Репортаж11 мин.

Не все коту Баку

Как на Гран-при Австрии Формула-1 копила силы перед новым броском
Каждому знакома такая ситуация: кто-то собирается чихнуть в большой компании, окружающие замирают в ожидании, уже готовят таблички с оценками за технику и артистизм, но в последний момент человек раз – и передумывает. Облом, согласитесь! Примерно это же произошло в воскресенье в горах Штирии. Дождь собирался-собирался, но в итоге разобрался, шины лидеров разрушались-разрушались, но выдержали, а сразу две битвы за места на подиуме накрылись клетчатым флагом именно в тот момент, когда достигли точки кипения. С другой стороны, было бы удивительно, если бы после фантасмагории Баку гоночные боги не послали нам скучный этап, чтобы немного охладить всеобщий пыл. «Мотор» видит в этом позитивный знак и делает главные выводы после Гран-при Австрии.

Каждому знакома такая ситуация: кто-то собирается чихнуть в большой компании, окружающие замирают в ожидании, уже готовят таблички с оценками за технику и артистизм, но в последний момент человек раз – и передумывает. Облом, согласитесь! Примерно это же произошло в воскресенье в горах Штирии. Дождь собирался-собирался, но в итоге разобрался, шины лидеров разрушались-разрушались, но выдержали, а сразу две битвы за места на подиуме накрылись клетчатым флагом именно в тот момент, когда достигли точки кипения. С другой стороны, было бы удивительно, если бы после фантасмагории Баку гоночные боги не послали нам скучный этап, чтобы немного охладить всеобщий пыл. «Мотор» видит в этом позитивный знак и делает главные выводы после Гран-при Австрии.

Чемпион унылых гонок

Эта формулировка из нашего чатика с читателями (кстати, кто о нем не знал – смело подключайтесь) с невероятной точностью описывает короткую историю триумфов Валттери Боттаса. Нынешний сезон неправдоподобно скуп на «доезжалово» – пока таких этапов вышло всего два из девяти – но в 100% случаев оно заканчивается одинаково: невозмутимый финн первым пересекает финишную черту, как бы и не замечая вцепившегося в его задницу Себастьяна Феттеля. Можно попенять Валттери за то, что даже выигрывает он скучно, но на самом деле признаки прогресса все же есть.

Хотя бы этот фальстарт. Он, несомненно, был. Мы увидели не лучшую в мире реакцию, а самую большую на свете удачу: Боттас точно отпустил сцепление до того, как погасли огни светофора. Датчики, фиксирующие время с точностью до тысячных, ничего не засекли, зато это увидела телекамера, снимающая максимум сотню кадров в секунду. На картинке выше четко видно – машина, пусть и в какой-то неуловимый миг, но все же ехала именно на красный. И финну просто невероятно повезло, что в этот же самый миг уместился порог срабатывания измерительной аппаратуры, которая не заметила нарушения. Или…

Или стюарды просто так говорят. По версии FIA, движения машин в некоторых пределах все-таки допустимы, чтобы гонщиков не штрафовали за случайные рывки – например, при перенастройке сцепления и прочих рабочих процедурах. И вот в эти пределы Валттери вроде как и попал, так что с формальной точки зрения он чист. Верите? Даже если нет, хотя бы сделайте вид. Потому что так будет правильнее и лучше для всех.

Официальный твиттер Mercedes отреагировал на феноменальный старт Боттаса смешной гифкой: Deal with it.

Ведь если бы Боттас тронулся одновременно с Феттелем, он все равно вошел бы в первый поворот лидером и точно так же выиграл бы гонку – стартовое преимущество, законным оно было или нет, в сущности ни на что не повлияло. А любители конспирологии могут подумать еще и о том, что Чарли Уайтинг просто не посчитал нужным отдавать победу Себастьяну всего через две недели после того, как тот нашкодил в Баку. Но главное – у нас теперь есть третий претендент на титул.

Сюрприз подкрался незаметно

Никто уже и не ждал, а оно случилось: тихий финн не блещет очевидной скоростью или агрессией, но до напарника ему теперь ближе, чем тому – до лидера чемпионата. И в этом контексте надо отметить сразу несколько любопытных вещей.

Вещь первая. О командной тактике в Mercedes на ближайшие этапы можно смело забыть: если в такой обстановке «серебристые» пожертвуют Боттасом ради Хэмилтона, их не поймут ни друзья, ни враги. При этом с приоритетами Ferrari, похоже, все окончательно решено – Кими совсем стух, и его отставание от Себа скоро достигнет ста очков. Теперь Айсмену предстоит работа на коллектив вообще и на напарника персонально, но никак не на самого себя.

Причем даже с этой работой он в Шпильберге справиться то ли не смог, то ли не пожелал, отдав соотечественнику позицию вообще без тени сопротивления. После финиша Феттель говорил, что для победы ему не хватило единственного круга, наверняка имея в виду дистанцию гонки – но в этих словах можно найти и второй смысл. Продержи Райкконен Боттаса за собой хотя бы один круг – и…

Официальный твиттер чемпионата выложил фотографии Арривабене и Вольффа с подписью: «Не отрывают взгляд от происходящего». В Renault отреагировали: «Но кто же моргнет первым?» Это, кстати, про весь сезон.

Вещь вторая. Если говорить о чистой скорости, то Mercedes на данный момент все равно чуть быстрее Ferrari, а Льюис все еще стремительнее, чем Валттери – и в идеальном мире это значило бы, что в чемпионате должен лидировать именно британец. В реальности же Фортуна оказалась не прочь снова проверить Хэмилтона на стойкость: то воротник кокпита в Азербайджане отстегнет, то коробку передач в Австрии поломает, еще до гонки отобрав 90% шансов на победу и вручив вместо них пять позиций стартового штрафа. Но если над этими обстоятельствами Хэм был не властен, то проиграл квалификацию (и, как следствие, упустил верный подиум) он уже без посторонней помощи. И вообще, весь уикенд действующий вице-чемпион выглядел слегка потерянным.

Вещь третья. Из какого бы секретного сплава ни были сделаны нервы Боттаса, нынешнее положение дел не может не защекотать даже их – а эффект от этого может быть каким угодно, потому что его еще никто не видел. Вот самый красивый расклад с точки зрения драматургии: у Валттери вырастают крылья (а у кого, как не у «летающих финнов», им расти?), Льюис от навалившихся проблем теряет концентрацию (за примерами не надо ходить дальше, чем в прошлый сезон), а Себастьян пытается одновременно удержать себя в руках и извлечь максимум из помощи Кими, собственной удачи и борьбы соперников друг с другом. В итоге – тройная интрига на весь сезон и один из самых интересных финалов в истории чемпионата.

И вещь четвертая. На самом деле все может пойти совсем не так.

«Пункт назначения» – не выдумка

О том, каково оно – когда все идет не так – любой из героев этого параграфа при случае прочитает вам обстоятельную лекцию. Но если раньше надежды Квята, Алонсо и Ферстаппена хотя бы летели в тартарары независимо друг от друга, то в Австрии они рухнули в пропасть дружной альпинистской связкой.

Ну не бывает таких совпадений! Именно у Фернандо, а не у Стоффеля, в тренировках барахлит блок MGU-H, и его переводят на старую версию мотора Honda, из-за которой испанец теряет примерно две десятых с круга – как раз те, которых ему не хватило для прохода в Q3 и старта на пару-тройку позиций выше. Машина Toro Rosso, весь уикенд так радовавшая Даню (в отличие от его напарника), именно в квалификации вдруг отказывается держать трассу и не позволяет россиянину подняться дальше 14 места. Наконец, на старте именно у Макса возникает заминка со сцеплением, из-за чего к первому повороту он оказывается прямо перед Алонсо, заставляя того затормозить раньше и получить удар… Правильно, от Квята.

Бригада Макса Ферстаппена даже повесила на машину картинку с недобрым черным котом – как объяснил главный механик голландца Ли Стивенсон, именно для того, чтобы отпугнуть невезение. Но пока получается наоборот.

Нет никаких сомнений: объективно в столкновении виноват уфимец, и наказали его заслуженно. Но как, спрашивается, реагировать на то, что в дебюте гонки столкнулись именно три главных неудачника сезона, каждый из которых при нормальных обстоятельствах просто не оказался бы там, где оказался? Как не увидеть за всем этим прекрасного в своем коварстве сценария, написанного… Да вот в кого вы там верите, тем и написанного.

В наших обзорах мы часто шутим про чистку кармы, походы в церковь и прочие методики борьбы с невезением, но теперь давайте говорить предельно серьезно. Если у кого-то есть знакомая бабка-ведунья – скиньте ее контакты в комментарии, а мы передадим их гонщикам.

Договориться все же можно

Хотя даже если с бабками у наших читателей вдруг не задалось, еще не все потеряно. Уж Ферстаппен-то точно может просто подойти к напарнику и спросить, какие обряды тот проводил, чтобы привлечь столь бессовестное везение. Пять подиумов подряд – мыслимо ли?! При этом нельзя сказать, что Рикьярдо как-то невероятно круто выступает – просто пока вокруг творится всякая дичь, Дэн едет. И неизменно доезжает до результата.

Будь машина Red Bull чуть быстрее, австралиец уже оторвался бы от преследователей на 1000 очков и по пути выиграл бы несколько других чемпионатов, включая шахматный и кулинарный. Но с шампанским из ботинка в любом случае пора завязывать: это уже больше мерзко, чем забавно.

Если вы вдруг пропустили это в трансляции, то вот один важный момент, который надо знать про Боттаса: он стал первым человеком, которому удалось отказаться от ароматного угощения Рикьярдо.

Договорился с мирозданием (как минимум на эту гонку) и Роман Грожан: в кои-то веки у француза не было проблем с тормозами, он нашел нужный баланс – и отличный результат в виде шестого места не заставил себя ждать. Более того, если бы не отказ гидравлики у Магнуссена, гонщики Haas имели все шансы в полном составе финишировать прямо за лидерами – а это значит вот что: серенькая во всех смыслах машина потенциально куда быстрее, чем кажется.

До Toro Rosso в Кубке конструкторов рукой подать, до Williams тоже не так далеко, и даже Force India от головной боли спасает только тот факт, что американской команде, проведшей всего 30 гонок в своей истории, пока просто не хватает опыта.

Что же до самой Force India, то «розовым» в любом случае рано расслабляться. Да, угроза Haas пока призрачна, отрыв от Williams все еще огромен, а Перес с Оконом перестали валять дурака и снова сделали то, что исправно делали до предыдущих двух этапов – взяли максимум возможных очков обеими машинами.

Но Williams, кажется, еще может всех удивить. После оглушительного провала в пятницу и субботу Падди Лоу сравнивал ситуацию с той, в которую он попал вместе с Mercedes в Сингапуре-2014: скорости нет, почему – непонятно, остается только расслабиться и попытаться получить удовольствие.

И раз даже после этого Масса и Стролл смогли заехать в призовую десятку, то на трассах, которые лучше подойдут FW40, мы вправе ждать от них многого. Заметьте: именно «от них», а не только от одного Фелипе. Потому что Лэнс тоже с кем-то договорился (вероятно, с самим собой), научился водить автомобиль Формулы-1 и третий этап кряду выступает вполне на уровне напарника. Да, это уровень ветерана, который сейчас вообще-то должен сидеть на пенсии – но давайте не тратить время на размышления о том, что показала бы машина Williams в руках того же Боттаса.

Формула «филлер»

На самом деле, событий в Шпильберге произошло достаточно мало, чтобы их обсуждение уместилось в четыре предыдущих параграфа. Не отмечать же Палмера, чье выступление на фоне необъяснимых проблем Хюлькенберга могло даже показаться неплохим! И не констатировать же, что Вандорн опять бледен, а Верляйн способен опережать Эриксона даже при старте с пит-лейн. А про злоключения Сайнса, у которого сразу после угроз покинуть Toro Rosso в конце сезона вдруг закапризничала машина – это к ребятам из третьего пункта.

Редкий (и снова невеселый) повод поговорить про Sauber: в Австрии швейцарский коллектив опередил Minardi и стал абсолютным рекордсменом по количеству гонок без побед – 341.

Но раз уж глав в наших обзорах традиционно пять, давайте порассуждаем вот о чем. Австрийский этап оказался до боли похож на то, что мы видели в России: движуха на первом круге, хруст зрительских челюстей на всей дальнейшей дистанции – и накаляющаяся интрига под самый конец. Знаете, что все это напоминает? Эпизоды-филлеры, которые вставляются в телесериалы ради увеличения продолжительности. Для проформы они связаны с сюжетами предыдущей и следующей серии, но на самом деле не несут особой смысловой нагрузки – так, небольшая передышка, чтобы зритель совсем уж не ошалел от круговерти основных событий.

Так вот, если наша теория верна, то уже в Сильверстоуне «королевский сериал» начнет раскручиваться вновь: выдать порцию убойного экшена ровно на середине сезона, закончить Венгрию эффектным клиффхэнгером – и в полном соответствии с законами жанра уйти на летний перерыв. В общем, «Игра престолов» пока подождет. /m

Оценки «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

4/5:

Льюис Хэмилтон.

