20 000 шипов на льду
Курсы зимнего вождения Audi проводятся школой Vasin Driving School и лично ее основателем Евгением Васиным. Васин человек знаменитый – обладатель Кубка Европы по ралли и серебряный призер ралли «Монте Карло».
Первый проект с полноприводными автомобилями Audi школа Васина запустила еще в 2005 году, обучив с тех пор более 20 тысяч человек. Сейчас, помимо зимней программы, устраиваются и осенние мероприятия исключительно на вседорожниках, а также есть круглогодичные курсы повышения водительского мастерства на полигоне в Яхроме.
В 2018 году зимние курсы проходят в живописнейшем месте — на льду Ладожского озера. Здесь не только красиво, но и очень-очень просторно — можно спокойно «мести хвостом», не боясь повредить машину.
Чтобы были понятны масштабы «простора» несколько цифр: общая площадь полигона, обустроенного на льду, достигает 100 тысяч квадратных метров. Протяженность учебных трасс — более 20 километров.
За рулем каждый курсант проведет два полных дня. И поверьте – этого более чем достаточно. В общей сложности каждый из двух водителей экипажа накатает за рулем почти 300 километров! В основном, боком.
Основная часть занятий проходит на дизельных Audi Q7 с полным приводом quattro и неутомимым дифференциалом Torsen. И если вам кажется, что большой внедорожник — не самый подходящий автомобиль для подобных занятий, то вы ошибаетесь. «КуСемь» несколько раз был у нас на тестах, и каждый раз удостаивался звания «самой легковой управляемости» в классе.
Да, Q7 большой, высокий и тяжелый, но в этом году эти машины обули в особые покрышки, в каждой из которых было по 600 трехмиллиметровых шипов. Суммарное число шипов на всех учебных автомобилях – почти 20 тысяч!
На таких шинах скорости намного выше, чем на обычных шипах. Реакции автомобиля становятся резче и острее, и воспринимаются не такими «размазанными».
Ездить на почти что боевом шипе – кайф! «Держак» фантастический, поэтому скользить приходится на таких скоростях, на которых поначалу ездить просто страшно.
А главное – такие шины прощают даже грубые ошибки пилотирования, позволяя вытащить машину из, казалось бы, невозможных ситуаций.
В школе Audi учат не только выполнять на полноприводных внедорожниках простые фигуры – восьмерку, гантелю, но и обучают правильно и эффективно проходить повороты на скользком покрытии.
Самое главное – научиться контролировать взгляд. Важно не смотреть себе «под ноги» или на препятствие, которое надо объехать – смотреть надо туда, где должен оказаться автомобиль. И это, оказывается, очень непросто сделать. Зато как только начнет получаться – руки и ноги сделают остальное сами на полном автомате.
Еще одно важное правило – сбрасывать газ перед началом маневра. Масса автомобиля в этом случае нагружает передние колеса, сцепление с покрытием увеличивается и машина будет охотнее слушаться команд водителя.
Наконец, главное правило при быстрой езде по льду – все делать заранее. Заранее тормозить, заранее заставлять машину скользить, и заранее готовиться к стабилизации. А если пытаться делать все по факту – окажешься в сугробе.
И как только все эти правила будут записаны на подкорку – езда превратится в настоящее удовольствие! Скорости начнут расти и...
И в какой-то момент передние колеса уже не смогут зацепиться за лед и машина поедет наружу поворота. В этом случае, вам придется сделать то, что психологически сделать очень сложно — не довернуть руль внутрь поворота, а наоборот – слегка распустить его. Зачем? Все просто: поворачивая руль еще сильнее, мы не даем шине вращаться, увеличиваем нагрузку в пятне контакта (а ведь покрышка и так уже не справляется с воздействующими на нее силами) и все становится только хуже.
И все, чем вы будете заниматься два дня в школе Audi — это доводить связку «сброса газа, поворота руля, ускорение» до автоматизма.
Упражнений для отработки навыков море: от простых змеек и восьмерок, до полуколец, «улиток» и разгонных прямиков с виражами. И все это с виражами разной крутизны и разной скоростью прохождения.
Под конец второго дня, когда отработаны основные приемы вождения, участников отправляют на соревнования.
Заезды проводятся на Audi A5 Sportback – они тоже обуты в специально ошипованные покрышки, но шипов у них меньше, чем на Q7.
После большого и тяжелого Q7 к хэтчбеку А5 приходится заново привыкать. Автомобиль все делает мягче и еще быстрее.
Спортбэк потрясающе послушен и точен — скользить на нем по льду получается легко и непринужденно.
Под конец второго дня, после соревнований и гонок на время, всех учеников отправляют на большую трассу, проложенную по льду озера.
И вот эти финальные заезды по трассе — самая чумовая часть программы. Ты уже умеешь (по крайней мере, тебе так кажется) правильно проходить повороты, умеешь скользить быстро и точно – так, чтобы тебя больше не нужно было снимать с бруствера.
Конечно, если вы каждую зиму ездите на "классике" по замершим озерам или выступаете в любительских зимних чемпионатах, то Audi Winter Experience вряд ли научит вас чем-то принципиально новому. Но если вы хотите научиться ездить быстро по льду и не бояться скольжений, а получать от них удовольствие – то непременно запланируйте поездку в Карелию на следующий год. Да, удовольствие это не из дешевых (около 180 тысяч рублей), но если в вашей крови есть хоть капелька бензина – вы не пожалеете.