Формула Италия
Если рассматривать гонку в Монце в отрыве от контекста сезона, то она вышла невероятно пресной, нудной и скупой на события. Однако в этом году получается так, что именно самые скучные этапы предвещают большие перемены: так было в России перед разжалованием Квята, так было в Канаде, когда Хэмилтон перехватил инициативу у Росберга, и так было в Австрии, когда противостояние пилотов Mercedes достигло точки кипения. «Мотор» готовит для Италии место в этом ряду и подводит итоги последней европейской гонки 2016 года.
Они снова вместе
Согласитесь, нет ничего приятнее, чем ошибаться в прогнозах насчет чьего-то доминирования. И если Mercedes, как команда, порадовать общественность этим никак не может, то ее гонщики с задачей справляются на отлично. После Бельгии нам показалось, что Льюис Хэмилтон окончательно «доломал» напарника и уже выбирает наряд, в котором пойдет на награждение за четвертый чемпионский титул. А что? Штрафы за замену моторов отбыты, лидерство в личном зачете сохранено, знай себе отрывайся.
По итогам итальянской квалификации поклонники не какого-то конкретного пилота, а интриги в целом, окончательно расстроились: Льюис привез Нико почти полсекунды, и именно для таких случаев в русском языке есть слово «разгром». Но в воскресенье ситуацию спасло единственное слабое место Mercedes — процедура старта, которая у подопечных Тото Вольффа снова пошла не так. Точнее, у одного из них — того, что более титулованный.
Пока забуксовавший Хэмилтон заучивал форму заднего крыла машины Боттаса и обгонял пилотов Ferrari за счет тактики, Росберг занимался тем, что обычно делает его напарник — контролировал отрыв и катился к победе. И сколько бы немец ни говорил, что не думает о ситуации в чемпионате в целом, предпочитая рассматривать каждую гонку в отдельности, посчитать очки во время своего променада он наверняка успел. Да и чего там считать? Раз очко, два очко — вот и весь разрыв. В общем, спор за титул снова обнулился. И хоть Льюис все еще выглядит чуть сильнее Нико, дальше должно быть очень интересно. Тем более, что впереди Сингапур — пожалуй, единственная трасса в календаре, где Mercedes может и не победить. Кто хочет увидеть, как «Серебряные стрелы» рубятся в середине пелотона? Ладно-ладно, не отвечайте.
Минута красной славы
Ferrari непременно снова начнет побеждать. Когда-нибудь потом. А сейчас задача максимум для Скудерии — обогнать Red Bull. И даже это в контексте чемпионата можно будет считать полноценным чудом.
Именно в Монце Феттель с Райкконеном смогли собраться с силами моторов Ferrari (их пока все-таки больше, чем у Renault/TAG Heuer) и оказаться безоговорочно лучшими из остальных. Отличный подарок для безумных итальянских болельщиков, которых пастой не корми — дай пожечь фаеры в честь человека в красном комбинезоне, стоящего на подиуме.
Вообще, Себ с Кими провели образцово-показательную гонку: уверенно стартовали, четко действовали по тактике и плотной парой финишировали на максимально высоких местах. Если представить, что Mercedes выступает в каком-то своем чемпионате, то такой результат сойдет за дубль. А представить такое — пара пустяков. Просто осознайте тот факт, что Нико и Льюис использовали резину на ступеньку более жесткого типа, чем все остальные, и все равно усвистели вперед.
Так что в итальянской команде действительно максимально использовали шанс порадовать родные трибуны и поднять себе боевой дух. Но дальше будет жестко и трудно: среди оставшихся трасс нет ни одной, которая была бы настолько враждебна к машине Red Bull, как Монца. Хорошо, что в Ferrari это понимают и вместо почивания на лаврах говорят, что все это, конечно, очень приятно, но впереди «много трудной работы».
А вот Риккардо с Ферстаппеном уже нетерпеливо потирают руки: у них как раз начинается потенциально самая урожайная фаза сезона.
Срединные движения
Наблюдать за противостоянием Williams и Force India — сущее удовольствие. Одни потихоньку теряют скорость, набранную в двух предыдущих сезонах, но цепляются изо всех сил и не устают повторять, что они — Williams, и потому способны на многое. А вторые поймали кураж и рвутся вперед, не уставая повторять, что они опережают аж сам Williams. При одинаковых, между прочим, моторах. В этот раз команда из Гроува оказалась сильнее коллектива из Сильверстоуна и вернула себе четвертую строчку в Кубке конструкторов, но настоящая борьба еще впереди.
Похоже, сейчас машины этих двух команд примерно равны по скорости — и коль скоро все уже занимаются проектами 2017 года и доработок нынешней техники не будет, все зависит от гонщиков. И если Масса с Хюлкенбергом уже не бойцы — один уходит на пенсию, а второй, кажется, устал и хочет обратно в Ле-Ман, — то у их напарников творится жара.
Боттас с Пересом сейчас находятся в той фазе карьеры, когда позарез надо показывать зубы. Оба уже далеко не новички, но все еще достаточно молоды, чтобы успеть попасть в топ-команду и попытаться реализовать чемпионский потенциал, за который их когда-то взяли в Формулу-1. И пусть вкусных вакансий на следующий сезон уже нет, эти двое явно не собираются останавливаться. А Клэр Уильямс с Виджеем Мальей тому только и рады. Сейчас они нашепывают им что-то вроде: «Ну давай! Давай! Сделай его! Ты сможешь!» — и надеются, что именно их гонщик на спортивной злости затащит команду на четвертое место, к сладким призовым.
Новички в пролете
После квалификации казалось, что за места в первой десятке смогут побороться не только те пилоты, чьи фамилии значатся на первых десяти строчках личного зачета. Впервые в истории машина Haas пробилась в Q3 — да не силами Романа Грожана, как можно было предположить, а Эстебана Гутиерреса! Еще круче выглядела тринадцатая позиция Паскаля Верляйна на Manor, которую юный немец добыл в равных со всеми условиях — без дождя, красных флагов и прочих стихийных бедствий. Машина его напарника (а это, если вы вдруг забыли, уже второй этап как Окон, а не Харьянто) сломалась в самом начале Q1, но надежды на достойную гонку все равно оставались.
Но Фортуна нашла по персональной свинье, чтобы подложить каждому из этой четверки, и в итоге в Монце не блеснул никто. Гутиеррес вновь упустил шанс заработать очки — он провалился еще на старте, после чего долго и нудно пробивался с самого дна пелотона на 13 место. Грожан попытался скомпенсировать штраф за замену трансмиссии рискованной тактикой (софт-суперсофт с одной остановкой) и даже почти преуспел, но сил хватило только на то, чтобы остановиться в шаге от зачетной десятки. Верляйн держался здорово (по меркам Manor — даже сенсационно), но у его машины были другие планы: на 26 круге она испустила дух. А Эстебану Окону просто отчаянно не хватает опыта: темп в тренировках вроде бы есть, а вот гоночной скорости, в особенности, умения работать с шинами, пока нет. Но все впереди — ведь пока в мир Ф-1 не ворвался дерзкий Ферстаппен, именно этого парня считали самым перспективным из юнцов.
Что же до самого дерзкого Ферстаппена, то он в Монце был заметен только тем, что последовал примеру Хэмилтона с Гутиерресом и потерял кучу мест на старте. Дальше Макс ехал на удивление спокойно, ни на кого не жалуясь, никого не выдавливая с трассы и никого не подрезая. Как будто подменили парня, честное слово. Да и фирменных красивых обгонов мы не увидели: с Пересом голландец разделался буднично, просто проехав его в зоне DRS.
Зато Дэн Риккардо расправился с Боттасом настолько круто, что этот обгон многие поспешили назвать лучшим в сезоне: сверхпозднее торможение перед первой шиканой, филигранный контроль машины на внешней траектории — ну правда же, красота! Как признался потом сам австралиец, на этот маневр он решился только потому, что был уверен в адекватности Боттаса. Вальттери действительно не стал лезть в бутылку и даже чуть подвинулся — но прочувствуйте, насколько эта ситуация отличалась от той, что была всего неделю назад, когда другому финну пришлось буквально уворачиваться от другого пилота Red Bull. Если у кого-то были вопросы, почему действиями Ферстаппена все возмущаются, то просто посмотрите эти два обгона — и поймете, где детский сад, а где настоящие гонки.
Старая школа, мы будем скучать
Во время Гран-при Италии сразу два ветерана сообщили о том, что в следующем сезоне гоняться они не будут. И вроде бы это все понятно, даже ожидаемо, но все равно грустно.
Фелипе Массе отставку предрекали еще с тех времен, когда он выступал в Ferrari, но давайте начистоту — сейчас бразилец далеко не в самой плохой форме за свою карьеру. Ему комфортно в команде, он периодически опережает напарника — и вообще, кажется, получает удовольствие. С другой стороны, а почему бы не уйти из Формулы-1 красиво? Если не с победой, то хотя бы с круглой цифрой в 250 гонок — а их на последнем этапе Абу-Даби у Фелипе будет именно столько. Да и новичков надо куда-то сажать — место Массы, вероятнее всего, займет Паскаль Верляйн или юный Лэнс Стролл, у которого очень богатый папа.
Дорогу молодости (то есть, Стоффелю Вандорну) уступил и Дженсон Баттон: британцу надоело жить по «графику Экклстоуна», и в следующем сезоне он будет помогать команде с работой над машиной. Но главным образом, он попытается понять, есть ли жизнь за пределами Формулы-1. А если вдруг выяснится, что ее нет, то у Дженса есть опция вернуться в бой в 2018 году. Нам бы этого, честно говоря, очень хотелось, ведь со скоростью у Баттона по-прежнему полный порядок: в Монце он убедительно опередил [хохочущего в эфир] (https://twitter.com/MrAlexF1/status/772423739833257984) Фернандо Алонсо. Да и «графика Экклстоуна» скоро, кажется, не будет.
На момент написания этой заметки никакой официальной информации еще нет, зато есть множество слухов: мол, уже в ближайшие дни будет объявлено о смене владельцев Формулы-1, а там, скорее всего, и о замене Экклстоуна на кого-нибудь еще. Эдди Джордан даже говорит, что Монца была последней гонкой Берни на своем посту, но, вероятнее всего, старик еще задержится у руля на какое-то время — хотя бы для передачи дел.
Однако эпоха так или иначе уходит: в следующем году чемпионат может стать совсем другим, и дело не только в новом регламенте. Ну, а у нынешнего сезона есть еще семь шансов запомниться с самой лучшей стороны — впереди финальная и самая напряженная его треть. /m
Оценки от «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5
Нико Росберг
Для Нико еще ничего не закончено.
5/5
Льюис Хэмилтон
Пятерка! Не за гонку, а за интригу в чемпионате.
5/5
Себастьян Феттель
Свой шанс немец использовал по максимуму.
4/5
Кими Райкконен
Всю гонку Кими ехал примерно в темпе напарника. Но этого никто не запомнит.
5/5
Дэниэл Риккардо
Выжал максимум из машины и порадовал супер-обгоном. Красавчик!
4/5
Макс Ферстаппен
Серенько. Ни блеска, ни скандалов.
4/5
Фелипе Масса
Да, пенсия уже близка, но в оставшихся гонках надо серьезно потрудиться во благо команды.
5/5
Вальттери Боттас
На большее в Williams рассчитывать не могли.
2/5
Даниил Квят
Уступил напарнику, пострадал в стартовой толчее и сошел. Этот кошмар никогда не закончится.
3/5
Карлос Сайнц
Ярко выступать за Toro Rosso становится все труднее.
3/5
Нико Хюлькенберг
Сейчас для Force India важно каждое очко. Но лучше, если оно все-таки будет не одно.
4/5
Серхио Перес
Серхио может лучше, мы знаем. Это еще повезло, что Масса не успел выйти на атаку.
2/5
Кевин Магнуссен
Позади только Окон, а впереди даже Палмер. позорище.
Б/О
Джолион Палмер
От очередной бесславной гонки Джолиона в самом начале спас Фелипе Наср.
5/5
Фернандо Алонсо
Фернандо в Монце ехал не очень успешно, но очень весело. За это и пятерка.
5/5
Дженсон Баттон
Дженс, мы правда будем скучать.
4/5
Роман Грожан
С 17 места на 11-е — неплохо. Но в Haas явно рассчитывали на большее.
3/5
Эстебан Гутиеррес
И снова мексиканец упускает шанс заработать очки. По своей собственной вине.
3/5
Маркус Эрикссон
Sauber снова можно было выкинуть из гонки, и ничего бы не изменилось.
2/5
Фелипе Наср
Ну и зачем нужно было врезаться в Палмера?
Б/О
Паскаль Верляйн
А ведь как все здорово начиналось.
3/5
Эстебан Окон
Учиться, учиться и еще раз учиться.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG |
3. | Себастьян Феттель | Ferrari |
4. | Кими Райкконен | Ferrari |
5. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
6. | Вальттери Боттас | Williams |
7. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
8. | Серхио Перес | Force India |
9. | Фелипе Масса | Williams |
10. | Нико Хюлькенберг | Force India |
11. | Роман Грожан | Haas |
12. | Дженсон Баттон | McLaren |
13. | Эстебан Гутиеррес | Haas |
14. | Фернандо Алонсо | McLaren |
15. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
16. | Маркус Эрикссон | Sauber |
17. | Кевин Магнуссен | Renault |
18. | Эстебан Окон | Manor |
— | Фелипе Наср | Sauber |
— | Паскаль Верляйн | Manor |
— | Даниил Квят | Toro Rosso |
— | Джолион Палмер | Renault |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | 250 |
2. | Нико Росберг | Mercedes-AMG | 248 |
3. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 161 |
4. | Себастьян Феттель | Ferrari | 143 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 136 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 121 |
7. | Вальттери Боттас | Williams | 70 |
8. | Серхио Перес | Force India | 62 |
9. | Нико Хюлькенберг | Force India | 46 |
10. | Фелипе Масса | Williams | 41 |
11. | Фернандо Алонсо | McLaren | 30 |
12. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 30 |
13. | Роман Грожан | Haas | 28 |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso | 23 |
15. | Дженсон Баттон | McLaren | 17 |
16. | Кевин Магнуссен | Renault | 6 |
17. | Паскаль Верляйн | Manor | 1 |
18. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes-AMG | 498 |
2. | Red Bull | 290 |
3. | Ferrari | 279 |
4. | Williams | 111 |
4. | Force India | 108 |
6. | McLaren | 48 |
7. | Toro Rosso | 45 |
8. | Haas | 28 |
9. | Renault | 6 |
10. | Manor | 1 |
11. | Sauber | 0 |