Продажи новых автомобилей в России сокращаются пятый месяц подряд. Дальше будет хуже
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель обратил внимание на то, что обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, «но этот год — другой». «Нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится, но в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся», — пояснил он.
По результатам 11 месяцев 2021 года рынок оказался в плюсе: было продано 1 439 045 новых легковушек, что на 6,9 процента больше, чем годом ранее. Результаты продаж за весь 2021 год АЕБ озвучит 13 января 2022 года. Тогда же участники рынка дадут прогноз развития отрасли на следующий год.
Эксперты и участники рынка называют несколько факторов, которые негативно влияют на автомобильный рынок России. К ним относятся сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы.
В дополнение к этому российское правительство «инициирует нормативные акты, которые могут только усугубить ситуацию», а именно планирует девятикратное увеличение утилизационного сбора на электромобили. «В совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электрокары эта мера существенно ухудшит развитие этого сегмента рынка, который только начал расти в России», — считают в АЕБ. Во-первых, это приведет к неизбежному росту цен для конечного потребителя, а во-вторых, замедлит динамику продаж и затормозит развитие инфраструктуры.
Впрочем, электрокары и сейчас не пользуются большим спросом — россияне отдают предпочтение традиционным автомобилям с ДВС массовых брендов. Ниже в таблице приведен топ-25 самых продаваемых легковушек в стране в ноябре 2021 года.
Модель | Ноябрь 2021 года | Ноябрь 2020 | Разница |
---|---|---|---|
1. Lada Vesta | 9 035 | 11 771 | -2 736 |
2. Lada Granta | 7 231 | 14 540 | -7 309 |
3. Hyundai Creta | 6 513 | 7 692 | -1 179 |
4. Kia Rio | 5 682 | 9 938 | -4 256 |
5. Renault Duster | 4 436 | 3 453 | 983 |
6. Hyundai Solaris | 4 255 | 5 791 | -1 536 |
7. Lada Niva | 3 618 | 5 761 | -2 143 |
8. Toyota RAV4 | 3 366 | 3 309 | 57 |
9. Lada Largus | 3 350 | 3 093 | 257 |
10. Toyota Camry | 2 630 | 2 179 | 451 |
11. Haval Jolion | 2 340 | - | - |
12. Volkswagen Polo | 2 292 | 5 809 | -3 517 |
13. Chery Tiggo 4 | 2 217 | 608 | 1 609 |
14. Renault Kaptur | 2 087 | 2 035 | 52 |
15. Skoda Rapid | 1 991 | 3 805 | -1 814 |
16. Mazda CX-5 | 1 975 | 2 221 | -246 |
17. Renault Logan | 1 925 | 4 211 | -2 286 |
18. Nissan Qashqai | 1 885 | 1 843 | 42 |
19. Nissan X-Trail | 1 875 | 1 890 | -15 |
20. Renault Arkana | 1 845 | 1 878 | -33 |
21. Kia K5 | 1 789 | 2 271 | -482 |
22. Mitsubishi Outlander | 1 731 | 2 054 | -323 |
23. Kia Sportage | 1 593 | 2 651 | -1 058 |
24. Hyundai Tucson | 1 564 | 3 003 | -1 439 |
25. Renault Sandero | 1 516 | 2 218 | -702 |
Два китайских кроссовера, Haval Jolion и Chery Tiggo 4, активно продвигаются к первой половине рейтинга. Если в октябре Jolion был 25-м, а Tiggo 4 — 22-м, то сейчас они занимают 11 и 13 строчки соответственно.
Что же касается топ-5 крупнейших автомобильных компаний на российском рынке, то в ноябре лидером вновь стала Lada, реализовавшая 26 373 машины (-31 процент). В первую тройку входят Kia и Hyundai, которые в последний месяц осени продали 14 514 и 14 395 автомобилей соответственно — это на 17 и 15 процентов меньше, чем в ноябре 2020-го. В первой пятерке также оказались Toyota (7 606 шт., -7 процентов) и ГАЗ (5428 шт., -2 процента). Единственной маркой в первой десятке, которая завершила ноябрь в плюсе, стал китайский Haval (4909 шт.), который продемонстрировал рост на 202 процента.