Первые моторы России: новая выставка в Музее ГОН
110 лет назад в Михайловском манеже выставлялись как зарубежные марки, так и отечественные производители. Экспозиция объединила легковые и спортивные автомобили, грузовики и омнибусы, пожарные машины, мотоциклы и другую технику.
© Светлана Парфенова
Оформление выставки «Первые моторы России» задумано таким образом, чтобы перенести посетителей в 1913 год.
© Светлана Парфенова
Кругом тематические рекламные афиши, антикварные витрины и информационные стенды.
© Светлана Парфенова
Главный экспонат выставки — единственный сохранившийся в мире «Руссо-Балт» Тип К 12/20 НР. Марка существовала семь лет, и за это время было выпущено около 500 машин разных классов. Легковых автомобилей — около 140 штук. Экземпляр на фото собрали предположительно в 1910 или 1911 году.
© Светлана Парфенова
Потом он был передан в гатчинскую Офицерскую воздухоплавательную школу, после революции оказался в Государственном московском тресте средней и мелкой промышленности, а потом его приобрел житель города Кимры. После длительного простоя автомобиль выкупила Киностудия имени Горького, а потом — Политехнический музей. Реставрацией «Руссо-Балта» занимались специалисты НАМИ.
© Светлана Парфенова
«Мото-Рев-Дукс» — единственный мотоцикл, выпускавшийся серийно в Российской империи. С 1909 по 1915 год свет увидело около 500 экземпляров этой модели. В конструкции использовался иностранный мотор Moto-Reve и отечественная экипажная часть. Этот мотоцикл — из коллекции Политехнического музея.
© Светлана Парфенова
Немецкий Phanomobil 4/9PS 1911 года выпуска. У автомобиля необычная трехколесная конструкция: переднее колесо — единственное ведущее, а прямо над ним на рулевой стойке закреплен двухцилиндровый V-образный двигатель, который разгоняет машину до 45 км/ч. К этому же колесу крепится и Г-образная рукоять, являющаяся, по сути, рулем.
© Светлана Парфенова
Имя Phanomobil происходит от названия предприятия Phanomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 году. Под маркой Phanomen выпускались велосипеды и мотоциклы, а под маркой Phanomobil — автомобили.
© Светлана Парфенова
Lion-Peugeot Type VC2 — французский автомобиль, выпускавшийся с 1909 по 1910 год. Марка Lion-Peugeot появилась в 1906 году, когда Эжен, Робер и Пьер Пежо решили заняться производством автомобилей, как и их родственник Арман Пежо. В 1910 году их предприятия были объединены.
© Светлана Парфенова
Одноцилиндровый двигатель Lion-Peugeot Type VC2 обладал рабочим объемом 1045 куб.см и мощностью 9 л.с. при 1175 об/мин. Было изготовлено 1175 экземпляров этой модели.
© Светлана Парфенова
Фирма AC, основанная в 1902 году, делала акцент на производстве доступных миниатюрных мотоколясок.
© Светлана Парфенова
На фото очень редкий экземпляр — четырехколесный английский автомобиль фирмы AC типа AC Cyclecar.
© Светлана Парфенова
В 1913 году была выпущена небольшая партия таких автомобилей, и до недавнего времени считалось, что ни одного легкого четырехколесного циклокара АС не сохранилось. Сейчас данный автомобиль принадлежит Политехническому музею.
© Светлана Парфенова
Columbia Victoria Phaeton — двухместный электромобиль рубежа XIX и ХХ веков. Запас хода 60 километров, скорость — чуть выше 20 км/ч.
© Светлана Парфенова
Этот экземпляр был подарком для императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, от ее сестры — английской королевы Александры Датской.
© Светлана Парфенова
Реставрация этого экземпляра «Коламбии» была завершена не так давно — в 2018 году.
© Светлана Парфенова
Первый российский мотоцикл называется «Россия». Мотоциклы выпускались на фабрике Александра Александровича Лейтнера. Сама фабрика была основана в 1886 году в Риге, а модели «Россия» с немецким четырехтактным одноцилиндровым двигателем Fafnir выпускались с 1903 по 1907 год.
© Светлана Парфенова
Немецкий автомобиль Großer Stoewer Motorwagen был выпущен лишь в одном экземпляре в 1899 год. И он на ходу.
© Светлана Парфенова
Этот моторный трицикл (трехколесный велосипед с мотором) немецкой фирмы Cudell в 1899 году завоевал золотую медаль на Международной выставке в Берлине. А потом оказался в гараже Николая II. Его мотор — это первый в мире быстроходный двигатель, он развивает до 2000 оборотов в минуту.
© Светлана Парфенова
Впервые Bebe Peugeot Type BP1 показали на Парижском автомобильном салоне в 1912 году. Было выпущено 3095 таких автомобилей.
© Светлана Парфенова
Конструктором миниатюрного автомобиля был знаменитый Этторе Бугатти.
© Светлана Парфенова
Мотоцикл FN-4 1913 года выпуска с двигателем объемом 500 «кубиков», мощностью 6 л.с. и двухскоростной коробкой передач.
© Светлана Парфенова
Мотоцикл Triumph Model H 1915 года. Эта модель выпускалась до 1923 года.
© Светлана Парфенова
Мотоциклы Indian начали выпускаться в 1901 году в Спрингфилде. На фото Indian Model G 1915 года.
© Светлана Парфенова
Французский автомобиль De Dion-Bouton.
© Светлана Парфенова
Фирма Humber выпускала велосипеды, мотоциклы, трициклы. На фото Humber 1912 года.
© Светлана Парфенова
Двигатель Daimler V2 устанавливался только на модель Stahlradwagen. Автомобиль был создан в 1889 году в двух экземплярах.
© Светлана Парфенова
Впервые мотоциклы Hamlet увидели свет в 1904 году. На фото экземпляр 1912 года.
© Светлана Парфенова
Двигатель Benz Сontra-Motor стал первым в мире оппозитным мотором, созданным специально для установки на автомобиль.
© Светлана Парфенова
Humber Twin стал первым в мире мотоциклом с горизонтальным продольно-расположенным оппозитным двигателем жидкостного охлаждения.
© Светлана Парфенова
Отдельно в музее представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная IV Международной автомобильной выставке 1913 года.
© Светлана Парфенова
Выставка «Первые моторы России» располагается на ВДНХ, в павильоне №54 Музея Гаража особого назначения ФСО России.
© Светлана Парфенова
Напомним, что в павильоне №53 Музея ГОН сейчас проходит выставка Дизайн под грифом «Секретно», которая продлится до 16 апреля.
© Светлана Парфенова
Выставка «Первые моторы России» продлится до 28 октября.
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова