Россияне «разрешили» беспилотному «КАМАЗу» давить собак
Российская компания Cognitive Technologies, создающая программное обеспечение для беспилотного «КАМАЗа», провела опрос и выяснила, как респонденты повели бы себя в экстремальной дорожной ситуации на месте искусственного интеллекта. Опрос предполагал, что в результате столкновения угроза жизни или ущерб здоровью для участников ДТП неизбежен. В одном из вопросов было смоделировано появление собаки на дороге с двойной сплошной линией разметки, и 60 процентов ответивших выбрали вариант «Продолжить движение и задавить собаку».
Респондентам предложили схемы и описание 16 дорожных ситуаций (на сайте Cognitive Technologie представлены только пять карточек), в которых принимает участие автомобиль с автономными системами управления. Вмешательство водителя в процесс управления исключено. При этом в ситуации, когда собака выбегает на дорогу с прерывистой разметкой, вариант «Продолжить движение и задавить собаку» выбрали 37 процентов опрошенных.
Впервые Cognitive Technologies рассказала о «системе моральных критериев», которые должны помочь искусственному интеллекту находить оптимальные решения в экстремальных ситуациях, в декабре 2015 года. Тогда же был анонсирован опрос. Принять участие в нем мог любой желающий, заполнивший анкету на сайте компании.
О том, что «КАМАЗ» ведет разработку беспилотного грузовика, стало известно в феврале 2015 года. Проект финансируется Министерством образования и науки России, которое, по состоянию на начало прошлого года, выделило на его реализацию 300 миллионов рублей. Кроме того, еще 90 миллионов инвестирует сам «КАМАЗ». Всего правительство планировало потратить на развитие беспилотных технологий – не только для грузового, но и для легкового, морского и авиационного транспорта – 10 миллиардов рублей.
В основу беспилотного тягача ляжет «пассивная модель компьютерного зрения» – управляющая электроника машины будет руководствоваться информацией, получаемой с внешних видеокамер. Кроме того, ориентироваться на дороге помогут специальные сенсоры, сканирующие окружающее пространство.
Первый прототип будет испытан на собственном полигоне «КАМАЗа», а затем несколько машин проверят на производственных площадках для технологических нужд. Кроме того, будут внесены изменения в законодательство Республики Татарстан, которые позволят испытать грузовики на дорогах общего пользования. Ожидается, что на дороги прототип беспилотного «КАМАЗа» выведут в 2017 году.