К внешнему невезению Льюис прибавил внутреннюю неуверенность и потерял больше, чем мог бы.


5/5:

Валттери Боттас.

Финну во многом повезло, но пока он все же не выглядит потенциальным чемпионом. Возможно, только пока.


5/5:

Себастьян Феттель.

Себу практически не в чем себя упрекнуть. А вот его команде есть над чем поработать.


2/5:

Кими Райкконен.

Потрясающе безвольное выступление, и неоптимальная тактика тут ни при чем.


5/5:

Даниэль Рикьярдо:

Кто бы мог подумать, что у везения вкус пота с шампанским?


Б/О:

Макс Ферстаппен.

Повезет в следующий раз. Или нет...


5/5:

Фелипе Масса.

Один из крутейших отыгрышей сезона. Следующая задача – не попадать в ситуации, когда надо отыгрываться.


5/5:

Лэнс Стролл.

Не подиум, но третий результативный финиш подряд – тоже отличный результат. Растет!


2/5:

Даниил Квят.

Как сказал Кристиан Хорнер, Даня почти наверняка останется в Toro Rosso на следующий год. Но еще пара таких выкрутасов...


Б/О:

Карлос Сайнц.

Нет, мы не верим в заговоры. У мятежного Карлоса были просто технические неполадки.


5/5:

Серхио Перес.

Гонщики Force India взялись за ум. Что один...


5/5:

Эстебан Окон.

Что второй.


3/5:

Нико Хюлькенберг.

Вторую гонку подряд с Нико творится что-то не то.


4/5:

Джолион Палмер.

Неужели это слухи о возможном возвращении Кубицы так подействовали? Хотя очков у Джолиона по-прежнему нет.


Б/О:

Фернандо Алонсо.

Позитивный момент? На этот раз виновата хотя бы не Honda.


3/5:

Стоффель Вандорн.

Даже с более мощным мотором бельгиец ничего не смог противопоставить напарнику, а заодно и словил штраф за неподчинение синим флагам. Сезон все сильнее напоминает полный провал.


5/5:

Роман Грожан.

Когда французу ничего не мешает, он прямо ого-го!


Б/О.

Кевин Магнуссен.

И Кевин тоже мог быть ого-го, но не судьба.


5/5.

Паскаль Верляйн.

Максимум, на который можно было рассчитывать при старте с пит-лейн – это опередить напарника. Что Паскаль и сделал.


3/5:

Маркус Эрикссон.

Правда, напарник у него откровенно так себе.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Валттери БоттасMercedes
2.Себастьян ФеттельFerrari
3.Даниэль РикьярдоRed Bull
4.Льюис ХэмилтонMercedes
5.Кими РайкконенFerrari
6.Роман ГрожанHaas
7.Серхио ПересForce India
8.Эстебан ОконForce India
9.Фелипе МассаWilliams
10.Лэнс СтроллWilliams
11.Джолион ПалмерRenault
12.Стоффель ВандорнMcLaren
13.Нико ХюлькенбергRenault
14.Паскаль ВерляйнSauber
15.Маркус ЭрикссонSauber
16.Даниил КвятToro Rosso

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Себастьян ФеттельFerrari171
2.Льюис ХэмилтонMercedes151
3.Валттери БоттасMercedes136
4.Даниэль РикьярдоRed Bull107
5.Кими РайкконенFerrari83
6.Серхио ПересForce India50
7.Макс ФерстаппенRed Bull45
8.Эстебан ОконForce India39
9.Карлос СайнцToro Rosso29
10.Фелипе МассаWilliams22
11.Лэнс СтроллWilliams18
12.Нико ХюлькенбергRenault18
13.Роман ГрожанHaas18
14.Кевин МагнуссенHaas11
15.Паскаль ВерляйнSauber5
16.Даниил КвятToro Rosso4
17.Фернандо АлонсоMcLaren2
18.Джолион ПалмерRenault0
19.Маркус ЭрикссонSauber0
20.Стоффель ВандорнMcLaren0
21.Антонио ДжовинацциSauber0

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes287
2.Ferrari254
3.Red Bull Racing152
4.Force India89
5.Williams40
6.Toro Rosso33
7.Haas29
8.Renault18
9.Sauber5
10.McLaren2
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget