Toyota показала солнечные панели будущего с яркими цветами и узорами
Причина, по которой солнечные батареи делают темными, очевидна: такие оттенки улавливают больше света и слабее отражают его, приводя к более высокому КПД. Потому изготовление панелей, раскрашенных в яркие цвета, тем более с добавлением рисунков, кажется бессмысленной.
Однако руководитель группы Toyota по углеродно-нейтральным разработкам Тайзо Масуда попробовал найти способ сделать батареи более привлекательными и разнообразными без кардинального снижения эффективности. Ему помогла его должность в Toyota: решение нашлось в применяемых в автомобильной краске пигментах, которые Масуда описывает как «полупрозрачные» или «просвечивающие». Они отражают волны только определенных длин, позволяя остальным проникать и генерировать энергию.
Компромисса между дизайном и эффективностью удалось добиться благодаря Nippon Paint Automotive Coatings и F-Wave, в партнерстве с которыми Toyota создала первые «цветные» панели. Но перед внедрением технологии придется решить еще много задач. С усилением красочности пленки падает КПД. Кроме этого, сложности вызывает изготовление панелей под изгибы каждого конкретного автомобиля.
Однако работа стоит усилий, считает Масуда, так как такие батареи пригодятся и в других сферах жизни. К примеру, ими можно будет отделывать храмы и исторические здания, а небольшие гибкие панели можно даже вшивать в униформу рабочих. Также они могут оказаться полезными для путешественников и других видов активного отдыха, что поспособствует популяризации солнечной энергии.
В 2022 году дебютировал автомобиль с фотоэлектрическими панелями Lightyear 0, который планировалось продавать по цене 250 тысяч долларов за штуку. В конце того же года стартовало серийное производство, но почти сразу остановилось: у нидерландской компании закончились средства на сборку, и она стала банкротом. Однако она все еще планирует выйти на рынок, но уже с более дешевым «солнемобилем» Lightyear 2.