Все... сошли с ума
Азербайджан – не Европа. Это после воскресных событий вам всячески подтвердит не только географ, но и любой поклонник Формулы-1. Сами посудите: на трассе в Баку прошли две гонки с разными названиями, и различий между ними оказалось больше, чем между гладиолусом и экскаватором. Помните прошлогодний Гран-при Европы? Да-да, эту снотворную процессию, которую устроили лучшие гонщики планеты из-за того, что насмотрелись безумств GP2 и малодушно решили не рисковать. Так вот, теперь они отдали зрителям должок сполна: запись событий, происходивших в Баку в этом году, можно смело включать в альманах «Что такое Формула-1 и почему вам нужно ее смотреть». Причем одним из первых пунктов. «Мотор» отряхивается от карбоновых обломков, долетавших, кажется, даже сквозь телеэкран, и делает главные выводы после Гран-при Азербайджана. Который теперь должен остаться лучшей гонкой сезона, чтобы мы тут все не рехнулись от счастья.
Оставьте так и ничего не трогайте
Вот она, городская трасса здорового человека! Если вдуматься, кольцо в Баку создано по всем драматическим канонам: парой бесконечных широких прямиков дать пилотам почувствовать вкус крови и обгонов, жесткими торможениями проверить консистенцию их тестикул, затем загнать в лабиринт старого города мариноваться за соперниками и копить злость – после чего опять выпустить на свободу. И так полсотни раз подряд. В бетонном коридоре, не прощающем ошибок.
Если заниматься здесь гонками, а не тем, что Формула-1 показала в прошлом году, то все пройти гладко тут не сможет. Никак. Обязательно будут нервы, аварии, сейфти-кары, горы раскиданных по трассе запчастей и флаги всех возможных цветов – запомните эту мысль, в будущем мы наверняка увидим подобное еще не раз. И это превосходно!
Зачем вам гонка вокруг казино, когда есть настоящая гонка-казино, в которой может произойти все, что угодно? Пока в Монако разноцветная колбаса машин пафосно и монотонно ползет к финишу, заранее смирившись со своей участью, Баку дает каждому возможность выиграть. Или проиграть. Победитель прорывается к триумфу с 17 позиции, отстававший на круг доезжает до второго места, а третьим становится списанный со счетов мажор, внезапно мутировавший в настоящего пилота Формулы-1. Когда вы видели настолько необычный подиум? То-то же.
Глядя на McLaren, в какой-то момент занимающий пятое место, или на гонщиков Force India, в итоге фактически упустивших дубль, ничего не стоит заподозрить Алонсо в контрабанде из Штатов секретного ингредиента «Индикара». А вирус Ле-Мана, подцепленный в свое время Хюлькенбергом, явно пережил инкубационный период и заразил Райкконена с Пересом. Сойти из-за жестоких повреждений, полчаса ремонтироваться в боксах и вернуться в бой в надежде на успех – эй, это точно Формула-1?
Правильный ответ таков: нет, это не совсем Формула-1. Это конкретно Гран-при Азербайджана. Для подобной феерии здесь не нужно ни капризов погоды, как в Канаде-2011, ни убойной деградации шин, как в Китае-2016, ни прочих нашествий инопланетян. Это нормальное следствие конфигурации трассы – а значит, на повторение чего-то подобного в будущем есть все шансы. По крайней мере, в GP2/Формуле-2 ни одна из четырех гонок за два года не прошла «нормально».
Уже через две недели мы увидим привычную Ф-1 – скучную ли, захватывающую ли, но привычную. А вот Баку пора переименовывать в официальный Лас-Вегас чемпионата – и раз в год ездить сюда на дикий безудержный отрыв.
Сказочке конец
То, что произошло у двух лидеров чемпионата, тоже хочется списать на особую энергетику места. Конечно, никто и не думал, будто Феттель с Хэмилтоном до самого Абу-Даби продолжат обмениваться комплиментами и рассказывать, как они счастливы, что нашли друг друга. В качестве соперников, разумеется. Эта идиллия была уж слишком странной для Формулы-1, но и закончилась она под стать – внезапно и необычно.
Возможно, Себ подумал, что раз вокруг царит такой хаос и бедлам, то и соблюдать правила ни к чему – твори %$#@&, мы здесь проездом! Ничем иным решение «бортануть» (!!!) Mercedes под номером 44 объяснить не получается. Даже если бы Льюис действительно устроил Феттелю брейк-тест (чего, как выяснилось из данных телеметрии, не было и в помине), у немца в любом случае оставалась возможность сделать то, в чем он исторически хорош: нажать на кнопку и с фирменным красноречием рассказать Чарли Уайтингу и всему миру, какой он молодец и как несправедлива жизнь. Но, согласитесь, для Баку это было бы слишком скучно.
Как скучен был бы и расклад, при котором Феттель получает заслуженный штраф, а Хэмилтон уезжает забирать легкую победу. Нет, только не в Баку! Британцу просто необходимо было словить какую-нибудь невероятно глупую проблему вроде отстегнувшегося подголовника, героически провоевать с ней пару кругов (нет, серьезно, когда вы видели, чтобы на скорости 350 км/ч гонщик пытался отремонтировать машину голыми руками?) и в итоге оказаться позади своего обидчика.
Для полноты картины этим двоим стоило бы размазать друг друга по стенам в пылу борьбы – желательно, в игольном ушке восьмого поворота. Но, опять же, в азербайджанском безумии этот момент мог бы просто потеряться. Поэтому пусть лучше сохранят задор на следующие гонки: позиционная борьба только что превратилась в личный конфликт. Феттеля очевидно прорвало – в Австрии он наверняка скажет, что все в порядке, но истинное положение дел мы уже увидели. А с Хэмилтоном вообще все понятно: теперь он чертовски зол и оттого вдвойне опасен. И в том, что из Азербайджана он увез на 2 очка меньше оппонента, Льюис будет винить явно не злосчастный подголовник. Надеемся, у вас нет аллергии на попкорн.
Большая сила – большая ответственность
Что ни говорите, а жаркие противостояния – это всегда хорошо. После Канады мы ждали большого конфликта между Квятом и Сайнсом, но, видимо, придется подождать еще немного. Уж слишком мягок был испанец в рассказе о стартовом инциденте: «Даня ошибся, я от него отвернул, чтобы не разрушить гонку обоим, откатился на последнее место – ну, так и что ж с того? Зла не держу, сам бы на его месте действовал бы точно так же».
Возможно, если бы у россиянина в очередной раз не окочурилась машина и он заработал бы много очков, а Карлос – нет, тон был бы совсем другим. А может, у Сайнса теперь просто хорошее настроение из-за того, что им вплотную заинтересовались в McLaren. Но пока давайте считать, что за прошедшие две недели руководство Toro Rosso конструктивно пообщалось с гонщиками и прояснило важные моменты.
Этим же после монреальской стычки Переса и Окона стоило заняться и людям из Force India, но те в итоге решили остаться хорошими парнями и пустить все на самотек. Да, честная спортивная борьба, не испорченная командной тактикой, - это то, за что обеими руками не задумываясь проголосует любой болельщик. Да и наблюдать за столкновениями напарников обычно чудо как весело. Но давайте честно: не променяли бы вы все это на возможность лицезреть на вершине пьедестала двух парней в комбинезонах цвета сливочно-земляничного пломбира? А ведь они наверняка должны были там оказаться.
На момент второго рестарта гонщики Force India шли далеко впереди будущего победителя – и нет ни одной причины предполагать, что обновленного мотора Renault на Red Bull человека-с-ботинком хватило бы для обгона розовой машины с двигателем Mercedes. Тем более двух машин. И вроде бы для подопечных Виджая Мальи это не катастрофа: отрыв от Williams все еще более чем двукратный, а подобные аттракционы по раздаче бесплатных очков будут случаться нечасто.
Но драма в другом: дубль принес бы «розовым» столько баллов, что они мгновенно подобрались бы к Red Bull на расстояние одного хорошего укуса! Понятно, что уж теперь-то в Force India точно обсудят все, что следует обсудить. Скорость машины растет, гонщики продолжают прогрессировать, и кажется, что у команды есть все, чтобы хотя бы попробовать замахнуться на третье место в чемпионате. Но сначала надо пройти через вот такие неизбежные проблемы взросления, а дальше… Дальше главное, чтобы не было слишком поздно.
Операция «реабилитация»
Хорошим примером для Force India может послужить… Sauber. Даже аутсайдеры, к тому же приехавшие в Баку без руководства после внезапной отставки Мониши Кальтенборн, сообразили разменять позиции и гарантировать себе очко за десятое место. Вообще-то, пропущенный Эрикссоном Верляйн должен был побороться с Алонсо, а в случае неудачи поменяться с напарником обратно, но этого почему-то не произошло. Но важнее здесь другое: вторую гонку подряд Маркус выглядит сильнее Паскаля. И если не обращать внимания на слухи о фаворитизме команды по отношению к шведу, его можно только похвалить за скорость и констатировать успешную реабилитацию.
Азербайджан вообще добавил плюсов в карму многим из тех, кто испытывал в них острый дефицит. Например, Магнуссену, который провел сильную гонку – причем не на фоне Грожана, на чьей машине опять сгнили тормоза, а вообще. И «Хонде», которой опять досталось от язвительного Алонсо, но которая, тем не менее, позволила испанцу обгонять соперников на прямых (!) и даже не сгорела до финиша: первые очки в сезоне, да еще сразу два – праздник-праздник! Не удалось блеснуть разве что по-прежнему бледному Вандорну да вечному неудачнику Палмеру – хотя на этот раз жалко даже Джолиона, потому что накосячил он только в пятницу, а страдал весь уикенд.
Зато каков Стролл, а! После всей критики, которую общественность (и мы, чего уж там) радостно обрушивала на рента-бэйби-драйвера в начале сезона, юный канадец отыгрался по-голливудски эффектно. Между Канадой и Азербайджаном Лэнс съездил на очередные частные тесты, но его даже не хочется ругать за этот «чит»: с учетом возраста, давайте воспринимать это так, будто усердный молодой человек просто занимается с репетитором, чтобы подтянуться по некоторым предметам. Главное, что помогло. Наставники определили, что конкретно их воспитанник делает не так, Стролл начал делать как надо – и сразу же поехал, да еще как!
Он не только не расквасил машину об отбойники сложнейшей трассы (достижение, которым не смогли похвастаться, например, Рикьярдо, Перес и Хюлькенберг, не говоря уже про Палмера), но и стабильно опережал Массу в пятницу и субботу. А в воскресенье просто провел уверенную, безошибочную гонку в отличном темпе – и это максимум, которого в той вакханалии можно было требовать от 18-летнего дебютанта.
Кто-то скажет, что подиум и шампанское со вкусом австралийских пяток – чересчур щедрая награда за такое выступление. А мы считаем, что это приз еще и за то, что Лэнс не сломался под грузом критики, смог собраться с силами и сделал все верно. И заодно проверка того, крепко ли его голова приделана к туловищу – и не улетит ли теперь в облака из-за гордыни. В общем, окончательно принимать Стролла в клуб тех, кто в Ф-1 не зря, еще рановато. Но теперь мы точно знаем, что он как минимум небезнадежен.
Две удачи на четверых
Странно начинать разговор о победителе только в самом конце обзора, но о выступлении Рикьярдо действительно мало что можно сказать: Дэн ехал, ехал и… приехал. Не считая шикарного обгона обоих Williams на третьем рестарте, у австралийца выдалась едва ли не самая скучная гонка в пелотоне: вокруг все взрывалось, горело и сходило с рельсов, но «Медоеда» никто не трогал. Растерянный смех, который мы слышали по радио после финиша, – это самая естественная реакция человека, на которого только что упало 200 наковален, но все промахнулись.
Тут надо вспомнить предсезонную презентацию Red Bull RB13 со слоганом (Un)lucky for some. Тогда все подумали, что это про команду и ее соперников, но… Вы еще не поняли? Они же написали все прямым текстом: кому-то счастливая, кому-то нет. Это конкретно про две машины Дэна и Макса! И пока Рикьярдо собирает все возможные и невозможные подиумы, бедный Ферстаппен занимается тем же самым, но в отношении поломок: четыре схода в шести гонках!
Ну, и Toro Rosso дисциплинированно берет пример со старшей команды. Поэтому Сайнсу судьба продолжает благоволить: против канадских глупостей оказалась бессильна даже она, но в Азербайджане была не прочь затащить испанца в очки даже с последнего места. Зато с Квятом рука об руку ходит не только прелестная Келли Пике, но и большая толстая непруха. Которая с непробиваемым лицом ломает об колено абсолютно любые усилия россиянина.
Помните, как во время предсмертной агонии Caterham у гонщиков были разные машины, потому что на две одинаковые просто не хватало запчастей? Возможно, в Red Bull и Toro Rosso похожая история: всего по одному модулю LUC-K на две машины, а дополнительные брать неоткуда. Тогда было бы справедливо поменяться этими компонентами на середине сезона. И если это так, то мы совсем не против – ведь в Формуле-1 обычно запоминаются именно последние гонки. Потерпеть осталось совсем чуть-чуть. /m
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5:
Льюис Хэмилтон.
Британцу не в чем себя упрекнуть. Зато наверняка найдется много веселых слов для Феттеля.
4/5:
Валттери Боттас.
Пусть и с помощью изрядной доли везения, но Валттери отыгрался просто невероятно. С другой стороны, врезавшись в Кими, он сам себя в это положение и поставил. И как, спрашивается, все это оценивать?
2/5:
Себастьян Феттель.
После финиша Себ всячески избегал разговоров о втором контакте с Хэмом. Понимает, что неправ. Ну, хоть так.
Б/О:
Кими Райкконен.
«Я дважды сошел в одной гонке». К этим словам финна нам как-то и нечего добавить.
5/5:
Даниэль Рикьярдо.
Фортуна улыбается сильнейшим? Похоже, Дэну пора принять это как свой девиз.
Б/О:
Макс Ферстаппен.
А может, все потому, что Макс сидит на месте Квята?
Б/О:
Фелипе Масса.
Это не подвеска сломалась. Это один из последних реальных шансов Фелипе постоять на подиуме сломался.
5/5:
Лэнс Стролл.
Переломная точка карьеры или короткая вспышка? Поживем – увидим. Мальдонадо вон вообще как-то выиграть умудрился. Но сейчас Лэнс – красавчик.
Б/О:
Даниил Квят.
Алонсо терпит, и ты терпи. Даже без зарплаты в 30 миллионов.
4/5:
Карлос Сайнц.
Не блестящая, но достойная гонка. С достойной реакцией на эпизод с напарником. Такого Карлоса видеть куда привычнее.
Б/О:
Серхио Перес.
Как и Кими, дважды сошел в одной гонке, причем не по своей вине.
3/5:
Эстебан Окон.
То ли просто азарт борьбы, то ли месть Пересу за Канаду, но Эстебану теперь точно предстоит долгий разговор.
3/5:
Нико Хюлькенберг.
Безупречный Халк вдруг сам разрушил себе гонку – причем именно ту, где мог приехать в очень хорошие очки.
Б/О:
Джолион Палмер.
Это самый высокий балл, который Джолион получает за несколько последних гонок. Верим ли мы, что без технических проблем он проехал бы хорошо? Честно говоря, нет.
5/5:
Фернандо Алонсо.
Говорит, если бы не Honda, то мог бы и выиграть. С другой стороны, если бы не Honda, то мог бы и не доехать. В любом случае – ура, очки-и-и!
3/5:
Стоффель Вандорн.
Да, хуже напарника, чем Алонсо, не придумать. Но надо же что-то делать!
Б/О:
Роман Грожан.
Француз даже отказался от официального комментария для командного пресс-релиза. Но мы знаем, что там из цензурного было бы только слово «тормоза».
5/5.
Кевин Магнуссен.
У Кевина в этом году не так много успехов, чтобы мы зажимали ради них высокие оценки.
3/5.
Паскаль Верляйн.
Немец выступает то густо, то пусто. Вот сейчас – пусто.
5/5:
Маркус Эрикссон.
Как и в случае Магнуссена, редкие успехи шведа хочется отмечать громко.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull |
2. | Валттери Боттас | Mercedes |
3. | Лэнс Стролл | Williams |
4. | Себастьян Феттель | Ferrari |
4. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
6. | Эстебан Окон | Force India |
7. | Кевин Магнуссен | Haas |
8. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
9. | Фернандо Алонсо | McLaren |
10. | Паскаль Верляйн | Sauber |
11. | Маркус Эрикссон | Sauber |
12. | Стоффель Вандорн | McLaren |
13. | Роман Грожан | Haas |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 153 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 139 |
3. | Валттери Боттас | Mercedes | 111 |
4. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull | 92 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 73 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 45 |
7. | Серхио Перес | Force India | 44 |
8. | Эстебан Окон | Force India | 35 |
9. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 29 |
10. | Фелипе Масса | Williams | 20 |
11. | Нико Хюлькенберг | Renault | 18 |
12. | Лэнс Стролл | Williams | 17 |
13. | Кевин Магнуссен | Haas | 11 |
14. | Роман Грожан | Haas | 10 |
15. | Паскаль Верляйн | Sauber | 5 |
16. | Даниил Квят | Toro Rosso | 4 |
17. | Фернандо Алонсо | McLaren | 2 |
18. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
19. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
20. | Стоффель Вандорн | McLaren | 0 |
21. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 250 |
2. | Ferrari | 226 |
3. | Red Bull Racing | 137 |
4. | Force India | 79 |
5. | Williams | 37 |
6. | Toro Rosso | 33 |
7. | Haas | 21 |
8. | Renault | 18 |
9. | Sauber | 5 |
10. | McLaren | 2 |