Под грифом «секретно»: какими могли быть главные автомобили страны
Выставка «Дизайн под грифом «Секретно», расположенная в зале сменных экспозиций музея Гаража особого назначения ФСО России — это место, где можно не только увидеть что-то новое, но и почитать, изучить, подумать и даже пофантазировать.
© Светлана Парфенова
Здесь представлены рисунки, макеты и прототипы, а на больших стендах-плакатах, описана история их создания.
© Светлана Парфенова
Первым советским лимузином стал «Ленинград-1» (второе название машины — «Красный Путиловец»). В 1933 году было собрано шесть таких автомобилей.
© Светлана Парфенова
За основу был взят американский Buick 32-90. Причем для изучения конструкции автомобиля купили два 32-90. Точной информации о том, были ли экземпляры «Ленинград-1» в итоге полностью изготовлены на «Красном Путиловце» или часть деталей также купили в Америке, так и не найдено.
© Светлана Парфенова
«Ленинград-1»
© Светлана Парфенова
На заводе планировалось собрать 20 тысяч лимузинов, но проект был закрыт Сталиным. В 20-е годы «Красный Путиловец» выпускал тракторы, и на перестройку тракторного цеха в автомобильный были нужны деньги, которые Сталин в итоге отказался выделять.
© Светлана Парфенова
Над образом главного автомобиля страны в разное время работали талантливые советские автомобильные художники и конструкторы: Валентин Ростков, Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эрик Сабо, Эдуард Молчанов, Татьяна Кисилёва.
© Светлана Парфенова
Их проекты представлены эскизами и макетами в масштабе 1:10. Позже индустрия перешла на более крупный масштаб 1:5.
© Светлана Парфенова
Фантастические лимузины, футуристические автомобили «Москва», кабриолеты «Мир» так и остались существовать лишь на бумаге. Хотя могли бы изменить облик советских городов.
© Светлана Парфенова
Лимузины Владимира Арямова, рисовавшего в послевоенные годы, носили название «Москва». Автор предлагал использовать в них автоматическую коробку передач и двигатель V8, расположенный сзади.
© Светлана Парфенова
Об автомобиле представительского класса с задним расположением двигателя в 1960-х мечтал и Эрик Сабо. При этом новые образы автомобиля ЗИЛ он предлагал в двух вариантах — открытом и закрытом, но они так и не были воплощены в жизнь.
© Светлана Парфенова
В 1985 году руководством страны был утвержден «Перечень моделей перспективных легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ», а результатом работ стало создание двух ходовых прототипов лишь одной модели из этого списка — седанов, которые получили имена «Миша» и «Рая».
© Светлана Парфенова
Автомобили были названы в честь первой пары страны – Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева и его жены Раисы Максимовны.
© Светлана Парфенова
Однако проект был закрыт — началась Перестройка, и автомобильным заводам перестали выделять деньги на подобные разработки.
© Светлана Парфенова
Уцелел и вовсе только один из двух экземпляров ЗИЛ-4102 — седан «Рая».
© Светлана Парфенова
Салон ЗИЛ-4102. Рекомендуем посмотреть подробный видеообзор этого уникального автомобиля.
© Светлана Парфенова
А с этого автомобиля, как уверяют организаторы выставки, секретность сняли буквально накануне ее открытия.
© Светлана Парфенова
Перед вами полноразмерный прототип автомобиля представительского класса, созданный компанием Marussia Motors для проекта «Кортеж». Он построен в единственном экземпляре и называется Маруся L2.
© Светлана Парфенова
Внешность этого автомобиля была создана по мотивам ГАЗ-21 «Волга» 1956 года.
© Светлана Парфенова
На базе седана L2 предполагалось изготовление лимузина Маруся L1.
© Светлана Парфенова
А это полноразмерный прототип внедорожника представительского класса — Маруся FB из проекта «Кортеж».
© Светлана Парфенова
На этот раз дизайнеры вдохновлялись обликом ГАЗ М-72 1955 года — по сути, высокой полноприводной «Победы» с агрегатами ГАЗ 69.
© Светлана Парфенова
Секретность с этого автомобиля сняли также накануне открытия выставки.
© Светлана Парфенова
Программа Marussia Motors для проекта «Кортеж» предусматривала и создание микроавтобуса Маруся V1.
© Светлана Парфенова
Команда дизайнеров «Маруси» впоследствии занималась дизайном интерьера проекта «Кортеж» ФГУП НАМИ.
© Светлана Парфенова
На фото лимузин Аурус, так называемый «Прототип А» проекта «Кортеж».
© Светлана Парфенова
Интерьер «Прототипа А»
© Светлана Парфенова
Интерьер «Прототипа А»
© Светлана Парфенова
Интерьер «Прототипа А»
© Светлана Парфенова
Единая Модульная Платформа (ЕМП), на основе которой создали несколько прототипов седанов и бронированный лимузин, была разработана в 2014–2015 годах.
© Светлана Парфенова
ЕМП-Лимузин прототип А, вид сзади.
© Светлана Парфенова
Также на выставке представлены дипломные работы современных дизайнеров, представляющие собой переосмысление легендарных брендов «Руссо-Балт», «ЗИЛ», «Чайка» и других
© Светлана Парфенова
Выставка «Дизайн под грифом «Секретно» продлится до 16 апреля.
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова