Тает лед
Да, это была всего лишь первая гонка длинного 20-этапного сезона. Да, на этой стадии чемпионата многое в расстановке сил может быть не тем, чем кажется. Да, характеристики трассы в Мельбурне достаточно специфичны для того, чтобы уже через две недели в Китае все вышло иначе. Но лед трехлетнего доминирования Mercedes-AMG, кажется, все же начал подтаивать. «Мотор» делает главные выводы после Гран-при Австралии и не стесняется громко кричать о том, что тайком, наверняка, прошептали даже фанаты «Серебряных стрел».
Forza Ferrari!
Если вы пропустили все межсезонье и вообще не понимаете, что тут происходит, то для начала ознакомьтесь с нашим обстоятельным превью.
Это произошло. Впервые с 2013 года чемпионат возглавил гонщик, выступающий не за Mercedes-AMG — и им (вот совпадение!) опять оказался Себастьян Феттель. Хотя еще в субботу все выглядело до боли знакомо: радужно для «трехлучевых» и мрачно для спорта. Льюис Хэмилтон доминировал в первой и третьей тренировках, а протокол второй не возглавил, казалось, только потому, что сам не захотел. Следом — убедительный поул, уверенный старт, плавный уход в отрыв от преследователей… И вдруг – поражение. Как так? Давайте смотреть.
То, что казалось роковой ошибкой стратегов Хэмилтона (ранний пит-стоп с последующей «отсидкой» за Ферстаппеном), на самом деле никак не повлияло на конечный результат — и в Mercedes это открыто признали. Пока Льюис мчал во весь опор, уничтожая свой комплект необычайно живучего, но все же не бессмертного ультрасофта, Себ спокойно катился чуть поодаль, экономил ресурсы и уже тогда понимал, что соперника сожрет — рано или поздно, так или иначе. Как понимали и Тото Вольфф с Ники Лаудой.
Все просто: это не «Мерседес» проиграл гонку, а «Феррари» выиграла. Абсолютно честно и по праву. Итальянцы сделали то, чего не делали уже давненько — построили очень быструю машину и нигде не накосячили по ходу уик-энда.
Что еще важнее — непохоже, будто серебристое уныние на верхних строчках просто возьмет и сменится унынием алым. Если судить только по Мельбурну, то в квалификации W08 все же чуть сильнее SF70, а в гонке наоборот — но в целом скорость машин восхитительно близка. И да, судить по Мельбурну — дело неблагодарное, но зато теперь понятно, что на тестах в Барселоне подопечные Арривабене не блефовали. А судить по Барселоне — это уже, согласитесь, кое-что.
На шестерых пока не соображается
Впрочем, даже если сейчас все и правда именно так, как нам всем хочется думать, непредсказуемый и фонтанирующий борьбой сезон еще никому не гарантирован. Как и всегда после смены регламента, сюжет чемпионата будут во многом определять темпы модернизации техники. А значит, инженерам Ferrari теперь предстоит доказать, что крутая машина получилась у них не случайно, а вполне осмысленно. Без обид! Это лишь статистика прошлых лет.
Эта же статистика заставляет нас надеяться на возвращение Red Bull. Конспирологи рыдают: команда не привезла в Австралию никакого «секретного супероружия Ньюи» — RB13 и правда оказалась такой же простенькой и сравнительно медленной, какой и выглядела на тестах. И не спешите отработанным движением кидать камни в мотористов Renault: судя по всему, шасси получилось довольно капризным в плане настроек и особо чувствительным к «грязному» воздуху позади соперников. То есть, пока не слишком-то гениальным.
Кристиан Хорнер говорит, что для выхода на уровень лидеров надо найти примерно полсекунды темпа, и это не то чтобы какая-то там сверхзадача. Но то в теории. А на практике мы пока имеем слабенькие тесты, уничижительное пятое место Ферстаппена и полный «набор победителя по жизни», доставленный Фортуной в гараж Даниэля Риккьярдо: авария в квалификации, поломка на установочном круге, старт из боксов и сход. Хотя если вспомнить два предыдущих года, когда вообще поучаствовать в гонке удавалось всего одной машине Red Bull (та, в которой сидел Квят, дисциплинированно умирала еще до выключения светофора), то это прогресс.
В общем, если Дэн и Макс по ходу сезона не вступят в борьбу за победы, мы сильно расстроимся, но хотя бы будем знать, что дело в технике. А вот от Боттаса и Райкконена уже сейчас можно требовать именно личных заслуг — по ходу всего уик-энда оба финна на фоне напарников были бледноваты. К Валттери вопросов меньше: в конце концов, он только осваивается в команде. Отставание от Льюиса в первой фазе гонки объясняется тем, что тот со всех ног улепетывал от Феттеля, а секунда с небольшим между двумя «Мерседесами» на финише — считай, и не разрыв. Ну, и если бы Боттас сходу раскатал Хэма — было бы слишком театрально, не правда ли?
Но четвертое место Кими при победе напарника — это в любой системе координат откровенно слабо. После финиша Айсмен говорил, что испытывал сложности в работе с шинами, а когда понял, что и как надо делать — было уже поздно. На первый раз поверим, хотя и оставим в голове вот какую мысль: новые машины, кажется, очень подходят стилю Феттеля. Четырехкратный отлично чувствует себя в условиях сильного держака, когда пилотировать надо быстро и точно. Так было во времена его титулов с Red Bull, так НЕ было в предыдущие три года (собственно, Себ тогда и не блистал) — и так снова есть сейчас.
Иными словами, явных претендентов на первое место у нас сейчас ровно двое, но в теории их вполне может быть четверо, а то и шестеро. И вот тогда…
С борьбой все плохо
…И вот тогда нас ждет жесткая, непримиримая и кровавая война за позиции. Но не на трассе, а в турнирной таблице: вероятно, сами гонки окажутся даже скучнее, чем предсказывали скептики перед началом сезона. По крайней мере, в традиционно хаотичном Мельбурне на сей раз не произошло ничего действительно яркого (даже сходы вышли какими-то будничными), и если бы не цвет победившей машины — нам вообще толком было бы не о чем поговорить. Что хуже, не сработали сразу два фактора, которые должны были сделать жизнь гонщиков тяжелее, а болельщиков — веселее.
Великая и ужасная система «ручного» сцепления, на которую пилоты дружно жаловались после тестов, вообще никак не изменила картину старта — во всяком случае, на этот раз. Как только погасли огни светофора, весь пелотон дружно рванул вперед и перемешался даже меньше, чем зачастую бывало во времена сцепления «электронного». Что лишний раз подтверждает истину: какие бы сложности ни подкидывали организаторы, в Формуле-1 с ними разбираются до обидного быстро. Если, конечно, эти сложности не касаются справедливого распределения финансов, количества/качества обгонов и прочих несущественных мелочей.
Второй момент — «физика». Перегрузки в поворотах достигли буквально космического уровня в 8g, но гонщики, вопреки всем прогнозам, без видимого труда преодолели дистанцию гонки. То, как быстро бегал и высоко прыгал Феттель после финиша, трудно списать только на победную эйфорию: кажется, он и впрямь не слишком вымотался. Да и остальные пилоты в итоге признали нагрузки вполне терпимыми.
В этом контексте пятничный самоотвод Верляйна может показаться странным: а надо ли было отказываться от участия в гонке, если заменивший немца новичок Джовинацци просто так взял и проехал ее от начала до конца? На наш взгляд, называть Паскаля трусом и слабаком не стоит — как часто бывает у профессиональных атлетов, не так заметна хорошая форма, как ее отсутствие. И, коли уж Верляйн пропустил часть тренировок после январской травмы, до финиша он вполне мог и не дотянуть.
Впрочем, эта частность не отменяет главного: если боссы чемпионата не обяжут пилотов между гонками зависать в барах вместо тренажерных залов, мы вряд ли увидим много ошибок, вызванных усталостью. А ведь так надеялись!
Лучше будет вряд ли
Зато с негативной частью предстартовых прогнозов все в порядке: она полностью подтвердилась. Помните, сколько всего интересного мы увидели в прошлом сезоне благодаря тактической свободе, дарованной тремя типами быстро изнашивающейся резины? Так вот, можете смело забывать — свобода умерла, и на ее надгробии выбито единственное число: 34. Это количество кругов, намотанных Даниилом Квятом на самых нежных шинах, которые только есть у Pirelli.
Вот один из немногих выводов, которые уже сейчас можно делать с полной уверенностью: если исключить дождь и форс-мажоры, то все гонки в этом сезоне пройдут с единственным пит-стопом. И по единой тактической схеме: из-за слишком живучей резины «подрезки» потеряли всякий смысл, поэтому теперь пилоты будут пытаться пересидеть друг друга на трассе. Как в старые добрые времена.
В свою очередь, одинаковая тактика автоматически ведет к уменьшению обгонов. Не ждите той чудесной чехарды, когда человек на третьем комплекте ультрасофта атаковал едущего на втором суперсофте, а оба они догоняли скупердяя, с самого старта берегущего измочаленный софт. Не будет этого.
