Лед и «Дастер»
Первая «Школа зимнего вождения Renault» прошла в 2017 году. Тогда же состоялось и первое знакомство с Koleos второго поколения на российских дорогах, поэтому мы сосредоточились на нем. На этот раз французы обошлись без новинок – только школа, только лед и скольжения.
А лед – это, кстати, не просто залитая водой площадка, а заледеневший участок Ладожского озера! Место не только просторное, но и очень живописное.
Все машины полноприводные. В нашем распоряжении Duster, Kaptur и Koleo на шипованных шинах Dunlop и на всех программно отключена система стабилизации (потому что выдернув предохранитель, можно наотключать много лишнего и полезного), а джойстики управления системами полного привода либо переведены в положение 4WD, либо и вовсе в 4WD Lock. Блокировка муфты работает до 80 километров в час.
Программа рассчитана на полтора дня. Все начинается с упражнений на ледовой площадке: змейки, змейки со смещением, переставки, «пончики» вокруг колец из конусов. В общем, почти все, что помогает привыкнуть к поведению машин на льду и задушить страх скольжений.
«Дастер» с упражнениями справляется играючи. Неповоротливый, с перегруженным рулем и шумноватый на обычной дороге кроссовер в непростых условиях раскрывается полностью. И на этот раз мы не про бездорожье. Ткнул посильнее в газ с повернутыми колесами – и Renault Duster выставляется боком. А после – охотно скользит под тягой, так что водителю остается только аккуратно и вовремя работать рулем и акселератором. Почти, как на Subaru WRX STI, помедленнее. Кто бы мог подумать, да?
«Каптюр», построенный на той же платформе и оснащенный такой же системой полного привода с муфтой подключения задней оси, да еще и с меньшим дорожным просветом, делает все то же самое по-другому. Более компактный Kaptur сильнее склонен к сносу и не так охотно реагирует на смену траектории, от чего воспринимается чуть менее веселым.
Даже Koleos на фоне Kaptur – весьма сбалансированная машина. Что-то типа «Дастера», только крупнее. Ждать особой живости от автомобиля, построенного на достаточно простой платформе Nissan X-Trail, кажется странным, но едет он неплохо. И только вариатор «Колеоса» работает как вариатор: нервничает, постоянно меняет передаточное число и отказывается держать обороты, даже когда выбираешь виртуальную передачу вручную.
Вот почему узенькие шины «Мастер-Спорт» KX46 с тремя сотнями полуторамиллиметровых тренировочных шипов организаторы поставили на простой и понятный в скольжениях Duster. Эти машины отправили на отдельный трек – потому что металлические пупырышки в их колесах так отчаянно цепляются за лед, что за пару часов они способны превратить тренировочную площадку в грядку для картошки.
Ездить на таких колесах по дорогам общего пользования – как нарезать бутерброд бензопилой. Потому что если вы думаете, что ваши дорогие шипованые шины хорошо цепляются за лед,то вы ничего не знаете о том, что такое «хорошо цепляются». «Данлопы», которые стоят на других машинах школы, — весьма неплохие покрышки. Но тренировочный шип — это когда видишь перед машиной лед, но едешь по нему, как по асфальту.
Нос машины едет туда, куда повернуты передние колеса, а задняя ось с ростом скорости начинает поскальзываться, но ровно настолько, насколько это нужно, заменяя бесполезные глубокие заносы аккуратными и нужные скольжения. Такие, которые помогают машине повернуть, а не заставляют с ней бороться. Даже не верится, что речь сейчас идет о «Дастере».
Потому что этот старикан способен удивлять. И наглядно демонстрирует, насколько разными могут быть машины, построенные на одинаковых узлах и агрегатах. Жаль, что шины с тренировочным шипом не полагались «Каптюру», но вряд ли он поехал бы сильно лучше. На гражданских колесах разница была ощутимой и не в пользу Kaptur.
Свою школу зимнего вождения компания Renault пока не готова сделать клиентской. С одной стороны, жаль. Потому что, кажется, ни одному владельцу Duster или Kaptur не взбредет в голову самостоятельно исполнять то же, что творится на этих занятиях. А здесь это можно делать безопасно, под присмотром и совершенно законно.
С другой стороны, предложение уехать далеко от дома, чтобы раздавать боком на Renault, им, скорее всего, их вряд ли заинтересует. Не для этого они тратили на них честно заработанные деньги. И все же – кто знает? Ведь мы попробовали – и нам жутко понравилось!