Обе «Волги» построил известный российский гонщик Алексей Васильев специально для ралли Monte-Carlo Historique. К участию в нём допускаются только ретро-автомобили, которые раньше (до 1980 года) выступали в настоящем, «боевом» ралли Монте-Карло. Ралли проводится с 1911 года, так что в списке на сайте организаторов — свыше трёхсот моделей 96 марок: от итальянского «Абарта» до югославской «Заставы». Есть в этом списке и несколько отечественных автомобилей — кроме «Волги» ГАЗ-21 это «Москвичи» моделей 403 и 408, а также «Лада» ВАЗ-2103.
Как подготовить Волгу для ралли Монте-Карло
/imgs/2020/01/29/00/3753484/c45c2fa3b58eb64a204c0d3f7a64d0ab44601a9d.jpg)
Обе «Волги» построил известный российский гонщик Алексей Васильев специально для ралли Monte-Carlo Historique. К участию в нём допускаются только ретро-автомобили, которые раньше (до 1980 года) выступали в настоящем, «боевом» ралли Монте-Карло. Ралли проводится с 1911 года, так что в списке на сайте организаторов — свыше трёхсот моделей 96 марок: от итальянского «Абарта» до югославской «Заставы». Есть в этом списке и несколько отечественных автомобилей — кроме «Волги» ГАЗ-21 это «Москвичи» моделей 403 и 408, а также «Лада» ВАЗ-2103.
/imgs/2020/01/29/00/3753486/37ae0707e5a2f709b2a7e8216478ae945456c480.jpg)
«Волги» побывали в «Монте-Карло» дважды — в 1964 и 1965 году. На ралли выступали экипажи испытателей с завода ГАЗ и из института НАМИ. Почти стандартные машины плохо подходили для спорта: четырёхцилиндровый мотор 2.5 был слишком слаб, барабанные тормоза — недостаточно эффективными для тяжёлой машины, а подвеска — чересчур валкой для закрученных горных дорог. Впрочем, для соревнований газовские машины всё-таки были доработаны — получили панели кузова из более тонкого металла, карбюраторы от ГАЗ-12 (мощность моторов повысили до 98 сил), опытную 4-ступенчатую коробку передач (в 1965 году) и ремни безопасности.
«Волги» побывали в «Монте-Карло» дважды — в 1964 и 1965 году. На ралли выступали экипажи испытателей с завода ГАЗ и из института НАМИ. Почти стандартные машины плохо подходили для спорта: четырёхцилиндровый мотор 2.5 был слишком слаб, барабанные тормоза — недостаточно эффективными для тяжёлой машины, а подвеска — чересчур валкой для закрученных горных дорог. Впрочем, для соревнований газовские машины всё-таки были доработаны — получили панели кузова из более тонкого металла, карбюраторы от ГАЗ-12 (мощность моторов повысили до 98 сил), опытную 4-ступенчатую коробку передач (в 1965 году) и ремни безопасности.
Два экипажа команды со своими «Волгами». Вдохновитель идеи и автор обеих машин Алексей Васильев (справа) — гонщик, выступавший в «кольце» с начала 90-х, и получивший медийную известность как партнёр Николая Фоменко; его навигатор Константин Жильцов (второй слева) — опытнейший ралли-рейдовый штурман с десятком «Дакаров» за плечами, который в 2013 году привёл Леонида Новицкого к финишу на третьем месте. Второй экипаж целиком женский: за рулём — Илона Накутис (вторая справа), обязанности навигатора — на Татьяне Елисеевой (слева).
Два экипажа команды со своими «Волгами». Вдохновитель идеи и автор обеих машин Алексей Васильев (справа) — гонщик, выступавший в «кольце» с начала 90-х, и получивший медийную известность как партнёр Николая Фоменко; его навигатор Константин Жильцов (второй слева) — опытнейший ралли-рейдовый штурман с десятком «Дакаров» за плечами, который в 2013 году привёл Леонида Новицкого к финишу на третьем месте. Второй экипаж целиком женский: за рулём — Илона Накутис (вторая справа), обязанности навигатора — на Татьяне Елисеевой (слева).
Илона Накутис начинала карьеру в ралли ещё в конце 1980-х, и многим памятна выступлениями на гоночной «Таврии». Татьяна Елисеева (слева) только начинает осваивать штурманское мастерство, но до этого она много лет выступала в ралли-кроссе и ралли-рейдах в качестве пилота. В ралли они стартуют под номером 270. Васильев с Жильцовым — номер 256.
Илона Накутис начинала карьеру в ралли ещё в конце 1980-х, и многим памятна выступлениями на гоночной «Таврии». Татьяна Елисеева (слева) только начинает осваивать штурманское мастерство, но до этого она много лет выступала в ралли-кроссе и ралли-рейдах в качестве пилота. В ралли они стартуют под номером 270. Васильев с Жильцовым — номер 256.
В прежние времена участникам ралли Монте-Карло приходилось по много часов проводить в тесной кабине, наматывая сотни километров — потому что оно проводилось в формате так называемого «Звёздного сбора». Прежде чем начать основную, «боевую» часть дистанции, спортсмены съезжались к месту старта из нескольких городов Европы — соблюдая при этом строгий хронометраж. Так, в 1964 году советские спортсмены начали соревнования в Минске. Как, кстати, и экипаж победителей — Пэдди Хопкирк и Генри Лиддон на BMC Mini Cooper S. Сейчас в списке городов, откуда участники Rallye Monte-Carlo Historique могут отправиться на старт — Афины, Бад Хомбург, Барселона, Глазго, Милан, Монако и Реймс. Как раз из Реймса экипажи на «Волгах» и отправятся во французский город Валанс, откуда стартует основная часть ралли.
В прежние времена участникам ралли Монте-Карло приходилось по много часов проводить в тесной кабине, наматывая сотни километров — потому что оно проводилось в формате так называемого «Звёздного сбора». Прежде чем начать основную, «боевую» часть дистанции, спортсмены съезжались к месту старта из нескольких городов Европы — соблюдая при этом строгий хронометраж. Так, в 1964 году советские спортсмены начали соревнования в Минске. Как, кстати, и экипаж победителей — Пэдди Хопкирк и Генри Лиддон на BMC Mini Cooper S. Сейчас в списке городов, откуда участники Rallye Monte-Carlo Historique могут отправиться на старт — Афины, Бад Хомбург, Барселона, Глазго, Милан, Монако и Реймс. Как раз из Реймса экипажи на «Волгах» и отправятся во французский город Валанс, откуда стартует основная часть ралли.
Алексей Васильев зарядил «Волги» по лучшим гоночным канонам шестидесятых годов: как-то так они могли бы выглядеть, если бы советский автоспорт развивался наравне с европейским.
Алексей Васильев зарядил «Волги» по лучшим гоночным канонам шестидесятых годов: как-то так они могли бы выглядеть, если бы советский автоспорт развивался наравне с европейским.
Под капотом «Волжанки», на которой выступают Илона Накутис и Татьяна Елисеева — форсированный трёхлитровый мотор с горизонтальными карбюраторами, собранный на базе двигателя УМЗ-421. Это потомок волговского мотора с более прочным блоком цилиндров и увеличенным рабочим объёмом. Такой мотор «крутится» до 5700 оборотов в минуту и развивает 195 лошадиных сил — ровно вдвое больше, чем у аналогичной «Волги» в 1965-м. Но даже с таким «зарядом» тяжёлая «Волга» едет натужно, будто через силу.
Под капотом «Волжанки», на которой выступают Илона Накутис и Татьяна Елисеева — форсированный трёхлитровый мотор с горизонтальными карбюраторами, собранный на базе двигателя УМЗ-421. Это потомок волговского мотора с более прочным блоком цилиндров и увеличенным рабочим объёмом. Такой мотор «крутится» до 5700 оборотов в минуту и развивает 195 лошадиных сил — ровно вдвое больше, чем у аналогичной «Волги» в 1965-м. Но даже с таким «зарядом» тяжёлая «Волга» едет натужно, будто через силу.
Любопытно, что карбюраторы FAJS китайского производства — практически точная копия легендарных итальянских «горизонталок» Weber серии DCOE. И, по словам Васильева, по качеству изготовления они превосходят «Веберы», производство которых перенесли в Испанию. Ему есть с чем сравнивать: до этого он уже подготовил аналогичный мотор с «Веберами»
Любопытно, что карбюраторы FAJS китайского производства — практически точная копия легендарных итальянских «горизонталок» Weber серии DCOE. И, по словам Васильева, по качеству изготовления они превосходят «Веберы», производство которых перенесли в Испанию. Ему есть с чем сравнивать: до этого он уже подготовил аналогичный мотор с «Веберами»
В прошлом году на машине Васильева стоял аналогичный четырёхцилиндровый мотор, но теперь его заменили на мощный двигатель V8 5.5 Заволжского моторного завода. «Волга» с мотором от «Чайки» действительно выпускалась серийно, но в ралли «Монте-Карло» никогда не выставлялась. Впрочем, как и в любом другом ралли: машину делали малыми партиями для нужд КГБ, и даже сам факт её существования был секретом. Правда, «догонялки» оснащались автоматической трансмиссией от той же «Чайки», а Васильев снабдил свою машину ручной пятиступенчатой коробкой. Такой мотор почти в полтора раза мощнее форсированного четырёхцилиндрового (255 лошадиных сил), но главное, что он намного тяговитее — с ним «Волга» разгоняется легко и непринуждённо.
В прошлом году на машине Васильева стоял аналогичный четырёхцилиндровый мотор, но теперь его заменили на мощный двигатель V8 5.5 Заволжского моторного завода. «Волга» с мотором от «Чайки» действительно выпускалась серийно, но в ралли «Монте-Карло» никогда не выставлялась. Впрочем, как и в любом другом ралли: машину делали малыми партиями для нужд КГБ, и даже сам факт её существования был секретом. Правда, «догонялки» оснащались автоматической трансмиссией от той же «Чайки», а Васильев снабдил свою машину ручной пятиступенчатой коробкой. Такой мотор почти в полтора раза мощнее форсированного четырёхцилиндрового (255 лошадиных сил), но главное, что он намного тяговитее — с ним «Волга» разгоняется легко и непринуждённо.
На первый взгляд, салон отличается от обычной «Волги» лишь спортивным трёхспицевым рулём Nardi. Но внимательный глаз заметит на месте спидометра размеченный до 6000 оборотов в минуту тахометр, рычаг коробки передач в полу, шкалы дополнительных приборов и штурманское оборудование.
На первый взгляд, салон отличается от обычной «Волги» лишь спортивным трёхспицевым рулём Nardi. Но внимательный глаз заметит на месте спидометра размеченный до 6000 оборотов в минуту тахометр, рычаг коробки передач в полу, шкалы дополнительных приборов и штурманское оборудование.
Серийные «волжанки» вообще не оснащались ремнями безопасности, поэтому для ралли Монте-Карло 1964 года их снабдили купленными за границей поясными ремнями с двумя лямками. А вот сиденья остались стандартными: можно только посочувствовать спортсменам, проводившим в машине сутки напролет. К услугам нынешних «волгарей» — удобные спортивно-туристические «ковши» Sparco с регулируемой спинкой и четырёхточечные ремни.
Серийные «волжанки» вообще не оснащались ремнями безопасности, поэтому для ралли Монте-Карло 1964 года их снабдили купленными за границей поясными ремнями с двумя лямками. А вот сиденья остались стандартными: можно только посочувствовать спортсменам, проводившим в машине сутки напролет. К услугам нынешних «волгарей» — удобные спортивно-туристические «ковши» Sparco с регулируемой спинкой и четырёхточечные ремни.
В отличие от пилотов настоящего «боевого» ралли, участники Rallye Monte-Carlo Historique соревнуются не в скорости прохождения спецучастков, а в точности соблюдения временных нормативов. Правда, извилистые скользкие дороги и сорокалетние машины могут и эту задачу превратить в опасную гонку со временем: в прошлом году число вылетов с дороги исчислялось десятками
В отличие от пилотов настоящего «боевого» ралли, участники Rallye Monte-Carlo Historique соревнуются не в скорости прохождения спецучастков, а в точности соблюдения временных нормативов. Правда, извилистые скользкие дороги и сорокалетние машины могут и эту задачу превратить в опасную гонку со временем: в прошлом году число вылетов с дороги исчислялось десятками
Контролировать темп машины на дистанции помогает штурманский прибор — здесь это устройство испанской фирмы Blunik. Это высокоточный счётчик пробега, вычисляющий среднюю скорость, и выдающий подсказки штурману. А в шестидесятых навигаторы пользовались механическими приборами — такими, как шведские Halda Tripmaster и Halda Speedpilot или датские AIFAB Gemini.
Контролировать темп машины на дистанции помогает штурманский прибор — здесь это устройство испанской фирмы Blunik. Это высокоточный счётчик пробега, вычисляющий среднюю скорость, и выдающий подсказки штурману. А в шестидесятых навигаторы пользовались механическими приборами — такими, как шведские Halda Tripmaster и Halda Speedpilot или датские AIFAB Gemini.
Перед глазами водителя установлен дублирующий экран штурманского прибора
Перед глазами водителя установлен дублирующий экран штурманского прибора
В середине шестидесятых машины участников ралли Монте-Карло не оснащались даже примитивными дугами безопасности: спортсменам оставалось уповать на собственное мастерство, удачу и прочность серийного кузова. Сегодняшние машины для ретро-ралли снабжены сварными каркасами безопасности
В середине шестидесятых машины участников ралли Монте-Карло не оснащались даже примитивными дугами безопасности: спортсменам оставалось уповать на собственное мастерство, удачу и прочность серийного кузова. Сегодняшние машины для ретро-ралли снабжены сварными каркасами безопасности
«Дворники», сходящиеся к «переносице», выглядят трогательно — но прочищают лишь небольшой сектор лобового стекла, оставляя посередине здоровенный участок грязного стекла
«Дворники», сходящиеся к «переносице», выглядят трогательно — но прочищают лишь небольшой сектор лобового стекла, оставляя посередине здоровенный участок грязного стекла
Этой наклейкой на заднем стекле традиционно обозначают машины с шипованной резиной: в Западной Европе она издавна запрещена, но для спецучастков «классического» ралли Монте-Карло делают исключение. В 1964-м советские спортсмены приехали на ралли на обычной «всесезонке» — в шестидесятые они были незнакомы с «гвоздями», и шипованные шины пришлось покупать уже на месте.
Этой наклейкой на заднем стекле традиционно обозначают машины с шипованной резиной: в Западной Европе она издавна запрещена, но для спецучастков «классического» ралли Монте-Карло делают исключение. В 1964-м советские спортсмены приехали на ралли на обычной «всесезонке» — в шестидесятые они были незнакомы с «гвоздями», и шипованные шины пришлось покупать уже на месте.
Васильев заготовил для каждой из «Волжанок» по четыре разновидности зимней резины для разных условий: обычную нешиповку для более или менее сухого асфальта, «зубастые» шины для глубокого снега, аналогичную резину, но с 1,5-миллиметровым шипом, и экстремальную шиповку легендарной советской марки «НИИШП-Ралли».
Васильев заготовил для каждой из «Волжанок» по четыре разновидности зимней резины для разных условий: обычную нешиповку для более или менее сухого асфальта, «зубастые» шины для глубокого снега, аналогичную резину, но с 1,5-миллиметровым шипом, и экстремальную шиповку легендарной советской марки «НИИШП-Ралли».
«Группа ГАЗ» поддержала команду Алексея Васильева, выделив для этого три фургончика. Оперативно «переобувать» машины на дистанции должны экипажи быстрых техничек — это пара полноприводных «Соболей». А основные запасы резины отправились в путь в кузове вместительной длиннобазной «Газели Next».
«Группа ГАЗ» поддержала команду Алексея Васильева, выделив для этого три фургончика. Оперативно «переобувать» машины на дистанции должны экипажи быстрых техничек — это пара полноприводных «Соболей». А основные запасы резины отправились в путь в кузове вместительной длиннобазной «Газели Next».
Быстрые технички должны перехватывать раллистов на дистанции для быстрой замены шин. Благодаря высокой проходимости полноприводные «Соболи» смогут выручить экипажи «волжанок» даже в случае сильных снегопадов.
Быстрые технички должны перехватывать раллистов на дистанции для быстрой замены шин. Благодаря высокой проходимости полноприводные «Соболи» смогут выручить экипажи «волжанок» даже в случае сильных снегопадов.
Историческое ралли Монте-Карло пройдёт с 29 января по 5 февраля. Помимо «волгарей», в Монте-Карло отправились ещё несколько российских экипажей: это Илья Кашин и Борис Костырко на Volkswagen Golf GTI 1977 года (стартовый номер 93); Юрий Лысенко и Виктор Поляков на BMW 320i 1979 года (№ 92), Игорь Зорин и Николай Остаполец на BMW 320i 1979 года (№ 106) и Михаил Засадыч с Владиславом Шевелем на ВАЗ-2103 1977 года (№ 117).
Историческое ралли Монте-Карло пройдёт с 29 января по 5 февраля. Помимо «волгарей», в Монте-Карло отправились ещё несколько российских экипажей: это Илья Кашин и Борис Костырко на Volkswagen Golf GTI 1977 года (стартовый номер 93); Юрий Лысенко и Виктор Поляков на BMW 320i 1979 года (№ 92), Игорь Зорин и Николай Остаполец на BMW 320i 1979 года (№ 106) и Михаил Засадыч с Владиславом Шевелем на ВАЗ-2103 1977 года (№ 117).