Человек с Большим Шлемом: обзор Гран-при Австралии 2022
Гран-при Австралии много лет открывал чемпионат Формулы-1, как правило, оставляя после себя больше вопросов, чем ответов. Всё изменил коронавирус: в 2020-м и 2021-м гонки отменили, а теперь, когда этап в Мельбурне вернулся, он только третий в календаре. Так что команды приехали сюда с определённым бэкграундом. В Бахрейне победил Леклер, но по ходу гонки ему пришлось вести сражение с лидером Red Bull Racing, который дважды выходил вперёд — но Шарль оба раза успешно контратаковал. В конечном счете, Ферстаппен сошёл из-за поломки топливной системы, однако было ясно, что скорость у него есть. Эту скорость Макс подтвердил в Саудовской Аравии, где сдержать его Леклеру не удалось. Причём на скоростной трассе в Джидде Red Bull, казалось, удалось решить проблему повышенного износа резины, что и стало ключом к успеху.
Австралийская трасса и раньше имела с Джиддой немало общего, а за прошедшие два года без гонок стала к ней ещё ближе. Обгонять в Альберт-парке всегда было непросто, и чтобы исправить ситуацию, организаторы расширили многие повороты трека, а одну из шикан вообще убрали. Перемены получились настолько значительными, что нынешняя версия официально считается новой конфигурацией трассы, с обнулением всех предыдущих рекордов. Кроме того, была добавлена ещё одна зона DRS — четвёртая, впервые в истории чемпионата. Три года назад, когда здесь в последний раз проходили гонки Формулы-1, Мельбурн стал первой трассой, где было три зоны DRS.
Правда, четыре зоны (с двумя точками детекции –на каждую приходилось по две зоны) использовались только в пятницу — уже в субботу утром новшество аннулировали, посчитав слишком опасным. На это дирекции гонки указал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Испанец, выступающий в этом году за Alpine, стал возмутителем спокойствия и в квалификации, неожиданно навязав борьбу лидерам. Правда, закончилось всё вылетом и разбитой машиной, но не по вине гонщика — отказала гидравлика.
Ещё большим сюрпризом стали блестящие времена обоих пилотов McLaren. Результаты Ландо Норриса и Даниэля Риккардо в двух первых Гран-при были близки к катастрофическим, так что многие успели записать команду в аутсайдеры, но Австралия показала, что это совершенно не так.
Норрис в итоге закончил квалификацию четвёртым, уступив лишь трём гонщикам на лучших машинах. Трём, потому что на четвёртого, Карлоса Сайнса, свалились все несчастья сразу. Сначала он не успел закончить круг до красных флагов, показанных после аварии Алонсо, потом машину долго не удавалось завести, чтобы отправить на трассу, из-за чего Карлос не смог прогреть шины должным образом и показал худшее время среди девяти оставшихся участников.
В гонке, к слову, череда нелепых случайностей для Сайнса продолжилась — перед стартом забарахлил руль, его поменяли, но настройки на нём были выставлены другие, Карлос не разобрался и не смог нормально стартовать (мотор перешёл в защищённый режим), откатился назад, попробовал сразу же отыграться, но на холодных жёстких шинах потерял управление и застрял в гравии.
В тройке лидеров борьба получилась напряжённой. Лучшее время в итоге осталось за Леклером, но в Red Bull уверяли, что их гонщики по разным причинам не смогли показать всё, на что способны. К тому же, тот факт, что позади Шарля стартовали сразу два соперника, а его напарник начинал гонку лишь девятым, означал, что преимущество в стратегии будет у Red Bull Racing — при равном темпе они могли зазвать в боксы одного своего пилота раньше Леклера, а другого — позже, и один из них почти гарантированно вышел бы вперёд. Так что им даже не нужно было обязательно опережать Ferrari на старте — достаточно лишь было ехать в непосредственной близости к нему перед первой остановкой.
Однако все эти теоретические построения уже на первых кругах разбились вдребезги, словно лёд о борт ледокола. Для начала планы «быков» спутал Льюис Хэмилтон, выстреливший со своей пятой стартовой позиции как в лучшие времена и опередивший не только Норриса, но и Переса. А главное — очень скоро стало ясно, что Макс Ферстаппен попросту не может ехать в темпе лидера. Он пытался не отставать, но в результате лишь убил свои шины, после чего поехал совсем медленно. То же касалось и Переса — после нескольких кругов борьбы мексиканец смог обогнать Хэмилтона, но затем шины Medium подвели и его, так что Льюис снова его догнал.
После перехода на шины Hard в Red Bull решили действовать аккуратнее, чтобы менять резину больше не пришлось, но это же означало, что Леклер будет отрываться всё дальше и дальше. Скорость Шарля оказалась такова, что после своей остановки он даже не потерял лидерства — и продолжал отрываться всю дистанцию. На его машине теперь тоже стоял Hard, но спустя 20, и даже 30 кругов на них он продолжал атаковать, снова и снова улучшая время на круге. Команде даже пришлось его сдерживать, убеждая, что всё равно никто не может с ним тягаться. Тем не менее, окончательное лучшее время дня (и рекорд новой конфигурации трассы) Леклер показал на последнем круге гонки. На жестких шинах, проехавших 36 кругов! Поул, лучший круг, победа и лидирование от старта и до финиша — первый в карьере Большой Шлем для Леклера, и первый для Ferrari за 12 лет.
Макс Ферстаппен отставал всё дальше и дальше, а под конец гонки и вовсе сошёл — снова из-за поломки топливной системы. В Red Bull говорят, что причины не те же самые, что в Бахрейне, но это даже хуже — с одной проблемой справиться было бы легче. Становится всё очевиднее, что переход на производство моторов Honda собственными силами (теперь их силовые установки носят название Red Bull Powertrains) прошёл далеко не так гладко, как рассчитывали в Милтон-Кинсе. Сколько будет с этим проблем в будущем — неизвестно, но сейчас Ферстаппен в чемпионате лишь шестой, уступая даже обоим пилотам куда более медленного Mercedes, и отставая от Леклера на катастрофические 46 очков.
В отсутствие лидера команды (правда, уже больше психологического) честь Red Bull пришлось защищать Пересу, и именно он стоял на второй ступеньке пьедестала после финиша.
На третью поднялся Джордж Расселл — это первый подиум молодого британца в составе Mercedes. С этим достижением ему, конечно, немного повезло — у Джорджа не было особых шансов опередить Хэмилтона, но именно в тот момент, когда пришло его время на пит-стоп, на трассе был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности, что позволило сэкономить не менее 10 секунд и выехать впереди не только напарника, но и Переса. Серхио впоследствии обогнал Джорджа, а вот Льюис из-за перегрева мотора сделать этого не смог.
Вследствие везения или нет, но именно Расселл после трёх гонок занимает вторую строчку в чемпионате — несмотря на то, что с точки зрения скорости Mercedes пока совершенно не способен конкурировать с Ferrari и Red Bull Racing. Что лишний раз доказывает, какую роль играет в Формуле-1 надёжность. Конечно, для борьбы за титул этого не хватит, но если в Mercedes смогут разобраться с «подпрыгиванием» машины на прямых (так называемый «эффект дельфинирования»), то «Серебряные стрелы» вполне могут вернуться в борьбу, и очки, заработанные в начале сезона в столь сложных условиях, им очень пригодятся.
Пилоты McLaren в итоге провели хорошую, но достаточно спокойную гонку — Норрис финишировал пятым, Риккардо шестым. Они много проиграли Mercedes, но и остальных опередили очень уверенно. Им пришлось бы намного тяжелее, если бы не авария Алонсо в квалификации, а так Фернандо стал заложником низкой стартовой позиции и стратегии — он начал гонку на Hard, потому завершать её вынужден был на Medium, но оказался в трафике и всего за несколько кругов практически уничтожил свой комплект. Так что на седьмом месте оказался его напарник Эстебан Окон — гонщик хороший, но пока не умеющий прыгать выше головы, как это делает испанец.
Восьмое и девятое место заняли Валттери Боттас и Пьер Гасли, отыгравшиеся с не самых лучших стартовых позиций (Валттери в субботу прервал серию из 103 Гран-при подряд, в которых он выходил в финал квалификации). Особого упоминания, конечно, заслуживает Алекс Элбон. В квалификации его дисквалифицировали, так как из баков его Williams не удалось добыть положенный литр топлива для анализа.
Начинать гонку Алексу пришлось последним, что, учитывая отсутствие скорости у его машины, гарантировало ему борьбу в хвосте пелотона. Однако британцу тайского происхождения удалось реализовать очень смелую стратегию, родившуюся прямо по ходу гонки — он проехал на шинах Hard практически всю дистанцию, 57 кругов из 58! Лишь на самом последнем круге гонки Элбон, наконец, свернул в боксы, получив Soft (он стал единственным пилотом, кто вообще использовал этот состав в гонке) и вернувшись на трассу десятым.
Читайте также
Главным неудачником уик-энда, конечно, надо признать Себастьяна Феттеля. Две первых гонки немец пропустил из-за коронавируса, и после поездки в Австралию, возможно, захочет поболеть ещё немного. Поломка мотора в первой же тренировке, пропуск из-за этого второй, разбитая машина в третьей… Механики чудом успели восстановить его машину к самому концу первой части квалификации (по нелепой случайности, в этом им помог другой пилот Aston Martin Лэнс Стролл, столкнувшийся с Николасом Латифи, что привело к остановке сессии), но лишь для того, чтобы Себастьян показал 18-е время.
В гонке же немец также уехал не слишком далеко, разбив машину уже на 22-м круге. Конечно, четырёхкратный чемпион мира вряд ли разучился ездить — его выступление скорее демонстрирует, в какой яме оказалась команда Aston Martin. Их соседям по «подвалу» из Williams заработать очки удалось — посмотрим, получится ли это у Феттеля и Стролла.
Читайте также
Впрочем, через две недели об этом вряд ли кто-то вспомнит, ведь гонка будет проходить в Италии, в Имоле. Формула-1 на подъёме, в Альберт-парк посмотреть на лучшие машины мира пришли 420 тысяч человек, и сколько их придёт на автодром имени Энцо и Дино Феррари, учитывая форму Скудерии — можно только представить. Кто-то уже опасается, что чемпионат превратится для Леклера в лёгкую прогулку, но пока это, пожалуй, неважно. Чемпионат соскучился по победам алых машин — возможно, прямо сейчас это для него важнее, чем даже борьба на трассе. /m