Лаборатория6 мин.

Какие зимние шины выпускают в России?

Обзор зимних шин отечественного производства: выбор есть!

© Рустем Тагиров

Осень клонится к закату — очень скоро похолодает, на улицах становится слякотно, а к шиномонтажам на переобувку тянутся вереницы машин. Причём автовладельцы наверняка окажутся в растерянности: многие из привычных брендов ушли с российского рынка. Зато появилось сразу множество новых — и непонятно, что они собой представляют! Мы в редакции «Мотора» и сами оказались несколько сбиты с толку, поэтому принялись разбираться — для себя и для своих читателей.

Ikon вместо Nokian

Лидером отечественного рынка зимних шин на протяжении многих лет был бренд Nokian. Ещё в 2005 году во Всеволжске под Петербургом был запущен огромный завод, рассчитанный на выпуск 17 миллионов шин в год. В его производственной программе были зимние покрышки двух линеек — премиальной Hakkapeliitta и бюджетной Nordman, шедшие не только на российский рынок, но и на экспорт.

© Ikon Tyres

В марте 2023-го финны продали российское подразделение концерну Татнефть. По условиям сделки оборудование осталось на месте, но вот выпускать продукцию под брендами «Nokian», «Hakka» и «Hakkapeliitta» теперь нельзя.


Фабрика продолжила свою работу, проводя ребрендинг «на лету» — теперь она работает под брендом «Ikon Tyres». Зимние шины премиальной линейки зовутся Ikon Autograph, для более бюджетных моделей придумали название Ikon Character.

© Ikon Tyres

Правда, переименовать саму продукцию гораздо сложнее, чем перевесить вывеску на проходной завода. Для этого нужно изготовить новые пресс-формы для боковин с соответствующими логотипами: работа тонкая, дорогостоящая и небыстрая. К тому же на складах компании всё ещё находится значимое количество шин под прежними названиями.

Если не знать этих подробностей, можно решить, что вам пытаются продать контрафакт. Ведь в торговой сети одновременно присутствуют зимние шины c совершенно разными маркировками: уже полностью перебрендированные Ikon Autograph и перебрендированные лишь наполовину Ikon Nordman соседствуют с привычными Nokian Hakkapeliitta и Nokian Nordman, а есть ещё и «просто» Nordman. Всё это настоящие, высококачественные шины! А вот новое название Ikon Character пока ещё не в ходу — его можно увидеть только на сайте производителя. Конструкция шин в ходе ребрендинга изменилась минимально: самое главное — это новые шипы собственной разработки с твердосплавной вставкой в форме бабочки.

Кругом сплошной Cordiant

Похожая ситуация — с шинами калужского завода Continental. Немецкий концерн выпускал там продукцию трёх марок: премиальная резина Continental, шины Gislaved среднего ценового сегмента и бюджетные Matador.

© LAV Racing

В прошлом году фабрика перешла под контроль компании S8 Capital Армена Саркисяна, а уже в октябре 2024-го завод был приобретён «Севергрупп» Алексея Мордашова — и новые владельцы сохранили за собой право на использование лишь одной марки, Gislaved. В результате под этим брендом решено собрать шины, раньше выпускавшиеся сразу под двумя разными марками.

Gislaved Nord Frost 200

© LAV Racing

Прежние модели Gislaved — это уже известные «шиповки» Nord Frost 200, фрикционные шины Soft Frost 200 и шины для коммерческого транспорта Gislaved Nord Frost Van 2. Плюс переименованные Conti — теперь они называются Gislaved ArcticControl (шипованные) и Gislaved IceControl (фрикционные). В торговой сети пока встречаются и остатки «дореформенных» шин, ну а главное отличие новой линейки — это использование более простых шипов с круглым сердечником шипа.

Бюджетная линейка словацкой марки Matador осталась в строю, но перешла под придуманный специально для этого новый бренд Torero. Правда, из двух зимних моделей пока что выпускается лишь шипованная Torero MP 30 (аналог Matador Sibir Ice 2).

© LAV Racing

Кроме того, компания «Севергрупп» в прошлом году приобрела ещё и 100% акций российского производителя шин Cordiant. Под его зонтиком теперь объединены все шинные активы «Севергрупп». Теперь это крупнейший игрок российского шинного рынка! На своих заводах в Ярославле и Омске Cordiant продолжает выпускать шины, разработанные в собственном научно-техническом центре. В их числе и зимние покрышки: шипованные Cordiant Snow Cross и Cross 2, фрикционные Cordiant Winter Drive и Winter Drive 2. По отзывам экспертов, эти шины сочетают вполне достойные характеристики с доступной ценой.

Но и на этом приобретения «Севергрупп» не закончились: в 2023 году компания поглотила ещё и завод Bridgestone в Ульяновске. В продаже всё ещё встречаются выпущенные на родине Ленина зимние шины Bridgestone Blizzak Spike-02 (шипованные), их версия для кроссоверов с приставкой SUV, «фрикционные» шины для суровых зимних условий Blizzak Ice. Пока на этом всё: завод обещают запустить в ноябре, но что именно там будет выпускаться — пока не сообщают. Марка Bridgestone уйдёт в прошлое, поскольку прав на её использование структуры «Севергрупп» не получили.

Иностранный контингент

Среди зарубежных шинных концернов есть и те, кто продолжает работу в России. Например, это компания Pirelli, у которой целых два завода — в Воронеже и Кирове.

Там выпускаются традиционные шипованные шины — это Pirelli Ice Zero и Ice Zero 2 для легковых машин, и Scorpion Ice Zero 2 для внедорожников и кроссоверов. Выбор размерностей широчайший — подобрать можно и на Ладу Весту, и на многие суперкары. Кстати, шины этого семейства стали первыми «шиповками», получившими официальное одобрение Lamborghini. Плюс нешипованные шины для суровых снежных зим — так называемые «фрикционные» — Pirelli Ice Zero FR.

Кроме дорогостоящих премиальных шин под маркой Pirelli, у компании есть и так называемая «вторая линейка» — более доступные покрышки бренда Formula: это шипованные шины Formula Ice, «фрикционки» для суровых условий Formula Ice FR и шины для мягких зим Formula Winter. А ещё компания выпускает бюджетные «шиповки» отечественного бренда Amtel — модель Nordmaster Evo.

© Motor.ru

Также продолжает работать в России японская компания Yokohama, перезапустившая свой завод в Липецкой области. Линейка зимних шин у неё широкая: это шипованные модели IceGuard Stud IG55 и IG65, фрикционные шины для суровых зим IceGuard Studless iG50 Plus и IG60 — все в размерах до 18 дюймов включительно.

Нижнекамские шины

Советский завод «Нижнекамскшина» в нулевые перешёл под контроль компании «Татнефть» и был полностью технически перевооружён. Сейчас предприятие, раcположенное неподалёку от Набережных Челнов, выпускает шины собственного бренда Viatti. Производство идёт по технологии off-take — конструкция шины и рисунок протектора спроектированы зарубежной инжиниринговой фирмой, которую возглавлял бывший вице-президент компании Continental AG Вольфганг Хольцбах.

© Viatti

В широкой линейке зимних шин из Нижнекамска — «шиповки» для легковых машин Viatti Brina Nordico и аналогичные шины для внедорожников Viatti Bosco Nordico; фрикционные нешипуемые шины Viatti Brina и Viatti Bosco S/T с более агрессивным «внедорожным» рисунком. И даже шины для грузовичков вроде «Газели» — шипованные Viatti Vettore Inverno и фрикционные Viatti Vettore Brina.

Кроме того, сохранено производство шин под традиционной маркой «Кама» — в основном грузовые и тракторные, но также и бюджетные покрышки для легковых машин. Под этой маркой выпускаются заслуженные шипованные модели Кама 515 (для внедорожников), Кама 503 (редкий случай зимней шины диаметром 12 дюймов для Оки), Кама И-511 с очень агрессивным «внедорожным» рисунком в крупную шашку. Есть и более свежие модели: Кама 505 Ирбис и новинка этого сезона — Кама Алга и Алга SUV, доступные в размерностях от 13 до 16 дюймов.

© Алексей Сулима/Motor.ru

Надеемся, что наш обзор поможет вам сориентироваться в многообразии новых и старых имён на нашем рынке — и приобрести шины, наилучшим образом соответствующие вашим нуждам и вашему кошельку.

А мы напомним старую истину: шины — это то, что соединяет автомобиль с дорогой. От них зависит гораздо больше, чем автомобилисты привыкли думать! А уж для зимних условий это верно вдвойне. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget