше и заметно быстрее

© Рустем Тагиров, Motor.ru

Мы съездили на базу российской команды G-Drive Racing во Францию, посмотрели на новый прототип ORECA 07, поговорили с инженерами и Романом Русиновым и теперь готовы рассказать вам, почему новые машины LMP2 будут не намного медленнее прототипов топового класса LMP1.

То, что последние несколько лет автоспортивные чиновники вытворяли с Формулой-1 и WRC, иначе как издевательством и не назовешь. Машины становились тише, медленнее, страшнее… Каким-то непостижимым образом прототипы LMP2, выступающие в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC), все это время продолжали отрыгивать огнем и реветь, как раненные динозавры, то есть оставались автомобилями, за которые мы и любим гонки.

И вдруг в 2017 году машины Формулы-1 и WRC вдруг стали настоящими машинами Формулы-1 и WRC. А значит прототипы для Ле-Мана должны чем-то ответить. И они ответили. Мы разобрались с новыми автомобилями LMP2 на примере прототипа ORECA 07 российской команды G-Drive Racing.

Аэродинамика

Новые машины LMP2 заметно уже и длиннее прежних. Теперь длина прототипа этого класса не должна превышать 4750 миллиметров (плюс 100 миллиметров), а ширина должна находиться в пределах 1900 миллиметров (минус 100 миллиметров). Автомобиль, спроектированный в ORECA, получился даже чуть меньше — на пять миллиметров и по длине, и по ширине.

Изменение габаритов, по словам главного инженера G-Drive Racing, британца Дэвида Лича, позволило снизить лобовое сопротивление и, соответственно, увеличить скорость на прямой у всех новых прототипов. По расчетам Дэвида, в Ле-Мане максимальная скорость новых машин LMP2 составит примерно 335 километров в час — на 25 километров в час быстрее прошлогодних цифр, когда Хо-Пин Тун и Николя Лапьер разогнали свои Alpine A460 до 310,9 километра в час.

Но это не значит, что теперь машины LMP2 будут чудовищно быстрыми на прямых и неуправляемыми в поворотах. Напротив, Лич отмечает, что прижимная сил машин в поворотах выросла, а поле для экспериментов с аэродинамикой теперь еще шире. Например, четыре закрылка в передней части машины можно снимать и ставить обратно по отдельности друг от друга в зависимости от условий. Можно повозиться с задним крылом и 10-миллиметровой планкой на его кромке и, конечно же, изменить величину дорожного просвета спереди и сзади, наклоняя машину, чтобы заставить днище генерировать больше или меньше прижимной силы.

Никто не отменял и специальный аэродинамический пакет для Ле-Мана. В случае с ORECA 07 он предполагает изменение формы передних колесных арок, а также отказ от «лишних» элементов. Например, от кромки на заднем крыле и планки, которая стоит над диффузором.

Наклейка «Мотора» в этом году снова отправится за победой в WEC и Ле-Мане на прототипе команды G-Drive Racing.

По словам Лича, новые автомобили LMP2 в Ле-Мане будут значительно быстрее на прямых, но сохранят прежний уровень прижимной силы в поворотах. А это значит, что парням из LMP1 теперь придется быть намного внимательнее, обгоняя машины младшего класса. Потому что они теперь тоже чертовски быстры.

Силовая установка

Если в 2016 году у команд был выбор моторов, то в 2017-м на всех автомобилях категории LMP2 будут стоять одинаковые силовые агрегаты — двигатели Gibson, сопряженные с секвентальными шестиступенчатыми коробками передач Xtrac.

В Gibson этот двигатель называют самым продвинутым из всех, что когда-либо были созданы компанией. Мотор разрабатывался специально для гонок на выносливость и будет использоваться не только в в чемпионате мира, но также в европейском и азиатском первенствах.

Одной из сильнейших сторон ORECA 07 на фоне конкурентов, по мнению G-Drive Racing, является система охлаждения. Внутренний радиатор слева отвечает за коробку, внутренний справа — за масло. Пара внешних радиаторов остужают охлаждающую жидкость. По словам Дэвида Лича, на автомобилях других производителей с охлаждением могут быть проблемы.

Рабочий объем восьмицилиндрового мотора с 90-градусным углом развала составляет 4,2 литра. Двигатель, который весит всего 135 килограммов, выдает почти 610 лошадиных сил (555 Нм крутящего момента), что примерно на 100 сил больше, чем было раньше. И крутится до 9000 оборотов! Здесь система смазки с «сухим» картером и никакого непосредственного впрыска топлива — от нее отказались ради снижения эксплуатационных расходов. По новым правилам час работы силового агрегата должен стоить не больше 1250 евро.

По словам Дэвида Лича, новый двигатель — еще одна причина того, что новые машины LMP2 стали быстрее на прямых. Однако экономичность — один из важнейших факторов в гонках на выносливость — ухудшилась, примерно на 10 процентов.

По расчетам Лича, теперь одного 75 литрового бака прототипам LMP2 будет хватать на 10 кругов в Ле-Мане (136 километров), тогда как раньше машины могли проезжать 11, а то и 12 кругов (163 километра) без дозаправки. Но тут все будут в равных условиях.

Электроника

Начнем с руля. Дисплей на нем стал больше, а назначение некоторых кнопок и переключателей изменилось по сравнению с прошлым годом. Поэтому Дэвид Лич уже заставляет своих пилотов учить назначение всех клавиш, чтобы в случае чего справиться с нештатной ситуацией — если, например, радио откажется работать.

Но руль — не самая большая проблема пилотов. В 2017 году у гонщиков, выступающих на машинах класса LMP2, будут всего две «карты» блока управления мотором — одна гоночная, а вторая для того, чтобы довезти машину с неисправностью до пит-лейна.

Раньше таких «карт» было больше. Например, существовал особый режим, который пилоты активировали во время появления на трассе машины безопасности. Он позволял держаться в темпе пейс-кара и экономить топливо, увеличивая дистанцию до следующего пит-стопа.

Электроника ORECA 07 — продукт британской компании Cosworth.

Теперь же гонщики должны сами контролировать подачу топлива правой педалью. Поэтому дистанция на одном баке отныне будет зависеть исключительно от мастерства пилота.

Второй сохранившийся режим работы двигателя поддерживает оптимальный уровень оборотов, чтобы довезти до механиков машину, у которой, например, сломался акселератор.

Однако пилотам оставили возможность менять степень и скорость вмешательства антипробуксовочной системы, регулировать усилие на руле и отклик мотора на нажатие педали газа. А еще они могут попить, поморгать дальним светом овощам впереди, дистанционно сообщить команде о заезде на пит-стоп в конце круга и включить дворники — для всего этого предусмотрены кнопки.

Последнее по списку, но не последнее по значению — в автомобилях класса LMP2 появился кондиционер. Так как машины стали быстрее, в том числе в поворотах, нагрузка на гонщиков выросла. И чтобы они не сварились в несгораемом белье, комбинезоне и под стоящим за спиной мотором, слева от них стоит здоровенный блок системы кондиционирования, призванный сделать климат внутри прототипа чуть более приятным.

А вот и тот самый кондиционер — под блоком с кнопками.

Все остальное

Новыми у прототипов LMP2 будут и колеса. Причем как по составу, так и по размерам. В связи с этим в ORECA усилили подвеску прототипа с индексом 07 (в сравнении с ORECA 05), в которой используются амортизаторы компании PKM.

Отказалась команда и от многострадальных тормозных механизмов Brembo, из-за которых G-Drive Racing лишились победы на этапе в Мексике в 2016 году. Правда, частично — большинство компонентов тормозной системы поставляет AP Racing и лишь суппорта приходят из Италии. В ORECA надеются, что они не подведут.

Скорость

По прогнозам Лича, обладатель поул-позиции категории LMP2 в Ле-Мане в этом году поедет 13,6-километровый квалификационный круг за 3 минуты 25 секунд. В 2016 году пилоты G-Drive Racing на прототипе ORECA 05 выиграли квалификацию с результатом 3 минуты 36,605 секунды! То есть времена машин LMP2 на круге улучшатся на десять секунд! Понимаете, что это значит?

Это означает, что в 2017 году автомобили LMP2 будут максимально близки к машинам LMP1, которые, во-первых, изменились не так сильно, а, во-вторых, сильно потеряли в количестве по сравнению с прошлым годом из-за ухода Audi. Получается, что, при определенном (и вполне вероятном) стечении обстоятельств пилоты LMP2 будут рубиться не только за победу в классе, но и за место на общем подиуме. И G-Drive уже добивались успеха в этом упражнении: в Бахрейне в 2013-м. Кстати, тогда российская команда тоже ехала на прототипе ORECA. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget