Хорошо забытое старое: обзор Гран-при Эмилии-Романьи
Хотя гонка Формулы-1 в итальянской Имоле прошла уже 30-й раз, лишь однажды, в 1980 году, она носила статус Гран-при Италии. Во всех остальных сезонах национальный итальянский Гран-при принимала Монца, а автодрому имени Энцо и Дино Феррари приходилось использовать иной статус. Долгое время это была гонка под эгидой Сан-Марино — микрогосударства всего в 75 километрах от Имолы, теперь же этап получил название в честь области, где находится городок — Эмилии-Романьи.
Именно этот «второстепенный» статус стал главной причиной, по которой Формула-1 распрощалась с Имолой 15 лет назад. Тогда чемпионат вернулся к своей изначальной формуле «одна страна — один Гран-при», благо, от желающих принять у себя самые быстрые машины планеты не было отбоя. Возвращение исторической трассы в календарь, конечно, вызвало приступ ностальгии у болельщиков со стажем, но со временем становится всё яснее, что без «пандемийных» ограничений особых причин сохранять эту гонку в календаре нет.
Трасса совершенно не подходит современной Формуле-1. Даже 30 лет назад, когда машины были намного меньше и легче, бороться за позицию тут было нелегко. Теперь же на почти 5-километровой трассе осталось ровно одно место, где можно ждать обгон — стартовая прямая перед эской, возникшей на месте печально знаменитого поворота Tamburello (здесь в 1994 году разбился Айртон Сенна). Весь остальной круг пилоты вынуждены следовать друг за другом, не имея никаких шансов на атаку, так как трасса слишком узкая, а прямые на ней слишком короткие.
Видимо, чтобы как-то разнообразить зрелище организаторы чемпионата выбрали Имолу для первого в этом сезоне этапа, проходящего по особому формату — с квалификационной гонкой, носящей с нынешнего года простое название «спринт». В такие уик-энды квалификация проходит уже в пятницу, а в субботу пилоты выходят на старт короткой гонки, в треть от основной дистанции, и именно в этом спринте определяют стартовые позиции на воскресенье.
Новый формат, появившийся год назад, вызвал немало критики, но «формульные» власти упорно продолжают его лоббировать, ведь две гонки за уик-энд позволяют собирать больше зрителей, чем одна. В прошлом сезоне таких уик-эндов было три, в нынешнем это число планировалось увеличить до шести, и лишь возмущённые голоса команд, для которых подобные спринты только увеличивают расходы и риски, заставили организаторов сделать шаг назад и оставить число «спринтов» тем же. Помимо Имолы, подобный формат уик-энда нас ждёт также в Австрии и Бразилии.
Идея спринтерских гонок на бумаге выглядит интересно — дать возможность зрителям увидеть больше борьбы колесо в колесо, вместо бесконечных тренировок. Но на практике всё оказалось не так весело. Это наглядно продемонстрировал Гран-при Эмилии-Романьи — в пятницу мы увидели яркую квалификацию, в которой из-за дождя позиции пилотов перемешались. А затем, в субботнем спринте, который проходил в сухую погоду, гонщики на лучших машинах методично возвращали себе преимущество. Так что стартовая решётка основной гонки в воскресенье выглядела на редкость уныло.
Да, в субботу мы увидели даже борьбу за лидерство — потерявший на старте первую позицию Макс Ферстаппен по ходу дистанции лучше сохранил шины и к концу спринта смог атаковать и обогнать Шарля Леклера. Но это значило лишь то, что в воскресенье у Макса будут наилучшие шансы на победу — и он ими блестяще воспользовался. Второй старт ему удался намного лучше первого, после чего действующий чемпион умчался вперёд, не позволив ни на секунду усомниться в своей победе.
В значительной степени это произошло ещё и потому, что тылы голландца надёжно прикрывал Серхио Перес. Этого не произошло бы, если бы пилоты стартовали в том порядке, в котором гонщики закончили квалификацию, так как мексиканец показал в ней только седьмое время. Но спринт позволил ему отыграться и начинать гонку третьим. В итоге первый круг превратился для Ferrari в настоящую катастрофу — Леклер пропустил не только Переса, но и McLaren Ландо Норриса, а Карлос Сайнс столкнулся с другим McLaren, Даниэля Риккардо, застрял в гравии и сошёл.
Спасти интригу мог только дождь, но и с ним Формуле-1 в итоге не повезло. Дождь в Имоле действительно пошёл, но за три часа до старта, а ближе к гонке закончился. Это означало, что начинать гонку пришлось на подсыхающей трассе, причём гоночная траектория сохла быстрее остального асфальта. Благодаря этому стартовавшие на нечётных позициях гонщики Red Bull Racing имели преимущество перед машинами Ferrari на чётных, а спустя несколько кругов на трассе появилась чёткая «колея», где можно было ехать очень быстро, но при малейшей попытке отклониться от неё пилот терял скорость.
В дополнение к этому, так как гонка имела дождевой статус, дирекция гонки не позволяла использовать систему DRS, что ещё больше затрудняло обгоны. Пелотон превратился в паровозик, обгоны в котором происходили лишь в исключительных случаях. Испытать на себе это смог Льюис Хэмилтон, застрявший на 14-м месте позади AlphaTauri Пьера Гасли. Хэмилтон способен был ехать быстрее, но обогнать француза не мог. К тому же от него в очередной раз отвернулась фортуна – на второй половине дистанции дирекция гонки включила DRS через несколько секунд после того, как Льюис проехал точку детекции. А на следующем круге Гасли нагнал Williams Алекса Элбона и сам получил право на DRS. Скорости Пьера даже с открытым крылом не хватало, чтобы атаковать британца, но зато и его теперь не мог обогнать Хэмилтон.
Со своей стороны Льюис сделал всё, от него зависящее — пытался как можно раньше сесть в аэродинамический «мешок» позади Гасли на стартовой прямой, пробовал поравняться с ним слева и справа, но каждый раз был вынужден сбрасывать газ. Длины главной прямой просто не хватало, а об атаке на торможении не приходилось даже думать, ведь для этого нужно было выехать на влажный асфальт.
К слову, на 14-м месте Хэмилтон оказался не по своей воле. Да, он плохо квалифицировался и ничего не отыграл в спринте, но после старта поднялся на 11-е место, открывающее для него реальные перспективы на финиш в очках. Однако во время единственного пит-стопа Льюис стал жертвой торопливости команды Alpine, которая выпустил Эстебана Окона после смены шин прямо в Хэмилтона. Дошло даже до небольшого контакта, и Льюис потерял сразу три позиции. Окон за этот инцидент был наказан и после финиша опустился в протоколе ниже пилота Mercedes, но того это вряд ли утешило.
На фоне мучений семикратного чемпиона мира особенно ярко выглядел его напарник — Джордж Рассел квалификацию тоже провёл неудачно, но всё же стартовал чуть выше Хэмилтона, избежал неприятностей и получил так называемый «чистый воздух». Новобранец Mercedes в начале гонки обогнал Кевина Магнуссена из Haas, и почти всю оставшуюся дистанцию ехал совершенно один. Лишь ближе к концу гонки его нагнал Валттери Боттас, выступающий теперь за Alfa Romeo, но теперь уже характер трассы сыграл на руку Mercedes – провести обгон финну так и не удалось.
Вторым пострадавшим от сложностей с обгонами в Имоле стал Леклер. В конце гонки он заехал в боксы за новым комплектом шин Soft. В Red Bull Racing не захотели отдавать монегаску инициативу в борьбе за лучший круг гонки и ответили ему тем же. Отставание Шарля от Переса резко сократилось, у лидера чемпионата появился шанс финишировать на более высокой ступеньке подиума.
Однако попытка поднять темп обернулась ошибкой в шикане Variante Alta, разворотом и ударом о защитный барьер. Леклеру повезло, что подвеска машины не пострадала, хотя ему всё же пришлось заехать в боксы для смены переднего антикрыла. В результате он откатился на девятое место и за оставшиеся несколько кругов успел подняться только до шестого. Так что вместо 15-и очков и он, и вся команда Ferrari заработали только восемь, а на подиум вместо Леклера поднялся обалдевший от счастья Норрис.
Всё это, конечно, было только на руку Red Bull Racing — впрочем, максимально возможного результата они достигли без помощи соперников. На «Большой шлем» Шарля Леклера в Австралии Макс Ферстаппен ответил аналогичным достижением — и не где-нибудь, а на автодроме имени Энцо и Дино Феррари! Серхио Перес дополнил его своим вторым местом, так что с учётом спринта Red Bull Racing увозит из Имолы 58 очков из 59 возможных. На счету Скудерии только 20, и большая часть из них завоёвана в субботу.
Одна из главных причин, почему Формула-1 снова и снова возвращается к проведению нескольких Гран-при на территории Италии кроется в местных болельщиках — неистовые, искренне преданные автоспорту тифози готовы заполнять трибуны столько раз, сколько чемпионат будет к ним приезжать. В этот раз они, конечно, были не очень довольны. Но не меньшее разочарование испытали и телезрители по всему миру. Современная Формула-1 уже успела приучить нас к острой борьбе за лидерство, с обгонами и контратаками. А смотреть на вереницу следующих друг за другом машин… Для этого у нас есть Монако. /m