Репортаж8 мин.

Формула Италия

Как закончилась европейская фаза сезона Формулы-1

© Getty Images, Daimler

Если рассматривать гонку в Монце в отрыве от контекста сезона, то она вышла невероятно пресной, нудной и скупой на события. Однако в этом году получается так, что именно самые скучные этапы предвещают большие перемены: так было в России перед разжалованием Квята, так было в Канаде, когда Хэмилтон перехватил инициативу у Росберга, и так было в Австрии, когда противостояние пилотов Mercedes достигло точки кипения. «Мотор» готовит для Италии место в этом ряду и подводит итоги последней европейской гонки 2016 года.

Если рассматривать гонку в Монце в отрыве от контекста сезона, то она вышла невероятно пресной, нудной и скупой на события. Однако в этом году получается так, что именно самые скучные этапы предвещают большие перемены: так было в России перед разжалованием Квята, так было в Канаде, когда Хэмилтон перехватил инициативу у Росберга, и так было в Австрии, когда противостояние пилотов Mercedes достигло точки кипения. «Мотор» готовит для Италии место в этом ряду и подводит итоги последней европейской гонки 2016 года.

Они снова вместе

Согласитесь, нет ничего приятнее, чем ошибаться в прогнозах насчет чьего-то доминирования. И если Mercedes, как команда, порадовать общественность этим никак не может, то ее гонщики с задачей справляются на отлично. После Бельгии нам показалось, что Льюис Хэмилтон окончательно «доломал» напарника и уже выбирает наряд, в котором пойдет на награждение за четвертый чемпионский титул. А что? Штрафы за замену моторов отбыты, лидерство в личном зачете сохранено, знай себе отрывайся.

По итогам итальянской квалификации поклонники не какого-то конкретного пилота, а интриги в целом, окончательно расстроились: Льюис привез Нико почти полсекунды, и именно для таких случаев в русском языке есть слово «разгром». Но в воскресенье ситуацию спасло единственное слабое место Mercedes — процедура старта, которая у подопечных Тото Вольффа снова пошла не так. Точнее, у одного из них — того, что более титулованный.

После гонки Мартин Брандл пожаловался, что ему теперь надо написать заметку на 1000 слов непонятно о чем. Соотечественника выручил Джереми Кларксон: Тысяча слов? Используй слово «очень». Это было очень, очень, очень, очень, очень, очень, очень скучно.

Пока забуксовавший Хэмилтон заучивал форму заднего крыла машины Боттаса и обгонял пилотов Ferrari за счет тактики, Росберг занимался тем, что обычно делает его напарник — контролировал отрыв и катился к победе. И сколько бы немец ни говорил, что не думает о ситуации в чемпионате в целом, предпочитая рассматривать каждую гонку в отдельности, посчитать очки во время своего променада он наверняка успел. Да и чего там считать? Раз очко, два очко — вот и весь разрыв. В общем, спор за титул снова обнулился. И хоть Льюис все еще выглядит чуть сильнее Нико, дальше должно быть очень интересно. Тем более, что впереди Сингапур — пожалуй, единственная трасса в календаре, где Mercedes может и не победить. Кто хочет увидеть, как «Серебряные стрелы» рубятся в середине пелотона? Ладно-ладно, не отвечайте.

Минута красной славы

Ferrari непременно снова начнет побеждать. Когда-нибудь потом. А сейчас задача максимум для Скудерии — обогнать Red Bull. И даже это в контексте чемпионата можно будет считать полноценным чудом.

Именно в Монце Феттель с Райкконеном смогли собраться с силами моторов Ferrari (их пока все-таки больше, чем у Renault/TAG Heuer) и оказаться безоговорочно лучшими из остальных. Отличный подарок для безумных итальянских болельщиков, которых пастой не корми — дай пожечь фаеры в честь человека в красном комбинезоне, стоящего на подиуме.

Третье место для Ferrari сейчас и правда сродни победе. Настолько, что Себ даже напялил соответствующую кепку.

Вообще, Себ с Кими провели образцово-показательную гонку: уверенно стартовали, четко действовали по тактике и плотной парой финишировали на максимально высоких местах. Если представить, что Mercedes выступает в каком-то своем чемпионате, то такой результат сойдет за дубль. А представить такое — пара пустяков. Просто осознайте тот факт, что Нико и Льюис использовали резину на ступеньку более жесткого типа, чем все остальные, и все равно усвистели вперед.

Так что в итальянской команде действительно максимально использовали шанс порадовать родные трибуны и поднять себе боевой дух. Но дальше будет жестко и трудно: среди оставшихся трасс нет ни одной, которая была бы настолько враждебна к машине Red Bull, как Монца. Хорошо, что в Ferrari это понимают и вместо почивания на лаврах говорят, что все это, конечно, очень приятно, но впереди «много трудной работы».

А вот Риккардо с Ферстаппеном уже нетерпеливо потирают руки: у них как раз начинается потенциально самая урожайная фаза сезона.

Срединные движения

Наблюдать за противостоянием Williams и Force India — сущее удовольствие. Одни потихоньку теряют скорость, набранную в двух предыдущих сезонах, но цепляются изо всех сил и не устают повторять, что они — Williams, и потому способны на многое. А вторые поймали кураж и рвутся вперед, не уставая повторять, что они опережают аж сам Williams. При одинаковых, между прочим, моторах. В этот раз команда из Гроува оказалась сильнее коллектива из Сильверстоуна и вернула себе четвертую строчку в Кубке конструкторов, но настоящая борьба еще впереди.

Похоже, сейчас машины этих двух команд примерно равны по скорости — и коль скоро все уже занимаются проектами 2017 года и доработок нынешней техники не будет, все зависит от гонщиков. И если Масса с Хюлкенбергом уже не бойцы — один уходит на пенсию, а второй, кажется, устал и хочет обратно в Ле-Ман, — то у их напарников творится жара.

Еще в пятницу Эндрю Бенсон из BBC Sport говорил, что Перес наверняка останется в Force India — и, похоже, так оно и будет. Хотя недавно Серхио заявлял, что у него есть несколько классных вариантов, и волен сам выбирать между ними.

Боттас с Пересом сейчас находятся в той фазе карьеры, когда позарез надо показывать зубы. Оба уже далеко не новички, но все еще достаточно молоды, чтобы успеть попасть в топ-команду и попытаться реализовать чемпионский потенциал, за который их когда-то взяли в Формулу-1. И пусть вкусных вакансий на следующий сезон уже нет, эти двое явно не собираются останавливаться. А Клэр Уильямс с Виджеем Мальей тому только и рады. Сейчас они нашепывают им что-то вроде: «Ну давай! Давай! Сделай его! Ты сможешь!» — и надеются, что именно их гонщик на спортивной злости затащит команду на четвертое место, к сладким призовым.

Новички в пролете

После квалификации казалось, что за места в первой десятке смогут побороться не только те пилоты, чьи фамилии значатся на первых десяти строчках личного зачета. Впервые в истории машина Haas пробилась в Q3 — да не силами Романа Грожана, как можно было предположить, а Эстебана Гутиерреса! Еще круче выглядела тринадцатая позиция Паскаля Верляйна на Manor, которую юный немец добыл в равных со всеми условиях — без дождя, красных флагов и прочих стихийных бедствий. Машина его напарника (а это, если вы вдруг забыли, уже второй этап как Окон, а не Харьянто) сломалась в самом начале Q1, но надежды на достойную гонку все равно оставались.

Но Фортуна нашла по персональной свинье, чтобы подложить каждому из этой четверки, и в итоге в Монце не блеснул никто. Гутиеррес вновь упустил шанс заработать очки — он провалился еще на старте, после чего долго и нудно пробивался с самого дна пелотона на 13 место. Грожан попытался скомпенсировать штраф за замену трансмиссии рискованной тактикой (софт-суперсофт с одной остановкой) и даже почти преуспел, но сил хватило только на то, чтобы остановиться в шаге от зачетной десятки. Верляйн держался здорово (по меркам Manor — даже сенсационно), но у его машины были другие планы: на 26 круге она испустила дух. А Эстебану Окону просто отчаянно не хватает опыта: темп в тренировках вроде бы есть, а вот гоночной скорости, в особенности, умения работать с шинами, пока нет. Но все впереди — ведь пока в мир Ф-1 не ворвался дерзкий Ферстаппен, именно этого парня считали самым перспективным из юнцов.

Что же до самого дерзкого Ферстаппена, то он в Монце был заметен только тем, что последовал примеру Хэмилтона с Гутиерресом и потерял кучу мест на старте. Дальше Макс ехал на удивление спокойно, ни на кого не жалуясь, никого не выдавливая с трассы и никого не подрезая. Как будто подменили парня, честное слово. Да и фирменных красивых обгонов мы не увидели: с Пересом голландец разделался буднично, просто проехав его в зоне DRS.

Дэниэл Риккардо не устает радовать яркими поступками. Шанса испить шампанское из ботинка в этот раз у него не было, зато обгон Боттаса он отпраздновал вот таким жестом.

Зато Дэн Риккардо расправился с Боттасом настолько круто, что этот обгон многие поспешили назвать лучшим в сезоне: сверхпозднее торможение перед первой шиканой, филигранный контроль машины на внешней траектории — ну правда же, красота! Как признался потом сам австралиец, на этот маневр он решился только потому, что был уверен в адекватности Боттаса. Вальттери действительно не стал лезть в бутылку и даже чуть подвинулся — но прочувствуйте, насколько эта ситуация отличалась от той, что была всего неделю назад, когда другому финну пришлось буквально уворачиваться от другого пилота Red Bull. Если у кого-то были вопросы, почему действиями Ферстаппена все возмущаются, то просто посмотрите эти два обгона — и поймете, где детский сад, а где настоящие гонки.

Старая школа, мы будем скучать

Во время Гран-при Италии сразу два ветерана сообщили о том, что в следующем сезоне гоняться они не будут. И вроде бы это все понятно, даже ожидаемо, но все равно грустно.

Фелипе Массе отставку предрекали еще с тех времен, когда он выступал в Ferrari, но давайте начистоту — сейчас бразилец далеко не в самой плохой форме за свою карьеру. Ему комфортно в команде, он периодически опережает напарника — и вообще, кажется, получает удовольствие. С другой стороны, а почему бы не уйти из Формулы-1 красиво? Если не с победой, то хотя бы с круглой цифрой в 250 гонок — а их на последнем этапе Абу-Даби у Фелипе будет именно столько. Да и новичков надо куда-то сажать — место Массы, вероятнее всего, займет Паскаль Верляйн или юный Лэнс Стролл, у которого очень богатый папа.

Фернандо Алонсо — тоже гонщик старой школы, а потому может себе позволить развлечься в ситуации, когда о борьбе за очки речи уже не идет. В Монце он обулся в свежий софт на последние три круга, чтобы покататься в свое удовольствие и заодно поставить лучший круг гонки. А его поклонница, некая Стейси, заработала на этом аж 400 фунтов стерлингов!

Дорогу молодости (то есть, Стоффелю Вандорну) уступил и Дженсон Баттон: британцу надоело жить по «графику Экклстоуна», и в следующем сезоне он будет помогать команде с работой над машиной. Но главным образом, он попытается понять, есть ли жизнь за пределами Формулы-1. А если вдруг выяснится, что ее нет, то у Дженса есть опция вернуться в бой в 2018 году. Нам бы этого, честно говоря, очень хотелось, ведь со скоростью у Баттона по-прежнему полный порядок: в Монце он убедительно опередил [хохочущего в эфир] (https://twitter.com/MrAlexF1/status/772423739833257984) Фернандо Алонсо. Да и «графика Экклстоуна» скоро, кажется, не будет.

На момент написания этой заметки никакой официальной информации еще нет, зато есть множество слухов: мол, уже в ближайшие дни будет объявлено о смене владельцев Формулы-1, а там, скорее всего, и о замене Экклстоуна на кого-нибудь еще. Эдди Джордан даже говорит, что Монца была последней гонкой Берни на своем посту, но, вероятнее всего, старик еще задержится у руля на какое-то время — хотя бы для передачи дел.

Однако эпоха так или иначе уходит: в следующем году чемпионат может стать совсем другим, и дело не только в новом регламенте. Ну, а у нынешнего сезона есть еще семь шансов запомниться с самой лучшей стороны — впереди финальная и самая напряженная его треть. /m

Оценки от «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

5/5

Нико Росберг

Для Нико еще ничего не закончено.

5/5

Льюис Хэмилтон

Пятерка! Не за гонку, а за интригу в чемпионате.

5/5

Себастьян Феттель

Свой шанс немец использовал по максимуму.

4/5

Кими Райкконен

Всю гонку Кими ехал примерно в темпе напарника. Но этого никто не запомнит.

5/5

Дэниэл Риккардо

Выжал максимум из машины и порадовал супер-обгоном. Красавчик!

4/5

Макс Ферстаппен

Серенько. Ни блеска, ни скандалов.

4/5

Фелипе Масса

Да, пенсия уже близка, но в оставшихся гонках надо серьезно потрудиться во благо команды.

5/5

Вальттери Боттас

На большее в Williams рассчитывать не могли.

2/5

Даниил Квят

Уступил напарнику, пострадал в стартовой толчее и сошел. Этот кошмар никогда не закончится.

3/5

Карлос Сайнц

Ярко выступать за Toro Rosso становится все труднее.

3/5

Нико Хюлькенберг

Сейчас для Force India важно каждое очко. Но лучше, если оно все-таки будет не одно.

4/5

Серхио Перес

Серхио может лучше, мы знаем. Это еще повезло, что Масса не успел выйти на атаку.

2/5

Кевин Магнуссен

Позади только Окон, а впереди даже Палмер. позорище.

Б/О

Джолион Палмер

От очередной бесславной гонки Джолиона в самом начале спас Фелипе Наср.

5/5

Фернандо Алонсо

Фернандо в Монце ехал не очень успешно, но очень весело. За это и пятерка.

5/5

Дженсон Баттон

Дженс, мы правда будем скучать.

4/5

Роман Грожан

С 17 места на 11-е — неплохо. Но в Haas явно рассчитывали на большее.

3/5

Эстебан Гутиеррес

И снова мексиканец упускает шанс заработать очки. По своей собственной вине.

3/5

Маркус Эрикссон

Sauber снова можно было выкинуть из гонки, и ничего бы не изменилось.

2/5

Фелипе Наср

Ну и зачем нужно было врезаться в Палмера?

Б/О

Паскаль Верляйн

А ведь как все здорово начиналось.

3/5

Эстебан Окон

Учиться, учиться и еще раз учиться.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Нико РосбергMercedes-AMG
2.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG
3.Себастьян ФеттельFerrari
4.Кими РайкконенFerrari
5.Дэниэл РиккардоRed Bull
6.Вальттери БоттасWilliams
7.Макс ФерстаппенRed Bull
8.Серхио ПересForce India
9.Фелипе МассаWilliams
10.Нико ХюлькенбергForce India
11.Роман ГрожанHaas
12.Дженсон БаттонMcLaren
13.Эстебан ГутиерресHaas
14.Фернандо АлонсоMcLaren
15.Карлос СайнцToro Rosso
16.Маркус ЭрикссонSauber
17.Кевин МагнуссенRenault
18.Эстебан ОконManor
— Фелипе НасрSauber
— Паскаль ВерляйнManor
— Даниил КвятToro Rosso
— Джолион ПалмерRenault

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG250
2.Нико РосбергMercedes-AMG248
3.Дэниэл РиккардоRed Bull161
4.Себастьян ФеттельFerrari143
5.Кими РайкконенFerrari136
6.Макс ФерстаппенRed Bull121
7.Вальттери БоттасWilliams70
8.Серхио ПересForce India62
9.Нико ХюлькенбергForce India46
10.Фелипе МассаWilliams41
11.Фернандо АлонсоMcLaren30
12.Карлос СайнцToro Rosso30
13.Роман ГрожанHaas28
14.Даниил КвятToro Rosso23
15.Дженсон БаттонMcLaren17
16.Кевин МагнуссенRenault6
17.Паскаль ВерляйнManor1
18.Стоффель ВандорнMcLaren1

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes-AMG498
2.Red Bull290
3.Ferrari279
4.Williams111
4.Force India108
6.McLaren48
7.Toro Rosso45
8.Haas28
9.Renault6
10.Manor1
11.Sauber0
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget