Баку или Сочи?
У гонки Формулы-1 в Сочи появился неожиданный и очень серьезный конкурент — Гран-при Европы, который в июне впервые приехал в Баку. Влюбленная в автоспорт редакция «Мотора» до сих пор не верит, что на территории бывшего СССР проводится теперь уже второй этап Формулы-1 и рассказывает, насколько для болельщиков гонка в Азербайджане отличается от Гран-при России.
Сравнение трассы в Баку с Сочи неизбежно. Оба города находятся на Кавказе, оба расположены на море, и к туристам со всей России русскоязычный Баку привычен ничуть не меньше, чем Сочи. Однако промоутеры Гран-при России являются заложниками инфраструктуры, в которой им приходится работать. Сочинским организаторам не повезло — им пришлось вписывать трассу в безжизненный Олимпийский парк на неприглядных выселках Адлера, в то время как в распоряжении их коллег из Баку был центр красивейшего города с богатой историей.
Красота окутывающего тебя пейзажа и разнообразие досуга — главные преимущества бакинской трассы над Сочи. Болельщики, увидевшие по телевизору довольно скучную первую гонку в Баку, наверняка пожмут плечами: мол, какая разница, на какой трассе смотреть паровозик из болидов — в Сочи или в Баку? Но характер городского автодрома в столице Азербайджана с его узкими улицами, невероятно длинной прямой и захватывающими перепадами высот говорит о куда большем потенциале для интересных гонок, чем плоский «бобслейный» автодром в Сочи.
В том, что первый Гран-при Европы оказался таким пресным, не виновата ни трасса, ни организаторы. Специалисты из Pirelli, не знавшие характеристик нового асфальта, перестраховались и не привезли на гонку самые мягкие шины, а сами гонщики Формулы-1, увидев огромное количество аварий в двух гонках поддержки GP2, постарались лишний раз не рисковать. Что же до скучных гонок, то даже трассы, которые считаются «последними из настоящих», иногда выглядят блекло и уныло. Вспомните хотя бы прошедшую перед Гран-при Европы гонку в Канаде.
Гран-при Европы — это, очевидно, очень странное название для гонки в столице Азербайджана, но кажется никто, кроме самых непримиримых фанатов, к нему всерьез и не относится. Когда перед гонкой на стартовой прямой началось представление этапа, ничто не напоминало о Европе: главным мотивом были национальные костюмы, музыка и флаг Азербайджана. Единственным космополитичным намеком в этом музыкально-танцевальном шоу внезапно стали элементы капоэйры, но и та — сугубо бразильское изобретение.
О том, как проходила первая гонка Формулы-1 в Азербайджане, можно прочитать в онлайне «Мотора»
После финиша пилоты поднялись на подиум, под которым набежавшие со всего пит-лейна маршалы активно и на удивление организованно размахивали флагами — но не синими с желтыми звездами, а триколором с полумесяцем. Даже кубок для победителя был создан по мотивам азербайджанского ковра, а в комнате для отдыха трех призеров ковры лежали уже настоящие. Неудивительно, что гонщики и представители команд в основном говорили о «Гран-при Баку» или «Гран-при в Азербайджане».
В этом нет ничего предосудительного, ведь свой Гран-при Азербайджан заполучил в первую очередь для того, чтобы показать всему миру две вещи: что есть такая страна, и что эта страна может не только добывать нефть, но и принимать туристов. Кто знает, может быть слово Европа было выбрано именно для того, чтобы не пугать иностранцев загадочной кавказской республикой. Не исключено, что в будущие годы гонка будет называться по-другому, но название этапа — это вряд ли самое важное, что случилось на Формуле-1 в Баку.
Ощущение, что город живет только Формулой-1, обрушивается на тебя прямо в аэропорту Гейдара Алиева. Бесчисленные транспаранты, световые табло, гигантские экраны с кадрами гонок и рекламой этапа мелькают на всем пути от самолета до багажной ленты, а на выходе тебя встречают еще и забрендированные Формулой-1 двери аэропорта. Которые, раскрывшись, бросают тебя в объятия армии таксистов. Бакинские таксисты мало чем отличаются от сочинских — та же назойливость и нездоровое ценообразование, но и на тех, и на других всегда есть магическое заклинание. Если в Сочи волшебные слова звучат «Яндекс. Такси» и «бесплатная электричка», то в Баку ангелов-хранителей уставших туристов зовут Uber и «баклажан». Uber прекрасно работает в столице Азербайджана, а «баклажанами» зовутся работающие по счетчику нелепые «лондонские» кэбы, которые завезли в Баку перед Евровидением пять лет назад.
В самом городе о Формуле-1 нельзя забыть при всем желании. Реклама вдоль улиц вбивает в голову имена музыкантов, которые будут выступать для зрителей в рамках Гран-при, название трассы увековечено на рейсовых автобусах, а многие дороги в центре перекрыты. Из всего этого арсенала Адлер может «похвастаться» разве что перекрытиями улиц: о Формуле-1 на третий год ее пребывания в России говорят разве что редкие плакаты в аэропорту. Не факт, что через пару лет это же не произойдет с бакинской гонкой, но если сравнивать первые две гонки в России и в Азербайджане, то в этом Закавказье дало Северному Кавказу фору.
Про перекрытия стоит сказать отдельно. Трасса в Баку расположена в центре города — в отличие от Сочи, где автодром выселен в Олимпийский парк за пределы повседневных маршрутов местных жителей. География трека доставляет бакинцам гигантские неудобства — собрать и разобрать трассу, положить и снять с брусчатки асфальт занимает несколько месяцев. Фактически, центр города был полностью закрыт для автотранспорта за неделю до Гран-при. Утром после гонки убирать бетонные ограждения никто не спешил, а основные работы по разбору пит-лейна и зданий в паддоке на центральной площади завершатся к началу июля. Больше того, британский журналист Адам Купер со ссылкой на организаторов гонки написал, что к нормальной жизни Баку вернется лишь к сентябрю.
Но, как бы мы ни сочувствовали местным жителям, для большинства болельщиков Формула-1 — это праздник на два дня, и тут Баку постарался. Во-первых, система входа на трассу оказалась куда удобнее сочинской. Если на Гран-при России можно попасть лишь через один вход — главный, то в Баку войти можно с той стороны, где расположена нужная трибуна — на бульваре или в Старом городе. Контроль на входе в Баку не такой драконовский, как в Сочи — через аэропортовый сканер сумку конечно придется пропустить, но выворачивать ее содержимое никто не потребует. Войти и выйти с трассы можно неограниченное количество раз — для этого не требуется даже сканировать билет на выходе. Главное — не терять браслет, который выдают при первом входе на трассу. Правда, на некоторых входах охрана зачем-то просила показать паспорт, причем его даже не нужно было разворачивать — хватало самого факта его наличия.
Попав на трассу, можно расслабиться — помимо Формулы-1 соревнований в этом году практически не было (в Баку приехала только GP2), зато время ожидания главного события проходит отнюдь не в таких же скучных бетонных декорациях, как в Олимпийском парке Сочи. Зрителям гонки в Азербайджане отдан гигантский бульвар вдоль Каспийского моря, который на одни выходные открыт только для обладателей билетов на Формулу-1. В обычные дни здесь кипит жизнь: аттракционы, уличная еда, фонтаны — главный бульвар Баку очень приятное для прогулок место. Таким же он остался даже в условиях перекрытия. Да, фонтаны и аттракционы работали не все, палатки с едой были закрыты в угоду официальному общепиту гонки, но тень от деревьев на широченном променаде и легкий бриз с моря никуда не делся. Кстати, про море — здесь болельщикам не надо идти до него специально, как в Адлере — не нужно даже выходить за пределы автодрома. Конечно, купаться в центре города не получится, но если есть время, всегда можно поехать на пляжи в пригороды Баку.
Организаторы гонки постарались, чтобы азербайджанский колорит чувствовался на бульваре не меньше, чем в Старом городе: гостеприимно разбросанные под деревьями пуфики в национальных узорах, ярмарка, на которой можно было бесплатно попробовать азербайджанскую выпечку и сладости, нарисовать на руках узоры хной или раскрасить традиционный стаканчик для чая. Даже традиционный для гонок фастфуд — и тот оказался с национальным оттенком. Шаурма (200 рублей), кебаб (200-250 рублей), дюрюм (250 рублей) — уличная еда всегда была одной из гордостей Баку, что конечно же отразилось и на гонке. Для ценителей привычного гоночного досуга на трассе были и более традиционные для Формулы-1 игровые симуляторы, тренажеры пит-стопов, очки виртуальной реальности — куда в большем количестве, чем в Сочи.
Но главное в дни Гран-при было не найти где поесть или чем себя занять. Главным было пережить жару, которая в начале июня уже ощутимо дает о себе знать. И с этим в Сочи в начале мая или в октябре намного проще, хотя обгореть во время гонки легко и на черноморском побережье. Впрочем, свыкнуться с бакинским солнцепеком помогают бесчисленные электропоезда, которые курсируют по набережной и бесплатно подвозят болельщиков из одной части трассы в другую.
Нагулявшись по берегу Каспия, можно переместиться в Старый город, который находится внутри трассы Формулы-1. Попасть туда можно по подземным и наземным переходам — как из центра, так и с набережной. Здесь о Формуле-1 говорят только указатели (их, кстати, могло бы быть и побольше) и невесть откуда взявшийся баннер фан-клуба Макса Ферстаппена, растянутый между балконами на старом доме. Зато тут много развлечений, не относящихся к Формуле-1: в Старом городе не прекращают работать кафе, рестораны и магазины — болельщики, которые ездят на гонки с семьями, найдут чем занять и себя, и своих близких.
В прогулках по разным частям трассы можно провести целый день — благо трек получился необычайно длинным не только для городских автодромов, но и для автодромов вообще. Длиннее него в календаре чемпионата только Спа-Франкоршам, но в Спа, при всей его исторической ценности, вряд ли найдется такое количество способов досуга.
Более несочетаемое с Формулой-1 место представить сложно, однако в этом и есть шарм гонки в Баку. Болельщики этот шарм пока не вполне оценили, однако, как бы странно это ни звучало, непопулярность была одним из плюсов первой гонки в Азербайджане. Малая вместимость трибун и пугающая загадочность новой гонки для большинства регулярных болельщиков сделала свое дело: на первом в истории этапе в Баку можно было спокойно пережить очереди на автограф-сессиях пилотов и за едой; не было давки и вдоль трассы, где расположена зона свободного размещения. Обладатели самых дешевых билетов, занявшие места около стартовой прямой, мало в чем проигрывали седокам на четырех главных трибунах. Тем все равно приходилось в основном смотреть на экран — из-за рекордных скоростей рассмотреть проносящиеся мимо боксов болиды успевали далеко не все.
Попасть после финиша под подиум удалось, правда, лишь малой части болельщиков (еще одно не совсем понятное решение организаторов), зато после финального концерта и вечернего салюта любой желающий мог пройти на главную прямую и понаблюдать за сборами команд.
Конечно, Баку есть чему поучиться у Сочи. Например, работе с волонтерами. В какой-то момент казалось, что их в Баку больше, чем зрителей, причем далеко не все из этих молодых людей говорили не то что на русском, но и на английском языке. Знание трассы оказалось не самой сильной их стороной, но проблемы роста есть у каждой новой гонки. В Баку к этим проблемам стоит отнести также маршалов, работавших на трассе. Несмотря на то, что их начали готовить задолго до начала Гран-при, а костяк составляли маршалы из Бахрейна, их растерянность при виде разбитых болидов порой вызывала удивление.
В пользу Сочи конечно же говорит еще и стоимость поездки: авиабилеты, скажем, из Москвы стоят дешевле, и с жильем там намного проще. В Баку болельщики жаловались на резкие [отмены бронирований](http://forum.awd.ru/viewtopic.php? f=919&t=268119&sid=6085b53d2251892f7d66e3b67fbf0258&start=120), а местные жители так, кажется, и не поняли, что можно сдавать туристам многочисленные балконы вдоль трассы. Догнать Адлер с его мириадами гостевых домов и семейных отелей Баку будет непросто, но время должно выправить и эту ситуацию.
Сложнее всего Баку будет привлечь иностранных туристов: если для россиян «расцветающий советский Азербайджан» это хоть и чужая, но все же знакомая страна, то для европейцев Гран-при Европы будет экзотикой. Впрочем, как показывает пример Гран-при России, если национальная валюта падает, гонка становится вполне привлекательной для туристов с крепкими деньгами. На последней гонке в Сочи на трибунах была замечена внушительная группа финнов; были они и в Баку — наряду с англичанами, итальянцами, шотландцами в продуваемых килтах (в полуденной жаре им можно было только позавидовать), шведами и болельщиками в ближневосточных одеждах.
На руку Баку играет близость Стамбула — мирового авиационного хаба в стране, которая является главным другом Азербайджана. Для команд Формулы-1, журналистов и обслуживающего гонки постоянного персонала это настоящее спасение. В этом году календарь составлен необычайно плотно, но, несмотря на то, что лететь на следующий день после финиша Гран-при Канады из Монреаля в Баку было очевидным безумием, Формула-1 справилась и с этой непростой задачей. Возможно, на будущий год жизнь обитателям паддока упростят, однако календарь на 2017 год, как и название второй гонки в Баку, мы узнаем еще не скоро.
Где в календаре окажется следующая бакинская гонка — вопрос важный. Организаторы этапа в Азербайджане предпочитают начало лета — когда в Баку еще не так жарко, как в июле или в августе. И это ставит российских болельщиков перед выбором, поскольку устроители гонки в Сочи, кажется, вполне довольны опытом проведения гонки на майские праздники. Но вместо того, чтобы конкурировать за болельщика, двум дружественным гонкам хочется посоветовать объединить усилия и попробовать пролоббировать проведение двух кавказских Гран-при подряд. Ведь куда логичнее лететь в Баку из Сочи, а не из Монреаля, да и настоящим фанатам всегда можно предложить пакетное предложение на два этапа сразу. Уникальное торговое предложение — этого нет ни у одной из гонок в Формуле-1. Но, как мы помним, раньше ведь и на территории бывшего Советского Союза не было ни одной гонки. /m
#####«Мотор» благодарит компанию Pirelli за помощь в подготовке материала.