И с очной борьбой все, кажется, тоже ясно. Альберт-парк никогда не был самой обгонной трассой, но тенденция довольно четкая: вплотную преследовать соперника теперь еще сложнее, чем раньше, а более широкие машины и более короткие торможения еще сильнее ограничивают гонщиков в креативе. В итоге, настоящих, полноценных обгонов мы увидели всего два.
Самое ироничное, что авторами обоих маневров (довольно эффектных, надо признать) оказались гонщики на самых несерьезных машинах пелотона — нежно-розовых Force India. Серхио Перес смело, на грани фола преодолел Карлоса Сайнца, а Эстебан Окон дождался, пока неправдоподобно высоко едущий McLaren Фернандо Алонсо все-таки захромает, и красивейше не только проехал вперед сам, но и протащил с собой Хюлькенберга. Любо-дорого посмотреть! Но готовьтесь к тому, что подобные моменты в этом году будут на вес золота.
Команды довольно быстро решат мелкие проблемы с надежностью, а потому на сходы трети гонщиков, как было в Австралии, тоже можно особо не рассчитывать. И даже возросший риск ошибки и вылета, связанный со спецификой новых машин, на доброй половине трасс будет нивелироваться слишком милостивыми зонами безопасности.
Что все это значит для нормального человека, периодически включающего Формулу-1, чтобы просто посмотреть на жужжащие машинки? Скуку, уныние и скорое переключение на соседний канал, где бурлят адреналином передачи про рыбалку и макраме. Но маньяки и извращенцы вроде нас с вами все еще могут получить свой особенный кайф. Потому что в середине пелотона намечается ядреная турнирная заварушка.
Сезон все-таки может оказаться крутым
Похоже, что машина Williams чуть быстрее остальных, а с приходом Падди Лоу в Гроуве просто обязаны показать впечатляющий прогресс по ходу сезона. Но как минимум в первой его части надеяться стоит только на «дедушку» Массу, в то время как от «внучка» Стролла команда пока не ждет ничего, кроме денег и того, чтобы он не слишком часто ломал игрушки. Хотя все мы надеемся на то, что в один прекрасный день юный канадец все же… оферстаппенеет. И покажет, зачем он нужен чемпионату.
В Haas уже на второй год существования сумели выработать фирменный стиль — неожиданно быстрая машина, ожидаемо быстрый Грожан и бестолковый второй пилот. По крайней мере, пока что замена Гутьерреса на Магнуссена не поменяла вообще ничего: осмелимся предположить, что если бы обе машины Haas не сломались во время гонки, то Роман был бы в десятке (и высоко), а Кевин — нет. Возможно, на том самом проклятом одиннадцатом месте, где половину прошлого сезона просидел его мексиканский предшественник.
Состав Force India ровнее, зато машина чуть медленнее: в Мельбурне «розовые» могли на равных соперничать только с пилотами Toro Rosso — и не факт, что Чеко Перес сохранил бы седьмое место, не отправься Даниил Квят на лишний пит-стоп для дозаправки… воздухом.
Что же до самого россиянина, то он и правда (тьфу-тьфу!) вроде бы перезагрузился. Да, Сайнца в субботу можно было и опередить, а на воскресный результат повлияла пара мелких проблем, зато тот самый отрезок на ультрасофте выдался впечатляющим. Возможно, именно у Toro Rosso сейчас самая равная по силам, мотивированная и способная друг друга подгонять пара пилотов. И именно поэтому «телята» должны стабильно заезжать в небольшие очки. Но обоим стоит помнить, что в конце сезона их карьера будет зависеть не только от суммы баллов, но и от числа ярких выступлений. И если по первому пункту Даня пока уступает Карлосу 2:4, то по второму уже ведет 1:0.
Яркость — это и тот максимум, на который сейчас способен многострадальный McLaren. Про тот ужас, который называется силовыми установками Honda, шутить уже даже неловко — и тем удивительнее было наблюдать, как Алонсо зубами (или что у него там) держался за десятое место до тех самых пор, пока на его машине не сломалась подвеска. К которой японцы вроде бы отношения не имеют. В общем, если даже сейчас, когда положение совсем катастрофическое, Фернандо умудряется выдавать такие гонки, то по ходу сезона от него можно ожидать много чего на большую букву «П». Подвигов, в смысле.
А может, все будет совсем не так. Есть риск, что уже в Китае Mercedes-AMG вернется в привычное унижающее всех состояние, алая австралийская вспышка так и останется единственной в сезоне, а Боттас не сможет всерьез побороться с Хэмилтоном за титул. Остальные команды четко расслоятся по скорости, а за счет дефицита обгонов и тактического однообразия остальные 19 гонок превратятся в зевотное паровозное доезжалово. Возможно, этот сезон вообще окажется таким провалом, после которого Чейз Кэри приползет на коленях к Берни Экклстоуну и будет умолять вернуться и хотя бы сделать все как было. (Тс-с-с! Этот абзац написан специально для того, чтобы самые жуткие опасения были громко озвучены и потому имели меньше шансов сбыться. Все хорошо будет, без паники). /m
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5
Льюис Хэмилтон
Непривычно ставить высший балл пилоту Mercedes, если тот не выиграл. Но, возможно, надо привыкать
4/5
Валттери Боттас
Разгоняться пока можно, но не слишком долго.
5/5
Себастьян Феттель
А вот сказал бы кто году в 2013-м, что мы соскучимся по его победам…
3/5
Кими Райкконен
Нет, Кими, этот сезон проводить на расслабоне никак нельзя.
Б/О
Даниэль Риккьярдо
По традиции, для одного из гонщиков Red Bull сезон должен начинаться со второго этапа. На сей раз этим гонщиком стал Дэн.
5/5
Макс Ферстаппен
Пока скорость машины понятна не до конца, но за помощь с определением победителя — респект!
5/5
Фелипе Масса
Неплохо для пенсионера. Можете засекать, сколько еще раз за сезон мы это скажем.
2/5
Лэнс Стролл
Вообще, в случае технических сходов мы оценки обычно не ставим. Но все, что было до схода, тянуло именно на это.
5/5
Даниил Квят
Чуть больше везения — и был бы супер-результат вообще.
5/5
Карлос Сайнц
Сама гонка добротная, на четверку. Балл бонуса — за командную игру: Карлос без лишних разговоров пропустил напарника и дал шанс атаковать Переса.
5/5
Серхио Перес
Автор одного из двух настоящих обгонов.
4/5
Эстебан Окон
Автор второго из двух настоящих обгонов, но в сумме уик-энд послабее.
5/5
Фернандо Алонсо
Продаем заголовок для будущих мемуаров Фернандо: «Как три года ездить на ведре и все равно не сдаваться».
3/5
Стоффель Вандорн
В день гонки Стоффелю исполнилось 25 — а выступления по праздникам, как известно, редко бывают удачными.
5/5
Роман Грожан
Это второй случай за сегодня, когда мы ставим оценку сошедшему. Уж слишком хорош был француз весь уик-энд, пока у него не сгорел мотор.
2/5
Кевин Магнуссен
Ну и третий, раз уж начали. Отвратительная квалификация и вынос Эрикссона на старте. Соберись, Кевин!
3/5
Нико Хюлькенберг
Халк был фактически единственным, кто просто так сделал два пит-стопа. Зачем? Непонятно.
Б/О
Джолион Палмер
Сошел по технике, но аварии на тренировке и провала в квалификации это не отменяет. Где-то тихо улыбается один Сироткин.
5/5
Антонио Джовинацци
Для парня, который узнал об участии в гонке только утром в субботу, итальянец прям суперкрут.
Б/О
Маркус Эрикссон
Удар от Магнуссена не дал нам сравнить шведа с напарником. Возможно, для шведа это везение.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
3. | Валттери Боттас | Mercedes |
4. | Кими Райкконен | Ferrari |
5. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
6. | Фелипе Масса | Williams |
7. | Серхио Перес | Force India |
8. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
9. | Даниил Квят | Toro Rosso |
10. | Эстебан Окон | Force India |
11. | Нико Хюлькенберг | Renault |
12. | Антонио Джовинацци | Sauber |
13. | Стоффель Вандорн | McLaren |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 25 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 18 |
3. | Валттери Боттас | Mercedes | 15 |
4. | Кими Райкконен | Ferrari | 12 |
5. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 10 |
6. | Фелипе Масса | Williams | 8 |
7. | Серхио Перес | Force India | 6 |
8. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 4 |
9. | Даниил Квят | Toro Rosso | 2 |
10. | Эстебан Окон | Force India | 1 |
11. | Нико Хюлькенберг | Renault | 0 |
12. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
13. | Стоффель Вандорн | McLaren | 0 |
14. | Фернандо Алонсо | McLaren | 0 |
15. | Кевин Магнуссен | Haas | 0 |
16. | Лэнс Стролл | Williams | 0 |
17. | Даниэль Риккьярдо | Red Bull | 0 |
18. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
19. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
20. | Роман Грожан | Haas | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Ferrari | 37 |
2. | Mercedes | 33 |
3. | Red Bull Racing | 10 |
4. | Williams | 8 |
5. | Force India | 7 |
6. | Toro Rosso | 6 |
7. | Renault | 0 |
8. | Sauber | 0 |
9. | McLaren | 0 |
10. | Haas | 0 |