Эль-Класико
Заранее просим прощения за возможное оскорбление чувств футбольных фанатов. Да-да, называться «Эль-Класико» имеет право только вековое выяснение отношений между «Реалом» и «Барселоной». Но можно нам, формулистам, одолжить это красивое название всего на денек? Ведь сколько поводов разом! Во-первых, дело происходило как раз в Испании. Во-вторых, нынешний сезон и так весь пропитан атмосферой той самой — классической — Формулы-1, а над Барселоной атмосфера эта загустела настолько, что Берни Экклстоун предложил Мартину Брандлу контракт с Brabham. Пусть и в шутку. А в-третьих (и в-главных) — похоже, именно теперь можно всерьез говорить о рождении нового Большого Противостояния. «Мотор» пробует на вкус фразу: «Помните, как Феттель с Хэмилтоном в 2017-м?» и делает главные выводы после Гран-При Испании.
Они нашли друг друга
Барселонского этапа мы в известной степени опасались: увесистые комплекты обновлений, которые команды готовились положить на свои чаши весов, могли сотворить с неправдоподобно ровным балансом сил какую-нибудь пакость. Но обошлось. И коль скоро обошлось сейчас, есть хорошие шансы, что Mercedes и Ferrari продолжат бороться на равных до самого конца сезона. Немец на алой машине против гонщика «Серебряных стрел» — болельщики ждали возвращения этого сюжета два предыдущих года кряду. Ну все, теперь точно дождались! И пусть «стрелы» совсем другие, нежели во времена Шумахера и Хаккинена, гнать ностальгию прочь довольно трудно. И неохота. Красиво же!
Ключевым моментом испанской гонки был не тот, когда Хэмилтон проиграл старт Феттелю. И не тот, когда Себастьян начал упускать инициативу, потеряв несколько важных секунд за Боттасом. И даже не тот, когда в Ferrari решили вспомнить прошлый сезон и вчистую продуть Mercedes по тактике. Пока сочтем это единичным случаем и не будем спрашивать, как можно было просто взять и упустить «бесплатную» переобувку под VSC. Или не рискнуть с третьим пит-стопом, когда терять было уже нечего. Это все важные, но частности.
Главное же — «поцелуй» Себастьяна и Льюиса на 37 круге. Эпизод эффектнейший сам по себе, но еще более значимый в контексте всего дальнейшего сезона. Конечно, эти двое знакомы кучу лет. Разумеется, они прекрасно знают, кто на что способен. Но рано или поздно им надо было точно выяснить, как далеко каждый может зайти именно в этой новой системе координат. И грань прошла четко по боковинам их задних шин.
Легкий дымок от соприкосновения двух «бубликов» Pirelli — это такой сигнал: можно! Можно доверять сопернику и бороться на пределе, зная, что он не натворит глупостей и не разрушит уик-энд обоим. Можно заниматься настоящими гонками и получать от этого кайф. Помните ли вы, когда в последний раз пилоты на подиуме говорили не дежурное: «Я очень рад, спасибо команде», а взахлеб, сияя, рассказывали о том, что пережили на трассе? Когда даже деревья в соседнем лесу могли почувствовать их искреннее взаимное уважение? Еще и поэтому параллели хочется проводить именно с противостоянием Хаккинен-Шумахер, а не Прост-Сенна или Лауда-Хант. Оно, конечно, тоже не тянуло на диснеевский мюзикл с поющими зверушками — но, пожалуй, было одним из самых беззлобных и по-хорошему спортивных в истории чемпионата.
Наивно предполагать, что так будет продолжаться весь год. Британец и немец пока не меньше нашего удивлены и обрадованы своим положением, но их отношения наверняка начнут портиться пропорционально повышению ставок. Это нормально. А если нет — что ж, выйдет еще красивее. В любом случае, не выдать эпичный сезон после такого начала будет слишком жестоко с их стороны.
Это танец для двоих
Только давайте без иллюзий: скорее всего, в схватку за титул больше никто не вмешается. Ирвайн, Култхард и Баррикелло тоже выигрывали гонки в те самые времена и тоже были отличными пилотами. Но вторыми пилотами. Так и здесь. Даже если от Райкконена с Боттасом вдруг отлипнут все бесконечные неудачи, а сами они все-таки найдут стабильную скорость, состав претендентов на титул определен и едва ли поменяется. Дело тут уже не в способностях «вторых финнов», даже не в неизбежной командной тактике, которую Валттери уже начал безропотно исполнять — просто Льюис и Себ, что называется, закусились. И теперь будут, сами того не желая, друг друга ускорять.
Уповать на вмешательство третьей силы тоже поздновато: лидеры набрали такой ход, что Red Bull не помог даже трюк, который должен был сработать безотказно. Кристиан Хорнер достал своего джинна из волшебной лампы, где тот колдовал над дорожным гиперкаром Aston Martin, и загадал заветное желание — сделать так, чтобы машина наконец поехала.
Грозный «пакет Ньюи», который некоторые поспешили назвать чуть ли не полностью новым шасси с индексом RB14, действительно позволил Дэну Рикьярдо впервые в сезоне добраться до подиума. С совершенно унизительным отставанием в 75 секунд. Семьдесят пять. Seventy five. Fünfundsiebzig, в конце концов. И это на «аэродинамической» трассе, которая должна была подойти именно «быкам».
Наверное, без сходов вторых машин Ferrari, Mercedes и Red Bull этот чудовищный разрыв не так бросался бы в глаза — финны могли оказаться где-то в его серединке, Ферстаппен тоже бы поприсутствовал, а шесть машин в лидирующем круге — это еще туда-сюда. Но вышла какая-то жестокая карикатура: Льюис — Себастьян — ПУСТОТА — Даниэль. И круговые. К одинокому выступлению австралийца нет никаких претензий, но поймите правильно: возможно, было бы логичнее, если бы на третьей ступеньке пьедестала действительно стояла пустота.
Вещи своими именами
А еще логичнее было бы перестать шутить про «Формулу-1,5» и официально ввести такую категорию. Как LMP2 в WEC или, там, Yokohama Trophy в WTCC. А что? Господа из Liberty Media как раз ставят смелые эксперименты и корпят над тем, чтобы сделать чемпионат понятнее для болельщиков. Так почему бы честно не признать: когда-нибудь мы придумаем, как уравнять скорости, а пока — да, вот там у нас лига для богатых и быстрых, а тут — для всех остальных. И среди этих остальных в Испании лучшими оказались гонщики Force India, взявшие фантастический дубль.
Серьезно! Раз уж начали менять образ Формулы-1, то нужно придумать, как награждать команды второго эшелона. Как рассказать непосвященному человеку о том, какая красота там творится. Что четвертое и пятое места Переса и Окона — это фактически победа, а их команда творит невозможное, используя все шансы на 200 процентов и разнося прямых соперников не хуже, чем Mercedes в прошлые годы. Что Sauber Верляйна, пересекающий финишную черту на седьмой позиции, — это сенсация, и Паскаль выступил как минимум не хуже тех, кто поливается призовым шампанским. И что именно он, а не Феттель, на самом деле был достоин «Гонщика дня».
Надо растолковать как-нибудь, что невероятный «поул» Алонсо, мощнейший прорыв Квята и набирающая гоночную форму Renault Хюлькенберга — события ничуть не менее яркие, чем борьба лидеров. Или что разница между Массой и Строллом на самом деле гораздо больше, чем три строчки в итоговом протоколе. Как-то это все можно попробовать провернуть. Хотя бы в порядке эксперимента.
Только бизнес
А вот с какой инициативой новым хозяевам Формулы-1 стоит быть аккуратнее, так это с изобретением более справедливой системы раздачи денег. На первый взгляд эта мысль кажется бредом, но… Вот посмотрите на таблицу заработков за прошлый год. Обратите внимание на «вторую колонку», которая формируется на основе положения в Кубке конструкторов. Разница между четвертым и девятым местом — всего 20 миллионов долларов! Всего, именно без кавычек, ибо получается вот что: можно нанять двух классных гонщиков и биться за очки не жалея сил, а можно просто посадить в одну из машин обеспеченного пилота, «отдать» сезон и получить столько же денег. А то и больше.
Конечно, это довольно грубые выкладки, не учитывающие, например, заинтересованность спонсоров или такое эфемерное понятие, как уважение общественности. Но они приближают нас к пониманию того, почему в относительно крупных и обеспеченных командах продолжают держать Палмеров и Строллов: так просто-напросто выгоднее и надежнее. И раз даже сейчас это так, то можете сами представить, что будет значить лишний десяток миллионов в условиях примерно равных бюджетов.
Если уж и применять тактику «отобрать и поделить», то нынешние бонусы Ferrari, McLaren и прочих стоит пускать именно на призовые выплаты, а не на фиксированные. Чтобы за четвертое давали 100 миллионов, а за девятое — 20. И вот тогда кресла закачаются подо многими. Не только под очевидно «зеленым» Строллом, ужасающим Палмером или бесполезным Эрикссоном, которые снова проехали абсолютно никак. Много вопросов к Вандорну, который пока совсем не выглядит самым крутым чемпионом в истории GP2. Неубедителен Магнуссен. Слишком нестабилен Квят, которого хочется похвалить за смелую тактику и хорошую гонку, но мешает необъяснимый провал в квалификации и ощущение общего спада формы.
Смена есть: те же Сергей Сироткин и Антонио Джовинацци, суперскоростной лидер Формулы-2 Шарль Леклер, опытный и умный Оливер Роуленд, заждавшийся своего часа Пьер Гасли… В новой-старой Формуле-1 недостаток скорости куда труднее спрятать за шинной чехардой и легкими обгонами — и будет странно, если это не активизирует текучку кадров. По крайней мере, так должно быть в идеальном мире.
Чемпионату все лучше и лучше
К чему все эти отвлеченные размышления в обзоре лишь пятой гонки сезона? Да просто слишком уж он пока хорош, этот сезон. Вот и думается само собой, как бы сделать его еще лучше. Ведь посудите сами: мы получили четвертый отличнейший Гран-при из пяти. С резкими поворотами сюжета, интересной тактикой, жесткой борьбой (маневр Феттеля на Боттаса так и вовсе вышел на загляденье), серьезной драмой (Валттери, невзначай разрушивший гонку сразу четырем пилотам — это ли не драма?), но главное — с настоящими, живыми эмоциями.
Речь не только о сверкающих глазах двух лидеров или тяжелом дыхании Льюиса в радиоэфире — хотя эти две секунды были красноречивее любых слов о требовательности новых машин к «физике». Но кто бы мог подумать, что шоу возьмет и украдет шестилетний мальчик Томас? Мыслимо ли было в эпоху Экклстоуна, что администрация Формулы-1 прямо во время гонки может выдернуть с трибуны простую французскую семью и провести ее в паддок, чтобы маленький болельщик Райкконена встретился со своим кумиром? Самые пафосные и закрытые гонки планеты становятся теплее буквально с каждым днем — и для этого, оказывается, не требуется каких-то невероятных усилий. Просто нужно почаще включать человечность. И если эту идею вслед за новым руководством чемпионата подхватят команды и гонщики, то нас ждут поистине замечательные времена. /m
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5:
Льюис Хэмилтон.
Льюису повезло в паре моментов, но победу он, тем не менее, полностью заслужил.
3/5:
Валттери Боттас.
Да, на машине Валттери стоял старый двигатель, который в итоге не выдержал. Но если верить Тото Вольффу, на скорость это повлиять было не должно, а значит — финн снова выступил слабовато.
5/5:
Себастьян Феттель.
Возможно, Себу надо брать управление тактикой на себя. Команда пока слишком нерешительна.
Б/О:
Кими Райкконен.
Гонка была недолгой, но в субботу Кими уже успел назвать себя виновным в неважных результатах. Кто мы, чтобы спорить?
5/5:
Даниэль Рикьярдо:
Выступление австралийца сложно оценивать, ведь он гонялся сам с собой. Но раз догонялся до подиума, то пускай будет пятерка.
Б/О:
Макс Ферстаппен.
Ну нельзя же каждый год здесь выигрывать.
4/5:
Фелипе Масса.
Второй подряд прокол, причем куда более трагичный. И все равно догнал и обогнал юнца.
2/5:
Лэнс Стролл.
Канадец перестал разбивать машины. Теперь он просто никуда не едет. Прогресс?
4/5:
Даниил Квят.
Отличная тактика, грамотная работа с шинами, обгоны, сильная гонка. Но радоваться рано, поэтому на всякий случай четверка.
4/5:
Карлос Сайнц.
Один из тех немногих уик-эндов, когда Карлос не блистал, а просто дал результат. Что тоже хорошо.
5/5:
Серхио Перес.
На месте Маурицио Арривабене мы бы уже сейчас интересовались планами Серхио на следующий год.
5/5:
Эстебан Окон.
Держаться след в след с непрестанно жгущим напарником — это даже больше, чем можно требовать от «полудебютанта».
5/5:
Нико Хюлькенберг.
В отсутствие у Renault второго пилота нам остается предположить, что Нико снова добился от машины максимума.
2/5:
Джолион Палмер.
Нет. Нет, нет, нет, нет, нет. Нет.
4/5:
Фернандо Алонсо.
В воскресенье Фернандо не повезло сразу в нескольких моментах, но зато мы увидели невероятное: Honda обогнала кого-то на прямой. Что это было?
3/5:
Стоффель Вандорн.
Впервые в этом сезоне техника позволила сравнить гонщиков McLaren в более-менее равных условиях. И Стоффель откровенно расстроил.
3/5:
Роман Грожан.
У Haas продолжается полоса неудач…
3/5.
Кевин Магнуссен…
Которую Кевин снова усугубил ненужным инцидентом.
5/5.
Паскаль Верляйн.
Кто-нибудь может объяснить, почему этот фееричный молодой человек здесь, а Боттас — там?
3/5:
Маркус Эрикссон.
Продолжаем требовать Джовинацци.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
2. | Себастьян Феттель | Ferrari |
3. | Даниель Рикьярдо | Red Bull |
4. | Серхио Перес | Force India |
5. | Эстебан Окон | Force India |
6. | Нико Хюлькенберг | Renault |
7. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
8. | Паскаль Верляйн | Sauber |
9. | Даниил Квят | Toro Rosso |
10. | Роман Грожан | Haas |
11. | Маркус Эрикссон | Sauber |
12. | Фернандо Алонсо | McLaren |
13. | Фелипе Масса | Williams |
14. | Кевин Магнуссен | Haas |
15. | Джолион Палмер | Renault |
16. | Лэнс Стролл | Williams |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 104 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 98 |
3. | Валттери Боттас | Mercedes | 63 |
4. | Кими Райкконен | Ferrari | 49 |
5. | Даниель Рикьярдо | Red Bull | 37 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 35 |
7. | Серхио Перес | Force India | 34 |
8. | Эстебан Окон | Force India | 19 |
9. | Фелипе Масса | Williams | 18 |
10. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 17 |
11. | Нико Хюлькенберг | Renault | 14 |
12. | Роман Грожан | Haas | 5 |
13. | Паскаль Верляйн | Sauber | 4 |
14. | Кевин Магнуссен | Haas | 4 |
15. | Даниил Квят | Toro Rosso | 4 |
16. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
17. | Лэнс Стролл | Williams | 0 |
18. | Фернандо Алонсо | McLaren | 0 |
19. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
20. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
21. | Стоффель Вандорн | McLaren | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 161 |
2. | Ferrari | 153 |
3. | Red Bull Racing | 72 |
5. | Force India | 53 |
5. | Toro Rosso | 21 |
6. | Williams | 18 |
7. | Renault | 14 |
8. | Haas | 9 |
9. | Sauber | 4 |
10. | McLaren | 0 |