Репортаж8 мин.

Значит, война

Как Гран-при Австрии превратился из интересного в эпический

© Getty Images, Daimler

Чему учит нас нынешний сезон Формулы-1? Никогда не загадывать. Потенциально скучные гонки здесь превращаются в баталии исторических масштабов, а статистически «валидольные» этапы, наоборот, проходят тихо и спокойно. Раз за разом предстартовые прогнозы превращаются в труху: очевидные фавориты ошибаются и не едут, зато регулярно «выстреливают» то середняки, то новички, то аутсайдеры, а то и все разом. Незыблемо только одно: безоговорочное доминирование Mercedes-AMG. Но даже оно умудряется давать фору большинству летних киноблокбастеров. «Мотор» делает главные выводы после Гран-при Австрии и держит пальцы скрещенными в надежде, что Тото Вольфф не прикроет лавочку.

Чему учит нас нынешний сезон Формулы-1? Никогда не загадывать. Потенциально скучные гонки здесь превращаются в баталии исторических масштабов, а статистически «валидольные» этапы, наоборот, проходят тихо и спокойно. Раз за разом предстартовые прогнозы превращаются в труху: очевидные фавориты ошибаются и не едут, зато регулярно «выстреливают» то середняки, то новички, то аутсайдеры, а то и все разом. Незыблемо только одно: безоговорочное доминирование Mercedes-AMG. Но даже оно умудряется давать фору большинству летних киноблокбастеров. «Мотор» делает главные выводы после Гран-при Австрии и держит пальцы скрещенными в надежде, что Тото Вольфф не прикроет лавочку.

Хороши. Оба

Путь гонки от старта до финальной драмы можно отследить по нашему традиционному онлайну

Столкновение двух пилотов Mercedes на последнем круге гонки будут разбирать еще долго, а последствия у него могут быть такими же, как после контакта тех же Росберга и Хэмилтона в Бельгии-2014. Иными словами, Тото Вольфф может сказать: «Ну все, ребятишки, вы достали», и объявить введение командной тактики. Собственно, босс «Серебряных стрел» после финиша такую возможность красноречиво не исключил.

Понять «Тотонатора» несложно: он был вправе надавать своим пилотам по шапке еще после двойного самоустранения в Испании, да и контакт на старте Канады на пользу командным интересам не пошел. Более того, садись Ferrari в лужу пореже, чем, примерно, в каждой гонке, — и Льюиса с Нико приструнили бы уже давно.

Зазор более чем в сотню очков для «трехлучевых» все еще комфортен, но расслабляться рано: потерянное красными машинами упорно подбирают «красные быки». И пусть реальных шансов упустить Кубок конструкторов у Mercedes примерно ноль целых ноль десятых, имиджевые потери коллективу ни к чему. А когда твои гонщики то и дело друг в друга врезаются — это они — имиджевые потери — и есть.

С другой стороны, Росберг и Хэмилтон сейчас настолько равны, что только такой и может быть их борьба. После Монако и Канады показалось, что Льюис жестко перехватывает инициативу у напарника, но в Азербайджане трехкратный чемпион выглядел абсолютно никак, да и здесь, в Шпильберге, Нико был сильнее. Вы же не будете спорить с тем, что начать гонку с седьмого места (не по своей вине) и за семь поворотов до финиша опережать стартовавшего с поула напарника — это значит быть сильнее?

Как известно, почти любой драматический момент становится еще драматичнее под музыку из «Титаника». И этот, как выяснилось, не исключение. Таким его и запомним

А то, что случилось во втором повороте последнего круга… Ведь именно этого мы и хотим от гонок, не правда ли? Хэмилтон без колебаний полез на почти лишившегося тормозов Росберга, опередил его, оказавшись снаружи, — и, если по-честному, мог уйти еще шире, чтобы избежать столкновения. Как мог взять еще покруче и Росберг.

Но вы ведь понимаете, да? Это была борьба не за лидерство в конкретном повороте и даже не за победу в конкретной гонке. Это была борьба двух комплектов яиц, которую Нико раньше стабильно проигрывал. Теперь же тестикулы немца выдержали, в отличие от антикрыла его W07 Hybrid. Не сломайся оно — Росберг взял бы победу в том же стиле, что часто демонстрировал его напарник. В чемпионском. И символическое, ни на что не повлиявшее наказание от судей — еще одно подтверждение того, что такие гонки в Формуле-1 нужны всем.

Что дальше? Скорее всего, война. Еще интереснее ситуация выглядит в контексте того, что именно перед гонкой в Австрии сообщалось, что Mercedes и Росберг почти договорились о продлении контракта. Что будет делать Нико, если герр Вольфф (а хоть даже и целый Дитер Цетше) дернет командный рубильник? Возможно, узнаем уже в Сильверстоуне.

Шпильберг — суровый

В следующий раз, когда вы решите пожаловаться на излишнюю рафинированность современных автодромов, вспомните Red Bull Ring. Это, конечно, трасса историческая, но за олдскульную безжалостность к технике надо благодарить именно новейшие ее модификации.

Во-первых, новые желтые поребрики, они же багеты, они же бананы, они же сосиски. Эти зловредные конструкции оказались злейшими врагами формульных подвесок и ломали рычаги в массовом порядке. Если на тренировках их жертвой стал Макс Ферстаппен, по сути отделавшийся легким испугом и некоторой потерей времени, то в квалификации пострадали уже двое — Серхио Перес и Даниил Квят. Причем россиянин так серьезно разбил машину, что «попал» на замену шасси и старт с пит-лейна. И мы бы об этом непременно порассуждали побольше, кабы не отказавший на втором круге двигатель Toro Rosso под номером 26.

В аккаунте F1 Paddock Pass отреагировали на фразу Маркуса Эрикссона о том, что желтые поребрики — глупость: «Очевидно, Маркус воспринимает всерьез только препятствия с акулами и лазерами».

Лучше отметим реакцию FIA — чиновники, несмотря на дружные мольбы команд и гонщиков, демонтировать поребрики отказались. Мол, находятся они далеко за пределами трассы, и установлены именно затем, чтобы машины там не ездили — поэтому, мол, представьте, что это стена, и просто не трогайте ее. Разве не здорово такое слышать в нынешнем боящемся всего подряд формульном мире?

Но даже тем, кто особым вниманием к «багетам» не отличался, австрийская трасса спуску не давала. Тот же Росберг в третьей тренировке до желтых валиков не доехал, но его подвеска все равно сказала решительное «хрясь!», спровоцировав аварию, замену трансмиссии и тот самый старт с седьмого места, который привел сами знаете к чему.

Причина — в сочетании скоростной конфигурации «Ред Булл Ринга», нового суперцепкого асфальта и шин ультрасофт, которые наконец-то работали как надо — то есть, быстро и недолго. В итоге, нагрузки на шасси и тормоза живо перемахнули заложенные инженерами величины: помимо Росберга, техника «устала» у Переса, Алонсо, Хюлькенберга и Массы. А хрупкость техники — это еще одна из вещей, за которые мы любим старую Формулу-1.

Ferrari — опять

В субботу, перед матчем Германия-Италия на Евро-2016, корреспондентка итальянского Sky попыталась подарить Феттелю футболку итальянской же сборной. Себ подарок не принял и посоветовал девушке сохранить его, чтобы было чем вытирать слезы. Германия выиграла, но до взрыва колеса оставалось менее суток.

На своенравность трассы можно было бы списать и красивый взрыв колеса машины Феттеля. Предположить, что только выбившийся в лидеры Себ действительно наехал на какие-то обломки, и ни один из сотни датчиков на машине до последней секунды не показывал ничего тревожного. Отмахаться тем, что Себу именно в воскресенье стукнуло 29, а именинникам в гонках традиционно не везет в полный рост. Все можно — если забыть о том, что непруха снова приключилась с Ferrari. И снова стратегическая.

Никто, кроме стратегов Ferrari, не рассудил, что суперсофта может хватить на 30 кругов. Ближайший результат — 27 у Фелипе Насра, да и то бразилец показал его под конец гонки, то есть, на легкой машине с пустеющими баками. Судя по всему, от спасительного пит-стопа Феттеля отделял всего один лишний круг, и продержись его резина эти четыре с небольшим километра, разговор был бы совсем другой — под брызги шампанского. Но сколько этих «если бы» прозвучало в адрес Ferrari за восемь прошедших гонок?

И нельзя забывать про Кими Райкконена, у которого ничего не взрывалось и который просто взял да проиграл в очной и тактической борьбе Максу Ферстаппену — хотя в начальной фазе гонки именно Айсмен шел сразу за лидировавшим Хэмилтоном. Что говорит об этом Маурицио Арривабене? Правильно: «не повезло». А еще говорит, что если бы не желтые флаги на последнем круге, Кими непременно обошел бы Макса. Но если удача улыбается сильнейшему, то как назвать того, кому она систематически крутит фигу?

Ферстаппен — заслужил

То, что не сработало у Феттеля, выгорело у Ферстаппена. Которого все меньше хочется называть малолетним выскочкой и все больше следует ценить как состоявшегося крутого пилота. Макс не только эффектно прорвался в дебюте гонки (в частности, мимо собственного напарника), но и поставил рекорд по самому длинному отрезку на одном комплекте резины: четыре «бублика» состава софт к финишу насчитывали уже 56 кругов пробега каждый! Безошибочный, эффективный пилотаж, красивая оборона от стремящегося ввысь Росберга и абсолютно заслуженное «серебро». Молодец.

Дэн Риккардо на фоне Ферстаппена выступил неубедительно и после гонки открыто признавал, что скорости ему не хватило. Но представьте, что было бы, если бы не пост-сочинская рокировка Макса и Даниила нашего Квята? При всем уважении к россиянину, разрешите предположить, что с нынешней формой он вряд ли финишировал бы выше Риккардо — и пятое место воспринималось бы как нормальный максимум для Red Bull на неоптимальной для их машины трассе.

У улыбчивого австралийца есть все причины быть недовольным командой за Испанию и Монако, но здесь и сейчас следует признать: самые большие и окрыляющие Red Bull успехи принадлежат юному голландцу. И, коль скоро оба уже связаны с «Быками» контрактами на ближайшие пару сезонов, прямо на наших глазах начинается очень интересная психологическая игра: кто будет главным, когда машина наберет чемпионский потенциал? А в том, что вопрос тут не про «если», а именно про «когда», сомнений почти нет.

Сзади — мощно

Пока эта заметка будет верстаться и публиковаться, на официальном сайте Формулы-1 подведут итоги голосования за «Гонщика дня», и им точно станет Паскаль Верляйн. Потому что если не станет, то этот мир можно выбрасывать на свалку. В субботу чемпион DTM и дебютант «Мейнора» повторил лучший квалификационный результат команды — 12 место. Это произошло ровно через два года (без трех дней) после того, как эту же позицию в Сильверстоуне завоевал Жюль Бьянки. И именно Верляйн в воскресенье стал тем, кто первым после Жюля набрал для Manor очки.

В «Мейноре» очень удачно окрестили Верляйна Мегапаскалем. Физики шутят.

Точнее, одно очко. Это вдвое меньше, чем присудили Бьянки — и вчетверо меньше, чем француз на самом деле заработал тогда, в Монако 14-го. Но, как и два года назад, это критически важное для выживания Manor очко. Если Sauber не отыграется (а нынешний Sauber отыграется вряд ли), это означает солидные призовые выплаты за 10 место по итогам сезона. Кажется, этой команде снова дает шанс один молодой и очень талантливый гонщик. И давайте на этом закончим с параллелями.

Лучше порадуемся и за других парней, блеснувших в Австрии. За Дженсона Баттона, дотащившего неровно, шаг на полтора прогрессирующий McLaren до потрясающего шестого места сразу за гонщиками трех сильнейших команд. За Романа Грожана, по-прежнему в одни руки реализующего шансы «Хааса» в те моменты, когда молодому коллективу везет протащить скорость машины мимо новичковых проблем. За отлично отыгравшегося Карлоса Сайнца, который перед гонкой получил новый контракт с Toro Rosso, и который после четырех совместных этапов ведет 16:1 в споре с Квятом. Не будем забывать и про Переса, который до финиша не доехал, но пока ехал — снова убедительно обыгрывал Хюлкенберга, хоть тот и стартовал с сенсационного второго места.

Хватит ли всем этим ребятам пойманного куража на следующий безумный месяц, когда за четыре недели пройдут три гонки? Смогут ли остальные (не будем тыкать пальцами) наконец-то собраться и показать себя? К чему приведет растущее напряжение в Mercedes и Red Bull? Уверенного ответа на эти вопросы сейчас нет ни у кого. И это прекрасно.

Оценки от «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

5/5

Нико Росберг

Он точно не собирается сдаваться без боя. И сейчас это важнее чистого результата.

5/5

Льюис Хэмилтон

Ради побед теперь надо всерьез потеть. Бился до последнего и добился — молодец.

5/5

Себастьян Феттель

Именинника, в отличие от его команды, не в чем упрекнуть.

4/5

Кими Райкконен

Подиум с ощущением недосказанности. Опять.

3/5

Дэниэл Риккардо

Не-а. Можно было лучше.

5/5

Макс Ферстаппен

Голландец то отжигает, то лажает. Сейчас вот отжег.

3/5

Фелипе Масса

Блеклая гонка и тихий сход. Слабенько.

3/5

Вальттери Боттас

Вальттери, в отличие от напарника, до финиша доехал. Но девятое место на «моторной» трассе — это проигрыш.

Б/О

Даниил Квят

Ну, давайте предположим, что Даня мог проехать неплохо. Или нет?

5/5

Карлос Сайнц

И снова испанец извлек из средней машины и низкого стартового места максимум. Жаль, но на повышение пока не идет.

2/5

Нико Хюлькенберг

Старт с первого ряда, моментальный провал на дно пелотона и сход. Хуже быть не могло.

4/5

Серхио Перес

Если бы не отказ тормозов на последнем круге, набрал бы очки. В любом случае, в гонке Чеко снова был гораздо сильнее напарника.

3/5

Кевин Магнуссен

Renault по-прежнему страдает от недостатка скорости, но усугублять его штрафами ни к чему.

3/5

Джолион Палмер

Британец опередил потенциально более сильного напарника. Но в такой гонке надо было подниматься в очки, иначе все зря.

4/5

Фернандо Алонсо

Двукратный чемпион держался в десятке, пока не сошел. Все бы ничего, если бы не результат Баттона.

5/5

Дженсон Баттон

Кто там говорил, что Дженсону пора на пенсию?

5/5

Роман Грожан

Если машина Haas способна заехать в очки, Роман обязательно ее туда привезет.

4/5

Эстебан Гутиеррес

Ну не поддается зачетная десятка мексиканцу. Ну вот прямо никак.

3/5

Маркус Эрикссон

Manor в Австрии был силен. И опередить одного из гонщиков этой команды — достижение. Правда, речь о Рио Харьянто.

4/5

Фелипе Наср

Бразилец довольно долго держал за собой половину пелотона в середине гонки. Только этим и отличился.

5/5

Паскаль Верляйн

Герой.

2/5

Рио Харьянто

Не герой.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG
2.Макс ФерстаппенRed Bull
3.Кими РайкконенFerrari
4.Нико РосбергMercedes-AMG
5.Дэниэл РиккардоRed Bull
6.Дженсон БаттонMcLaren
7.Роман ГрожанHaas
8.Карлос СайнцToro Rosso
9.Вальттери БоттасWilliams
10.Паскаль ВерляйнManor
11.Эстебан ГутиерресHaas
12.Джолион ПалмерRenault
13.Фелипе НасрSauber
14.Кевин МагнуссенRenault
15.Маркус ЭрикссонSauber
16.Рио ХарьянтоManor
— Федипе МассаWilliams
— Фернандо АлонсоMcLaren
— Нико ХюлькенбергForce India
— Даниил КвятToro Rosso
— Себастьян ФеттельFerrari
— Серхио ПересForce India

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Нико РосбергMercedes-AMG153
2.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG142
3.Себастьян ФеттельFerrari96
4.Кими РайкконенFerrari96
5.Дэниэл РиккардоRed Bull88
6.Макс ФерстаппенRed Bull72
7.Вальттери БоттасWilliams54
8.Серхио ПересForce India39
9.Фелипе МассаWilliams38
10.Роман ГрожанHaas28
11.Даниил КвятToro Rosso22
12.Карлос СайнцToro Rosso22
13.Нико ХюлькенбергForce India20
14.Фернандо АлонсоMcLaren18
15.Дженсон БаттонMcLaren13
16.Кевин МагнуссенRenault6
17.Паскаль ВерляйнManor1
18.Штоффель ВандорнMcLaren1

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes-AMG295
2.Ferrari192
3.Red Bull168
4.Williams92
5.Force India59
6.Toro Rosso36
7.McLaren32
8.Haas28
9.Renault6
10.Manor1
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget