Нашествие.co.uk
Пока Red Hot Chili Peppers расписывались за «Металлику» на белорусской границе, а любители русского рока традиционно рисковали здоровьем в Тверской области, на родине Формулы-1 проходил собственный фестиваль. По всем, заметьте, канонам: с толпами фанатов, с дождем и солнцем, с яркими и в чем-то безбашенными выступлениями любимцев публики. И, конечно, с грандиозным финалом в исполнении Самой Главной Звезды. «Мотор» достает из тумбочки запылившийся Union Jack и делает выводы после самого британского уик-энда сезона, обнулившего схватку за титул.
Льюис умеет
События гонки круг за кругом можно отследить по нашему традиционному онлайну
К имиджу Хэмилтона можно относиться по-разному, но с теми, кого колотит от гламура, золотых цепей и прочих Джастинов Биберов, трудно не согласиться. Впрочем, в Сильверстоуне — давайте это признаем открыто — трехкратный чемпион был хорош. Причем не только на трассе (этот разгром всех в одну калитку комментировать даже как-то скучно), но и за ее пределами.
О том, что именно происходило на встрече руководства и гонщиков Mercedes в четверг перед гонкой, мы обязательно узнаем. Когда-нибудь потом. Когда кто-нибудь из ее участников выйдет на пенсию и решит опубликовать мемуары. Но судя по тому, в каком настроении Льюис приехал в Сильверстоун, за австрийскую аварию по полной программе пропесочили его напарника. Что не могло не окрылить Хэмилтона: в промежутках между переписыванием рекордов трассы он от души общался с поклонниками, раскидывал бейсболки с автографами, карабкался на заборы, а после гонки вообще решился на настоящий стейдж-дайвинг. Да, прямо прыгнул в толпу и давай кататься на руках. Сам. Без охраны, пресс-атташе, физиотерапевта и бдительного Ники Лауды.
Понятно, что это все тоже показуха — но какая-то настоящая, искренняя. Подобные штуки и сами по себе здорово смотрятся в стерилизованном мире современной Формулы-1, а британское представление вообще случилось как нельзя вовремя. Иначе в центре внимания оказались бы искусственные ограничения и странные судейские решения, коими гонка просто фонтанировала.
Правила снова пора пересмотреть
Все началось в субботу — с массовых штрафов за нарушение гонщиками пределов трассы в девятом, пятнадцатом и восемнадцатом поворотах. Казалось бы, логично: ребята, вот вам асфальт, катайтесь по нему. А так, чтобы всеми четырьмя колесами да в зону безопасности — ни-ни, накажем. Но за что мы любим гонки? За то, что здесь (по задумке) ездят на грани возможного, а пересечение этой грани оказывается болезненным для пилотов и эффектным для зрителей. Если не с летящим во все стороны карбоновым конфетти, то хотя бы с заносами и пылью.
И в этом отношении даже спорные «багеты», которые мы неделю назад видели на Red Bull Ring, имеют куда больше смысла, чем обнуление кругов у тех, кто просто «не попал» в трассу и из-за этого вроде как получил преимущество. Или что? Неужели, разреши дирекция гонки всем ездить как угодно широко, это пошло бы в ущерб спортивным принципам? Да как раз наоборот: мы бы получили тот самый пилотаж на пределе, причем в равных для всех условиях. Просто — делов-то! — предел этот был бы отодвинут на несколько метров в сторону.
Понятно, что это все происходит не в первый раз. Понятно, что во имя безопасности. Но такими темпами мы знаете до чего докатимся? Берешь асфальтовую площадку пять на пять километров, рисуешь на ней произвольно разметку — и вуаля, новый автодром готов. Бред!
Второй момент — ограничения на радиопереговоры, с которыми в третий раз за две гонки столкнулись пилоты Mercedes. Если в Баку команда решила не давать подсказок заплутавшему в режимах двигателя Хэмилтону, то в Сильверстоуне вопрос касался уже Росберга и имел масштабы жизни и смерти. Не самого Нико, конечно, а трансмиссии его W07. Но тут инженеры не смогли остаться в стороне, проинструктировали немца по радио и, тем самым, создали важный прецедент. Отныне мы знаем: нарушение ограничений стоит 10 секунд штрафа. И это гораздо дешевле, чем сход с дистанции. Если бы неделю назад это было известно бригаде Чеко Переса, то мексиканец наверняка финишировал бы в гонке, а не улетел с трассы с отказавшими на предпоследнем круге тормозами.
В чистом виде идея FIA сделать так, чтобы гонщики сами управляли своими машинами, а не бездумно щелкали переключателями под диктовку инженеров, верна и похвальна. Вот только техника в Формуле-1 сейчас настолько сложна, что аналогии с космическими аппаратами напрашиваются сами собой.
— Хьюстон, у нас проблемы, в главный двигатель попал пакет Яровой. Мы теряем мощность. Ждем инструкций. — Простите, но нам запрещено сообщать подобную информацию. Держитесь там…
Чушь? В Формуле-1 — это реальность. И пока вся эта история окончательно не превратилась в фарс, чиновникам стоит либо скорректировать список дозволенного, либо что-то решить со штрафами. Можно даже у болельщиков спросить, чего те хотят видеть больше — технических сходов или борьбы до последних метров дистанции?
Дождь — наше все
И уж точно Чарли Уайтингу вместе с его помощниками должно быть стыдно за первые круги гонки. Ладно, допустим, что в современных реалиях «боевой» старт с места на очень мокрой трассе и вправду выглядит слишком рискованным. Не потому, что это реально опасно: просто ветераны от такого олдскула уже отвыкли, а молодежь и вовсе в глаза не видела. Но битых шесть кругов томить лучших гонщиков планеты за машиной безопасности, пока асфальт не станет пригоден для промежуточной резины, — это уже перебор.
К счастью, после того, как Бернд Майландер скрылся в глубине пит-лейна, пилоты доказали: смелости у них гораздо больше, чем у дирекции гонки. Такого количества ошибок мы не видели давно — на подсыхающей трассе атаковали все, а не косячил только тот, кто никуда не ехал. Но, что характерно, почти каждый (кроме пары несчастных пилотов Manor) после ошибок отряхивался и, на радость публике, возвращался в борьбу.
Запредельной эпичности вылет Фернандо Алонсо, красивые развороты Феттеля и Боттаса, пижонский дрифт в исполнении Сайнца и Переса, длительные инспекции отдаленных районов трассы Кими Райкконеном — на двадцать с лишним кругов Формула-1 будто вернулась в те годы, когда контроль над машиной было трудно найти, легко потерять и… Стоп, что-то мы отвлеклись.
В общем, пока окончательно просохший асфальт не превратил гонку в «рельсодром», на трассе творилась настоящая феерия. Правда, вторая половина гонки своей тухлостью отчасти обязана именно веселью в первой. Дождь смыл всяческий простор для тактики — все как обулись в шины состава «медиум» где-то после середины дистанции, так на них до финиша и доехали. Дружно наплевав на увещевания Pirelli и намотав почти по 10 кругов сверх рекомендованного максимума.
Провал как стиль жизни
Альтернативную тактику с лишним пит-стопом попробовали всего двое: Фернандо Алонсо и Фелипе Масса. И оба в итоге проиграли. Но если ругать испанца язык не поворачивается — сам он ехал красиво, а от McLaren всерьез требовать результатов пока рановато, — то у Williams все снова просто валилось из рук. Масса остановился на пороге зачетной десятки, а Боттас и вовсе смог обогнать только Насра и Гутиерреса, что равносильно финишу на последнем месте. Если команда из Гроува не соберется с силами в самое ближайшее время, ее ждет очередное путешествие на дно турнирной таблицы. Откуда она только недавно выкарабкалась ценой титанических усилий и скольких-то там десятков миллионов евро за силовые установки Mercedes. McLaren уже вовсю наступает на пятки, а Force India и Toro Rosso, кажется, вообще впереди.
Кому сейчас может быть еще хуже? На это есть один алый ответ. Когда сезон только начинался, подопечным сеньора Арривабене мы говорили то же самое, что сейчас «Уильямсу»: парни, надо бы собраться. Но до пересечения экватора чемпионата остается каких-то 35 кругов по Хунгарорингу, а Скудерия не то что на победы — уже и на подиумы, кажется, не может претендовать. На барахтающегося в конце топ-10 Себастьяна Феттеля смотреть было одновременно больно и стыдно, а пятое место Райкконена следует признать максимумом из того, на что в Сильверстоуне была способна итальянская команда.
На сей раз обошлось без тактических ошибок (потому что ошибаться было негде) — машине просто не хватило скорости на фоне продолжающих набирать силу болидов Red Bull. И это не только обиднее осознавать, но и гораздо, гораздо труднее исправить.
На исходную
Тем удивительнее, что тот же Кими каким-то непостижимым образом держится на третьей строчке личного зачета. Более того, те шесть очков, которые Райкконен «везет» Дэниэлу Риккардо, по сути и формируют отрыв Ferrari от Red Bull. Но баланс тут совсем зыбкий: для того, чтобы все поменялось, достаточно одной гонки. Кто бы мог вообразить такие расклады три-четыре месяца назад?
Внутри самой Red Bull тоже назревает жара: Риккардо впервые в сезоне проиграл квалификацию напарнику (кем бы тот ни был), а в гонке — и это уже не впервые — не смог навязать борьбу Максу Ферстаппену. Вдумайтесь: между этими парнями осталось всего десять очков — и это при том, что первые четыре гонки они провели в неравных по силе командах!
Конечно, без борьбы Дэн не сдастся, но, похоже, он вместе со всем остальным миром начинает в полной мере осознавать мощь голландского вундеркинда. И от этого ему, как и остальному миру (за пределами Голландии), явно не по себе.
В юниорском дивизионе Red Bull тоже кое-что переломилось: несмотря на подиум, добытый Квятом еще в составе основной команды, россиянин уже проигрывает в личном зачете Карлосу Сайнсу. Впрочем, британская гонка для Даниила сложилась относительно успешно, и мы надеемся (надеяться ведь не запрещено, да?) на то, что вторая половина сезона для него сложится получше. А то пока доктор Марко хоть и говорит, что менять действующих пилотов Toro Rosso, в сущности, не на кого, Пьер Гасли в GP2 начинает понемногу раскатываться. И даже прервал в минувшие выходные длиннющую серию без первых мест.
Но главное внимание, конечно, приковано к гонщикам Mercedes. Даже без штрафа за «подсказки» Нико Росберг покидал бы Сильверстоун с крохотным и неприятно зудящим отрывом от Хэмилтона. А теперь там и вовсе осталось одно-единственное очко. Что это значит? Что из Венгрии лидером чемпионата уедет тот, кто опередит напарника. Если, конечно, оба не сойдут. А если сойдут, то все перенесется в Хоккенхайм. Или в Спа. Да хоть в Монцу! В любом случае, гонка за чемпионством начинается заново, и фаворитом в ней теперь выглядит Льюис. У него, конечно, скоро закончатся «бесплатные» двигатели и начнутся «штрафные», но ведь и Росберг от проблем не застрахован: скорее всего, уже в Будапеште он потеряет пять мест на старте за замену злополучной коробки.
Что здесь самое важное? Чтобы Хэмилтон, если действительно будет брать четвертый титул, делал это в стиле, показанном на британской гонке. Потому что рэперы в мехах и «голде» Формуле-1 не нужны, а вот настоящие рок-звезды — очень даже.
Оценки от «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
4/5
Нико Росберг
Нужно возвращать инициативу, чтобы не упустить лидерство.
5/5
Льюис Хэмилтон
Тот самый случай, когда абсолютное доминирование — это красиво.
3/5
Себастьян Феттель
Старт с 11 места — не оправдание за финиш на девятом.
4/5
Кими Райкконен
Интересно, а не пожалеет ли Кими, что продлил контракт на следующий сезон?
4/5
Дэниэл Риккардо
Кажется, одному из лучших гонщиков чемпионата нужно взять и прыгнуть выше головы.
5/5
Макс Ферстаппен
С какой-то невероятной скоростью прогрессирует этот парень. Что дальше?
3/5
Фелипе Масса
Ничего не получается.
2/5
Вальттери Боттас
Вообще все плохо.
4/5
Даниил Квят
Гонку проехал достойно. Но радоваться рано.
5/5
Карлос Сайнц
Курочка по зернышку — и Карлос скоро заберется в топ-10 чемпионата. Настойчивый!
4/5
Нико Хюлькенберг
Нико снова стартовал выше напарника, а финишировал ниже. Но хоть в неплохих очках.
5/5
Серхио Перес
Вот не зря этого парня в свое время взяли в McLaren. А выгнали — зря. Еще одна классная гонка от Чеко.
3/5
Кевин Магнуссен
Даже желтый цвет не делает выступления Renault заметнее.
3/5
Джолион Палмер
Сошел раньше напарника, а значит — меньше позорился. Наверное, это хорошо.
5/5
Фернандо Алонсо
Пятерка не за результат, а за красоту исполнения.
4/5
Дженсон Баттон
Ничего примечательного Дженс перед родными болельщиками не показал. Но и машина не позволяла.
Б/О
Роман Грожан
Сначала у Haas вырубилась вся система GPS, а потом отдала концы и машина француза. Бывает.
3/5
Эстебан Гутиеррес
У Эстебана в этом сезоне гонки делятся на неважные, плохие, ужасные и такие, как эта.
Б/О
Маркус Эрикссон
После аварии в третьей практике Маркусу успели собрать новую машину. Но, видимо, что-то где-то недокрутили.
3/5
Фелипе Наср
Трудно блеснуть, когда ты выступаешь за самую медленную команду чемпионата.
Б/О
Паскаль Верляйн
Плохую оценку Паскалю ставить не хочется, а на хорошую он наездить в этот раз не успел.
5/5
Рио Харьянто
Опередил напарника в квалификации и дольше него не вылетал с трассы. Ну, а что? Достижение.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG |
2. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
3. | Нико Росберг | Mercedes-AMG |
4. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
5. | Кими Райкконен | Ferrari |
6. | Серхио Перес | Force India |
7. | Нико Хюлькенберг | Force India |
8. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
9. | Себастьян Феттель | Ferrari |
10. | Даниил Квят | Toro Rosso |
11. | Фелипе Масса | Williams |
12. | Дженсон Баттон | McLaren |
13. | Фернандо Алонсо | McLaren |
14. | Вальттери Боттас | Williams |
15. | Фелипе Наср | Sauber |
16. | Эстебан Гутиеррес | Haas |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG | 168 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | 167 |
3. | Кими Райкконен | Ferrari | 106 |
4. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 100 |
5. | Себастьян Феттель | Ferrari | 98 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 90 |
7. | Вальттери Боттас | Williams | 54 |
8. | Серхио Перес | Force India | 47 |
9. | Фелипе Масса | Williams | 38 |
10. | Роман Грожан | Haas | 28 |
11. | Нико Хюлькенберг | Force India | 26 |
12. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 26 |
13. | Даниил Квят | Toro Rosso | 23 |
14. | Фернандо Алонсо | McLaren | 18 |
15. | Дженсон Баттон | McLaren | 13 |
16. | Кевин Магнуссен | Renault | 6 |
17. | Паскаль Верляйн | Manor | 1 |
18. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes-AMG | 338 |
2. | Ferrari | 204 |
3. | Red Bull | 195 |
4. | Williams | 92 |
5. | Force India | 73 |
6. | Toro Rosso | 41 |
7. | McLaren | 32 |
8. | Haas | 28 |
9. | Renault | 6 |
10. | Manor | 1 |