Лаборатория14 мин.

Спектр

Jaguar F-Type R AWD против Range Rover Sport SVR в грязи и на асфальте
Одна компания, одна родина, одна цена и одинаковое сердце, которое с бешеной скоростью вращает все четыре колеса. Но выбор сложен, как между печеньками на темной стороне силы и ночью с принцессой Леей. Победитель определится на смешанной асфальтово-грунтовой трассе, где и полноприводный Jaguar F-Type R AWD, и Range Rover Sport SVR смогут проявить себя с лучшей стороны. Делайте ставки, господа!

Одна компания, одна родина, одна цена и одинаковое сердце, которое с бешеной скоростью вращает все четыре колеса. Но выбор сложен, как между печеньками на темной стороне силы и ночью с принцессой Леей. Победитель определится на смешанной асфальтово-грунтовой трассе, где и полноприводный Jaguar F-Type R AWD, и Range Rover Sport SVR смогут проявить себя с лучшей стороны. Делайте ставки, господа!

Фролов: Иногда простой спор выливается в холодный завтрак вдали от дома. Ареной этой битвы Пересвета с Челубеем, Oreo и Юбилейного, Dr Pepper с Дюшесом из Черноголовки станет рязанский трек Атрон, который открыли в этом году.

В первую очередь, это большой открытый картодром, с боксами, прокатными машинами Sodi, трибунами, мойкой, рестораном и даже отелем. Но иногда сюда заезжает автокросс, поэтому в конфигурацию можно включить гравийные участки.

И это как раз то, что нужно для дуэли обезумевшего 550-сильного купе F-Type R AWD и прокачанного отделением SVR кроссовера на анаболиках – самые-самые из спектра дерзких полноприводных машин Jaguar Land Rover уже ждут нас на холодной парковке автодрома.

На бумаге силы практически равны. После синхронного старта Jaguar сперва поедет по асфальту, а Range Rover в середине круга отправится на «бездорожье», с трамплином и гравийным бэнкингом. А на втором круге они поменяются ролями.

В моих руках будет Range Rover. Когда зима уже щекочет пятки, не хочется думать о поясе из собачьей шерсти и цепях противоскольжения, а в партнерах на эту гонку хочется иметь что-то действительно серьезное.

Тем более, что внутри SVR стоит идентичный с F-Type R мотор V8, с приводным нагнетателем и крутящим моментом, способным намотать на колесо якорь «Титаника». Настоящий индийский боевой слон Британской империи, Дэниел Крэйг в джинсовом комбинезоне и с бензопилой Tonino Lamborghini на плече.

Особенно мне нравится облегченная углепластиковая крышка подстаканников, которая позволит мне отыграть не менее 0.0000000032 секунды на разгоне. Что, Алексей, уже страшно?

Жутиков пока гадает, на сколько часов он оторвется на асфальте, но дороги, по которым мы сегодня поедем, мало похожи на немецкий автобан – разница на коротком, но не очень ровном гравийном участке должна быть просто катастрофической.

А еще – вы разве не заметили? Он же черный! Этот F-Type больше похож на лакричную конфету, чем на спортивный автомобиль, а я их терпеть не могу!

Жутиков: О чем тут вообще рассуждать? Машина должна быть мощной, красивой, быстрой и максимально непрактичной. Осуждаете такую позицию? Вы просто не пробовали. К тому же, границы практичности суперкара очень часто оказываются намного шире, чем вы думаете. Поэтому я выбираю «Джаг». И поэтому сегодня я здесь. На новом кроссовом треке под Рязанью, который называется «Атрон». Но я буду называть его Антон.

Антон мелковат. Когда выходишь на главную прямую, тормозить перед первым поворотом приходится сразу после финишной линии, а стартовые светофоры едва не задевают крышу «Рейнджа», но в этой тесноте что-то есть. Может, все дело в кроссовом отрезке? Самое место для демонстрации практичности.

Да, я не смогу пройти грунтовый участок так же быстро, как RR Sport. Нет, смогу, конечно, но машину затем придется перекрасить, а бамперы – поменять. Поэтому просто не буду. Но у меня есть план. Я собираюсь быть настолько быстрее на асфальтовой части, что у моего шкафоподобного соперника не останется ни одного шанса.

Моя машина весит 1730 кило. SVR – 2335. То есть, на 600 килограммов больше! Куда ему до меня на асфальте? Паспортные цифры говорят, что он будет медленнее меня в разгоне до сотни на 0,6 секунды. А на таком тесном треке, как Антон, – это вечность.

Мы стоим на старте, и на моем лице не дрогнет ни один мускул.

Стартуем по отмашке флагом, просто нажав газ в пол. Чтобы ехать эффективнее и (в основном, поэтому) эффектнее, я отключил систему стабилизации и перевел все что можно в динамический режим…

Фролов: Jaguar F-Type R AWD уже стоит справа от меня на стартовой прямой, а Жутиков сидит в нем с таким лицом, будто только что его оплатил.

Парни с автодрома с недоумением смотрят на диффузор моего Range Rover, но эти две тонны синего металлика и мускулов с багажником выглядят не менее грозно — в дикой природе яркий цвет означает «не подходи — будет больно».

В общем, настал лучший момент поставить пару фингалов позерам из фитнес-зала. А дальше шах и мат, женщины и шампанское! Хотя, кого я обманываю – три часа одиночества по дороге домой.

Педаль газа в пол, и через мгновение вы чувствуете, как эта ракета-носитель на 3500 оборотах отбросила первую ступень. SVR даже не разгоняется – он размазывает пассажиров мощью и ускорением. До ста километров в час – 4,7 секунды.

Система впрыска топлива Range Rover похожа на прорвавшийся водопровод: кажется, где-то сорвало резьбу, и теперь соседям тоже несдобровать.

С правого борта ревет F-Type R и звук обеих выпускных систем, кажется, способен дробить камни, но Жутиков уже остался на шаг позади и, полагаю, шокирован этим не меньше меня.

На торможении перед правым поворотом легкие, наконец, отлипают от спинки сидения, и я вижу, как Леха мешкает с тем, чтобы заскочить внутрь. Он чуть сзади, но на внутренней траектории. Range Rover должен либо пропустить его, либо раздавить, как алюминиевую банку из-под газировки. Пора переходить на темную сторону силы?

Жутиков: Что, мать вашу, происходит? Где мои 0,6 секунды преимущества? Мы с Фроловым вдавили газ синхронно, но эта синяя пятиэтажка не отстала ни на миллиметр! А к повороту он еще и немного вырвался вперед. На его месте я бы уже обделался, ведь пора тормозить, а остановить «Рэйндж» — это примерно как успокоить Жириновского.

Мой плюс – внутренняя траектория. Надеюсь, он меня видит. Или хотя бы помнит, что где-то справа должен быть низкий спорткар за восемь миллионов с коллегой внутри. Единственный мой шанс – вкрутиться в этот чертов первый поворот точнее, чем он, максимально рано открыть газ и смотаться.

«Джаг» не любит крутые повороты, поначалу показывая недостаточную поворачиваемость во всей красе. Съезжает мордой с траектории, даже если вы едете не очень быстро. Помогает первичная загрузка передка торможением или сбросом газа. Но главное — вовремя нажать газ.

Эти англичане умеют сделать дрифт-машину даже на полном приводе! Слава шатунно-поршневой группе, после первого поворота я – лидер. Пора внедрять в жизнь мой план по отрыву от «Рейнджа» на асфальте.

Но план не спешит срабатывать. Синий монстр слепит меня ксеноном в зеркалах, не отставая. Так, наверное, выглядит воздушная дуэль двух фронтовых истребителей. И мне очень неуютно быть в ней преследуемым. Я еду максимально агрессивно. Рано или поздно я должен его стряхнуть...

Фролов: Корма F-Type теперь маячит впереди, и я вижу, как не сдерживаемые системой стабилизации 550 лошадиных сил хлыстом мотают заднюю ось, а Жутиков резко корректирует занос рулем. Управляемость «Ягуара» держится на тонких хрустальных ножках, которые в любой момент могут сломаться.

На полном газу из труб купе вылетает сажа, которая могла бы убить не меньше лошадей, чем капля никотина, а сейчас эти черные точечки, должно быть, оседают на переднем бампере Range Rover.

После второго поворота отрыв настолько мал, что я могу разглядеть мускулы хромированного ягуара на крышке багажника F-Type. Между нами полтора корпуса, но на развилке гравийного участка наши пути расходятся, и а капелла выпускных систем разбирается на голоса.

Расщепляющий все живое глубокий рев Range Rover SVR и сухие, высокочастотные хлопки цилиндров Jaguar. Если бронхитный кашель SVR еще в начальной стадии, то Jaguar F-Type R – уже хронический больной.

Жутиков: И вдруг он пропал. Убрался, с надеждой подумал я? Но тут же вспомнил: мы проехали развилку, на которой внедорожник ушел на грунтовую часть. На втором круге туда поеду я, а RR Sport продолжит ехать по асфальту. И пока я остался один, я обязан создать максимальное преимущество.

Хоть у Ильи и большая машина с внушительным дорожным просветом, на грунте он все равно сбавит ход. Для того, чтобы оказаться лидером, мне нужно просто быть быстрее. Намного быстрее. Этим я, пожалуй, и займусь.

Но 550-сильной машине здесь не просто тесно. Ей нечем дышать. Мы с ней работаем в убойном режиме: стоит только выкрутить одну передачу, как приходит время тормозить.

Благо тормоза тут – карбон-керамические. Я бы даже сказал кармические. Думаю, обычные тормоза в таком режиме прикажут долго жить минут через 20-30.

Фролов: Отрезок гравийной трассы до трамплина оказывается похож на грунтовку, на которой обычно убивают свои подвески обочечники, и тяжелые «двадцать первые» колеса быстро входят с рытвинами в резонанс.

Я-то думал, что SVR здесь будет ехать, как Bowler на Дакаре.

Прибавить получается только после того, как дуга распрямляется, и гравий становится укатанным. Range Rover играючи заскакивает на трамплин, отрывается на перегибе – одно только небо в лобовом стекле и полная неизвестность, что там внизу.

Кажется, сейчас тяжелый V8 как дротик воткнется в землю, но SVR по-кошачьи мягко приземляется на грунт и уже забирается на пологий бэнкинг, который, словно труба в аквапарке, коварно закручивается внутрь. Внутри поворот оказывается круче, чем кажется.

Перед гонкой я думал, что буду вне асфальта не просто быстрее, – я буду доминировать, но низкопрофильная шоссейная резина здесь просто не работает.

Сердце уходит в пятки, когда две тонны стали, кожи и карбона беспомощно соскальзывают в сторону металлического барьера. Как говорил один инструктор по вождению – если вы видите, во что врезались, то это недостаточная поворачиваемость. Но все обошлось.

Выбравшись на асфальт, вижу перед собой длинный правый поворот, похожий на «Брюссель» в Спа-Франкоршам, и Jaguar — где-то в двухстах метрах впереди. С одной стороны, я думал все будет гораздо хуже, с другой, пока Леха не заедет на грунт, разрыв будет только увеличиваться.

Жутиков: Я не допускаю лишних скольжений. Теперь – никакого шоу, только борьба с секундомером. V8 орет во всю глотку на разгоне и захлебывается на торможении. Выхлоп делает свое дело: все, кто был поблизости, скопились на смотровом балконе трассы. Судя по звукам, на треке идет настоящая война, со стрельбой и наступлением.

Пролетаю выезд с грунтового участка: Ильи не видать. Это хорошо, надо еще немного поднажать. Пересекаю финиш первого круга в лидерах. Остался второй, последний круг.

Несколько поворотов – и чуть было не промахиваюсь мимо съезда на грунт. Резко осаживаю машину. Теперь все решится. Я на грунтовке, которая больше похожа на гравийку…

Фролов: Руль SVR очень легкий, без спорткаровской тяжести – Range Rover не пытается казаться тем, кем не является, но его нос достаточно отзывчивый, чтобы хотя бы медленные повороты не превратились в мучение.

На длинной дуге SVR мягко соскальзывает боком, подстегивая добавить газа и выйти из поворота с пробуксовкой. В его реакциях нет ни ягуаровской остроты, ни нервозности.

А когда шинам больше нет нужды сочетать поперченые перегрузки с продольными, вновь начинается бешеный, беспощадный разгон.

Этот трек рассчитан на картинг, поэтому, едва разогнавшись на прямой, уже нужно начинать тормозить. В отличие от композитных тормозов F-Type R, на SVR стоят обычные стальные диски Brembo, но они работают практически безупречно.

Окончательно потеряв из виду F-Type, я доезжаю до развилки и вижу, как Леха, поднимая пыль, изо всех сил мчится к трамплину. Не думал, что это будет так быстро.

Жутиков: Я думал, будет хуже. Дном не цепляю, гравий плотно вкатан в грунт. Так что можно открыть газ.

Это очень странные ощущения: только что ты ехал по кольцу, соблюдая все законы жанра. И вдруг попадаешь на раллийный доп, где скольжения означают скорость. Я слышал, что на грунтовом участке должен быть трамп…

Кажется, сейчас эта маленькая, но гордая птичка оторвется от гребня и в том или ином виде долетит прямо до финиша.

Перед трамплином я тормозил, но, кажется, недостаточно. Да и крутизну перегиба недооценил. Jag взмыл в воздух. Время остановилось.

Я, наверное, сижу с удивительно глупой, испуганной рожей. Слева от меня, поодаль, фотограф вскинул камеру и, как я потом узнаю, сделал целую серию снимков, запечатлев все фазы полета. Кирилл – профи!

Но пока я лечу, самое время придумать пару оправданий для представительства Jaguar, которому принадлежит эта тачка. «Даш, привет. Сегодня такое сильное атмосферное давление, слышала? Аж машины к земле прижимает. Кстати, у «Ягуара» из-за этого оторвались бамперы, погнулись колеса и вытекли амортизаторы, представляешь!». Думаю, должно сработать.

Приземляюсь с оглушительным грохотом. Примерно такие же ощущения я испытывал, падая с мопеда. Первая реакция – посмотреть в зеркала. Там, на пригорке, должны лежать детали моей машины.

Пыль рассеивается, и я вижу, что пригорок чист. Машина абсолютно цела, и это удивительно! Рассмотрю после финиша, а пока нужно сконцентрироваться на дуэли. Лихо залетаю в бэнкинг – развязка приближается.

Фролов: Пока Range Rover, как слон в посудной лавке, скачет между поребриков тесной S-образной связки, «Ягуару» остается доехать и преодолеть грунтовый бэнкинг и вернуться на родной асфальт. Когда мы встретимся на пересечении, либо Jaguar протаранит Range Rover, либо один из нас окажется впереди.

Жутиков: На спуске с бэнкинга в правом глазу начинает маячить что-то синее. Не может быть, это SVR. Он мчит на полном ходу. Мозг отказывается в это верить, поэтому в первую секунду я решил, что обогнал его на круг.

После коротких расчетов, я понял, что обогнать «Рейндж» на круг за гонку дистанцией в два круга вряд ли получится. Так это что же это значит?

Святой домкрат, он что, меня обогнал?

Прожимаю газ до пола, несмотря на то, что впереди очень опасная штука – смена покрытия. Гравий резко заканчивается, и я выскакиваю в левый асфальтовый поворот в глубоком заносе.

Если бы я добавил газ на секунду раньше, я бы приехал «Рейнджу» прямо в бочину. Но сейчас я позади. И у меня половина асфальтового круга, чтобы его обогнать...

Фролов: На полном газу я добираюсь до пересечения с гравийной трассой и вижу, как F-Type в двадцати метрах резво спускается с бэнкинга вниз, а его передние колеса уже готовы жадно вцепиться в асфальт. До финиша осталось чуть меньше половины круга или пять поворотов, где мы останемся с избыточным весом «Рейндж Ровера» против злого Жутикова в очень быстром «Ягуаре».

Хочется как можно скорее избавиться от черной точки в зеркалах, но пока выходит только хуже. В поворот SVR въезжает на скользящей морде по пологой кривой – все темные силы теперь тянут SVR за шиворот с траектории, и у меня нет никаких сомнений, что мы станем легкой добычей. Кто-то уже поджег этот бикфордов шнур, и все закончится неминуемым взрывом.

Жутиков: Вот теперь я по-настоящему собран. Уже с первого поворота «Джаг» идет в атаку. Осталось четыре. Конечно, трек узковат для обгона, но об этом я подумаю, когда приближусь достаточно.

В правой дуге больше всего шансов. Толстяк Рейндж плывет наружу всеми четырьмя колесами. Он жалобно скрипит резиной, и его водитель сейчас явно вспотел. Я же остаюсь внутри, цепляясь за правильную траекторию. Вот за такие моменты я и люблю спорткары!

В большой машине вы чувствуете себя уверенно, потому что если врежетесь, больше шансов уцелеть. А в мелкой и юркой машине вы чувствуете себя уверенно, потому что не врежетесь, а сможете увернуться.

Это уверенность совсем другого порядка. Вы держите свою судьбу в своих руках. Вы безошибочно чувствуете, что нужно сделать, становитесь частью машины. Впрочем, я отвлекся.

Будь у меня больше поворотов, я бы его съел. Но любой прямик – и «Рейндж» расправляет крылья. На разгоне он так сильно приседает на заднюю ось, что Илья, наверное, видит в лобовом только небо…

Фролов: Я уже слышу, как «Джаг» пугает хлопками выпускной системы осенних ворон. Мне нужно лишь дотянуть до последнего поворота и положить ногу на газ — все остальное Range Rover сделает за меня.

На выходе на финишную прямую SVR вновь, как сбитый бомбардировщик, скользит тяжелой мордой наружу, открывая внутреннюю траекторию, — еще чуть-чуть и туда сунется «Джаг». Скольжение длится целую вечность, а я никак не могу начать разгон, но секунда идет за секундой, а F-Type рядом нет.

Прощайте, законы физики и механики. Кто сказал, что слоны не летают?

Педаль в пол, и SVR начинает свой самый зрелищный аттракцион. Нос, как у катера, вверх, шины вгрызаются в асфальт: только небо, только ветер, только радость впереди! И Жутиков в заносе в зеркалах заднего вида. Нас ему уже не достать!

И это значит победа! И не только за счет гравия, где Леха ехал сногсшибательно быстро. Разница на асфальтовом круге была совсем незначительной, а на гравии SVR уже имел приличное преимущество. Индийский боевой слон Британской империи победил!

Жутиков: Ну, допустим. Может, слон и победил. Но только по секундомеру. А по совести? Асфальтовый участок я проехал быстрее «Рейнджа» секунды на две. На грунте немного уступил, подпрыгнул до небес и остался цел. За все это мой «Джаг» заслуживает как минимум уважения. И недовольные хмыканья по поводу непрактичности, надеюсь, теперь будут случаться реже.

Что скажет внутренний зануда? Разумеется, что обе эти машины – непрактичны. Что покупают их только мажоры и только для гонок по выходным. Что настоящий полный привод – это «Нива», а гонки можно посмотреть по телеку. Все так, родной, угомонись. Сейчас мы еще немного поговорим про эти бесполезные куски металла, а потом обольем их бензином и сожжем. Потом сядем в твою «Ниву» и поедем в магазин за добавкой.

А пока мы в компании тысячи ста лошадей и слушаем, как трещит их остывающий выхлоп. Уж он сегодня накричался от души. Наработались моторы, напряглись тормоза, от наших гонок в Рязани поднялась температура воздуха.

На лице у Фролова – скромное выражение царя. Он победил в Войне. Но он еще не знает, что охранники закрыли шлагбаум на выезде и ушли спать.

Под этим шлагбаумом спокойно пройдет Jaguar, я уже пробовал. Там, на выезде, многогранный мир автомобилей покажет еще один фокус: большая машина не всегда удобнее. Хотя бы в этом я сегодня победил. /m

Фотографии Кирилла Калапова

Подробные характеристики Jaguar и Range Rover

F-Type R AWD CoupeSport SVR
Тип двигателяБензиновый, V8 с нагнетателемБензиновый, V8 с нагнетателем
Рабочий объем, см³50005000
Макс. мощность, л.с./об/мин550/6500550/6500
Макс. момент, Нм/об/мин680/3500680/3500-4000
Тип приводаполныйполный
Трансмиссия8АКПП8АКПП
Передняя подвескаПружинная, двухрычажнаяПневматическая, двухрычажная
Задняя подвескаПружинная, двухрычажнаяПневматическая, многорычажная
ТормозаДисковые, карбон-керамическиеДисковые, стальные
Габариты (ДхШхВ), мм4470 x 1923 x 13094872 x 2073 x 1780
Колесная база, мм26222923
Масса (полная), кг17302335
Разгон 0-100 км/ч, с.4,14,7
Макс. скорость, км/ч300260
Расход топлива (комб.), л/100 км11,313,7
Цена в России, руб7 937 0007 901 000
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget