Почему нельзя ездить на зимних шинах летом
На дворе 2017 год. Записаться к врачу или на подачу документов можно, два раза ткнув пальцем в экран смартфона. Один из символов страны, которой больше нет — очереди за всем подряд уходят в историю, однако весной и осенью тысячи автомобилистов все еще выстраиваются в очереди. На шиномонтаж. И правильно делают! Или вы считаете, что в сезонной «переобувке» машины нет ничего правильного? Сейчас мы будем вас переубеждать.
В чем принципиальное отличие зимних шин от летних?
Первые зимние покрышки, появившиеся задолго до рождения наших бабушек и дедушек, разрабатывались для того, чтобы улучшить поведение автомобилей на снегу. Вот только от обычных, не зимних шин, они поначалу почти не отличались.
Зато за восемь десятилетий шинная промышленность продвинулась так далеко, что зимние покрышки превратились в неотъемлемый элемент безопасности для всех водителей тех климатических зон, где снег выпадает регулярно. Например, у нас.
Как распознать зимние шины?
И отличий между современными летними и зимними шинами предостаточно. Но есть одно ключевое — зимние шины значительно мягче летних. Применяемые для их производства составы резины сами по себе мягче тех, что используют для летних покрышек — это нужно для того, чтобы резина сохраняла мягкость (читай, эффективность) даже на сильном морозе. Дополнительную податливость зимним колесам придают еще и ламели — небольшие углубления, которыми испещрен протектор шин для холодного времени года. Они же помогают покрышкам цепляться за даже микроскопические неровности, присутствующие даже на казалось бы гладком льду.
Когда нужно переходить с зимних шин на летние?
Твердость резины для покрышек измеряется по Шору — методом вдавливания при помощи специального прибора, именуемого дюрометр.
Зимние шины работают с максимальной эффективность в условиях, когда среднесуточная температура опускается ниже семи градусов по Цельсию. В холодную погоду мягкие зимние покрышки лучше цепляются поверхность дороги (даже асфальтовую!), лучше отводят воду из пятна контакта и позволяют эффективнее тормозить. Короче, одни плюсы!
Но как только на улице становится тепло и температура сухого асфальта начинает расти день ото дня, зимние покрышки… конечно же, не превращаются в желе и даже могут работать немного лучше летних, потому что они мягче. Но совсем недолго.
Потому что через некоторое время на теплом сухом асфальте они начнут стремительно перегреваться. Это ведет к тому, что машина начинает хуже управляться — но и это не самое страшное. Из-за перегрева «уплывших» шин резко увеличивается тормозной путь автомобиля, а значит, в экстренной ситуации от начала торможения до полной остановки дистанция будет значительно большей, чем вы ожидали.
Насколько может измениться тормозной путь?
Заметно. И мы это только что проверили. Для этого мы попросили у компании Pirelli, которая выступила партнером этого эксперимента, два комплекта шин: летние Pirelli Scorpion Verde и зимние, нешипованные. И те, и другие размерностью 235/55 R18 — под Volkswagen Tiguan нового поколения со 150-сильным дизельным двигателем, роботизированной коробкой передач DSG и полным приводом.
Сначала мы обули «Тигуан» в летние шины и поехали на гоночную трассу ADM Raceway. Разгоняемся до ста километров в час до ворот из конусов, изо всех сил бьем по педали тормоза и под стрекот ABS ждем полной остановки автомобиля.
Для того, чтобы остановиться со ста километров в час «Тигуану» на летних шинах, накачанных до 2,3 бара (рекомендуемое производителем давление) и при температуре воздуха 15 градусов по Цельсию, понадобилось всего 38,4 метра. Неплохо!
Чтобы сделать наш эксперимент еще нагляднее, строим на этой отметке… стену! Не из бетонных блоков, конечно — из картонных коробок. Переобуваемся на зимние шины, давление воздуха в шинах — те же 2,3 бара. Поехали!
Разгон, сто километров в час, жесткое торможение и с первой же попытки «Тигуан» на зимних колесах проезжает на полтора метра дальше, чем этот же «Тигуан» на лете. И это при далеких от рекордов весенних 15 градусах! Вторая попытка. И теперь кроссовер проезжает еще полтора лишних метра!
Всего двух экстренных торможений хватило для того, чтобы у машины на зимних покрышках тормозной путь увеличился на три метра по сравнению с летними! А это — очень много.
Конечно, скептики скажут, что экстренные торможения со ста километров в час приходится исполнять не каждый день, а то и не каждый год. Но дело ведь не только в торможении. Зимние шины будут перегреваться летом просто потому, что они созданы для работы в других условиях. Машина на них будет хуже тормозить, хуже поворачивать, а сами покрышки начнут быстро разрушаться. И оно вам нужно? /m