Ремонт на время
Судьба титула в нынешнем Чемпионате мира по ралли (WRC) оказалась решена еще за две гонки до финиша: четырехкратным чемпионом стал пилот команды Volkswagen Себастьен Ожье, который выиграл двенадцатый этап WRC, Ралли Испании. То, что все оконачательно определилось именно здесь — это круто. Ведь Испания — самый необычный «раунд» среди всех гонок сезона. Только здесь гонщики за уикенд едут сразу по двум типам покрытия: сначала по гравию, а затем по асфальту.
А ведь для того, чтобы автомобиль одинаково быстро ехал в этих принципиально разных условиях, механикам команды приходится его перебрать почти полностью, заменив — вдумайтесь! — 1348 деталей. И все должно произойти в строго ограниченное время — в противном случае команда получает штраф: десять секунд за каждую минуту опоздания. И любая мелочь здесь может стоить как минимум гонки, а как максимум — титула. Чтобы посмотреть, что и как делают механики чемпионской раллийной команды в режиме катастрофической нехватки времени, «Мотор» отправился в Испанию.
Сервис-парк
Четыре часа дня. Сервис-парк, расположенный в местечке Терра-Альта в провинции Таррагона, огромен. Одна только команда Volkswagen привезла сюда семь грузовиков, включая многотонные автомобили с запчастями, собственную кухню и столовую, командный пункт и моторхоум для прессы. Пока гости автопроизводителей расходятся по экскурсиям, механики готовятся к прибытию автомобилей. Аккуратно разложены запчасти и инструменты, но никто не спешит — все знают, что машины прибудут в 17:21 и ни минутой позже, а работы начнутся строго по графику.
На всех этапах Чемпионата мира по ралли у механиков есть всего 45 минут, чтобы привести автомобиль в порядок и подготовить его к следующему дню гонки. Но только не в Испании.
Здесь у команды есть 75 минут, по истечении которых от прежнего автомобиля останутся, по сути, только силовая структура кузова, двигатель да обвес. С гравийной конфигурации машину приходится переделывать для гонок на асфальте — а это значит, что придется заменить подвеску, коробку передач, задний дифференциал, тормоза, колеса в сборе и перенастроить некоторые другие параметры. На обычном автосервисе этот процесс растянется дня на три, а тут займет всего чуть больше часа.
Первым на территорию сервис-парка заезжает автомобиль лидера чемпионата, Себастьена Ожье. После спецучастка машина отпавляется на мойку, а затем в зону для СМИ, где помимо раздачи обязательных интервью прессе пилоты могут сразу рассказать старшим механикам о неисправностях, чтобы команда могла подготовиться и добавить новые пункты к списку регламентных работ. Потому что после 115 километров по грязи, камням и гравию с машиной может произойти все, что угодно.
Занимаем место перед моторхоумом, ждем прибытия автомобилей и готовимся записывать все действия команды.
17:18
Автомобиль Ожье заезжает в ремонтную зону. В течение следующих двух минут пилот говорит с членами команды и уходит на отдых, а механики занимают места перед машиной.
17:21
Начало работ — строго по запланированному графику, минута в минуту. В это же время прибывает машина напарника Ожье по команде, Андреаса Миккельсена, но работы с ней пока не начинают. По правилам, каждым автомобилем одновременно могут заниматься только четыре механика. При необходимости их число можно увеличить до восьми, забрав еще четверых у другой машины. У каждого из механиков есть нашивки с его «порядковым номером» и номером автомобиля, к которому он приписан. Это помогает техническому комиссару FIA отслеживать соблюдение регламента.
17:22
Колеса откручены, сняты бамперы – механики начинают разбирать подвеску. Через две минуты будут откручены подрамники и рычаги. Строго говоря, у механиков нет временного норматива на выполнение каких-либо действий: один может делать что-то медленнее, чем другой, и позднее мы это еще увидим.
17:26
Снят правый задний тормозной механизм в сборе со стойкой, остальные тормоза пока на месте.
17:28
Снят левый задний тормозной механизм и стойка с рычагом, а также правый задний подкрылок.
17:30
Откручен задний дифференциал. Таким образом, на то, чтобы разобрать всю заднюю подвеску, у трех человек уходит девять минут. Еще минута требуется двум механикам, чтобы унести «гравийный» и принести «асфальтовый» дифф, причем сразу в сборе с подрамником.
17:32
Колесные арки очищают от грязи. Одновременно снимается кресло пилота, начинаются работы в салоне, а в багажнике демонтируется система гидравлического ручника.
17:35
Вызывают старшего механика — возникли проблемы с креплениями на днище автомобиля. Ему передается дефектная шайба.
17:37
Снята коробка передач. Для Polo WRC используется шестиступенчатая секвенталка с двойным сцеплением ZF, но для разных типов покрытия нужны разные передаточные числа и другие настройки. Часть элементов, которые меняются в процессе обслуживания, привозят закрытыми в кожухах — секрет! Видно лишь, как из-под машины выбрасывают ненужный кожух и слышно, как вдруг зажужжал гайковерт.
17:39
Механики устанавливают задний дифференциал. Еще минута и он закреплен. В команде говорят, что в идеале два механика, если не будут отвлекаться ни на что другое, заменят коробку передач в сборе за 10 минут, дифференциал — за семь-восемь. На амортизаторы требуется две минуты, а полностью перебрать подвеску можно за три минуты.
17:41
Начинается монтаж «асфальтовых» задних пружин и амортизаторов (ход подвески — 180 миллиметров на асфальте и 275 миллиметров на гравии). Сразу после этого механики устанавливают новые задние тормоза.
Диски у асфальтового варианта 355-миллиметровые спереди и 350-миллиметровые сзади, а для гравийной модификации они 300-миллиметровые «по кругу». Суппорта одинаковые — четырехпоршневые спереди и сзади.
17:42
Начинаются работы над машиной Миккельсена. Сняты все колеса.
У команды на гонку есть 62 покрышки на каждую машину. Для сравнения, в 1990-м на Ралли Монте-Карло у команды Toyota было в общей сложности 3000 покрышек, по тысяче на каждый автомобиль. Сейчас — всего 80 комплектов.
15-дюймовая гравийная шина в сборе с диском весит примерно 24,5 килограмма. За гонку, из-за потери части протектора, она становится легче на 2,5-3 килограмма. 20-килограммовые 18-дюймовые асфальтовые колеса лишаются за одну гонку лишь около 500 граммов протектора. Кстати, на шинах нет маркировки, мягкие они или жесткие — чтобы не давать другим командам информации о выбранной тактике.
17:43
Механики прикручивают к машине Ожье задние рычаги, закрепляют тормозные шланги и диски.
17:45
У машины Миккельсена откручен подрамник и рычаги подвески. Еще семь минут потребуется, чтобы полностью снять всю подвеску, дифференциал и тормоза.
17:48
В этот момент отлично видно, что механики работают с разной скоростью. Сзади справа на машине чемпиона мира уже установлены тормозные колодки, а слева они будут готовы только через десять минут.
17:53
За полчаса до истечения времени у автомобиля Ожье начинают чистить салон и протирать стекла.
17:54
Установлены новые передние стойки, но тормоза пока еще не готовы.
17:58
Рычаги передней подвески и рулевые тяги по-прежнему еще не прикручены.
18:00
Завершается монтаж коробки передач. С трансмиссией все это время работает только один человек.
18:02
У машины Миккельсена установлены «асфальтовые» задние стойки, а на автомобиле Ожье начинают ставить передние тормоза.
18:05
Выставляется геометрия подвески.
18:06
Механик готовится прикручивать передний бампер. До конца отведенного времени остается 28 минут.
18:08
Установлен передний бампер, а через минуту – передние тормозные механизмы.
18:12
Установлен задний бампер.
18:15
Тормоза прокачаны.
18:19
Запускается двигатель и начинается инспекция правильности монтажа. Механики вращают тормозные диски вперед и назад, проверяют работу колодок. На это уходит одна минута.
18:28
Старший механик проходит с чек-листом, проверяя, все ли работы сделаны, и опрашивает каждый пост.
18:30
Все колеса на месте. Автомобиль спускается с домкратов на весы. Ограничение по минимальной массе — 1200 килограммов. До того как выпустить машину на этап, инженеры должны поговорить с пилотом и штурманом, чтобы узнать состояние трассы и то, насколько абразивно покрытие — от этого зависит, как много протектора на шинах они потеряют. Если износ ожидается слишком сильным, то в машину добавят дополнительный балласт, чтобы к концу спецучастка она все еще соответствовала техническим требованиям.
18:32
Весы убраны. Все механики протирают кузов и стекла. В машину садятся два человека и отгоняют ее в закрытый парк. За это время, если кто-то из команды почувствует какие-то неполадки или дефекты, у команды будет еще 15 минут утром следующего дня на то, чтобы устранить неисправности. В закрытом парке автомобиль ремонтировать нельзя.
18:34
До конца отведенного времени остается 37 секунд.
Автомобиль Миккельсена тоже почти готов. Устанавливаются бамперы, проверяется работа колес и тормозов, и через 20 минут Polo R WRC тоже уезжает в закрытый парк. Механики Миккельсена справились быстрее — до конца отведенного времени остается две минуты и 14 секунд.
Позже всех, примерно через час после окончания работ с машинами Ожье и Миккельсена, в сервис-парк прибывает машина еще одного гонщика Volkswagen — Яри-Матти Латвалы. На спецучастке финн попал в аварию и не смог самостоятельно добраться до финиша этапа. Поэтому механикам спешить некуда: из-за того, что пилот выбыл в этот день из гонки, у них есть целых три часа, чтобы привести автомобиль в порядок.
Смена сезона
На часах восемь вечера и уже давно стемнело. В паре километров от сервис-парка — теплое море. Но болельщики все толкутся вокруг шатров и ждут, пока команда приступит к ремонту VW Polo Латвалы. Потому что наблюдать за тем, как один ралли-кар за час с небольшим превращается в другой, жутко интересно. Но драмы тут нет: все действия механиков четкие, выверенные. Никакой суеты и паники — даже когда возникают проблемы или обнаруживаются поломки.
Драму мы будем ждать в следующем году, когда в силу вступят другие технические требования, а в гонки вернутся активные дифференциалы и заводская команда Toyota. Бороться за титул командам станет еще сложнее, зато нам наблюдать за этой борьбой — еще интереснее. /m