«Золото Кагана»: гонка становится драматичнее
Третий день гонки «Золото Кагана» проходил в Красноярском и Харабалинском районах Астраханской области. Пробег внушительный — 233 км. Песков в этот день нет, что не означает легкой поездки. Астраханское ралли — это бесконечный кочкарник, «дробёжка» и бескрайняя степь с коварными ямами и глубокой колеей. В общем, не расслабишься.
На ралли-рейдах простых дней практически не бывают, а в Астрахани они вообще исключены по определению.
Сегодня было тяжелее, чем на Спецучастке-2, который мы сегодня вспоминали с улыбкой, — рассказал лидер команды МАЗ Спорт-авто Сергей Вязович. Оказывается, может быть еще труднее. Сегодня была низкая средняя скорость, кочкарник, без дороги, и нереально долго тянулись километры. Все дороги были в перекати-поле, часто ехали вслепую.
Белорусский экипаж на астраханской гонке выкладывается полностью. Почему? Первая причина в том, что иначе Вязович не умеет — он этакий берсерк автоспорта, отдающий всего себя каждой гонке. Вторая причина в том, что российским и белорусским командам — лидерам Дакара — сейчас гоняться негде, и даже не особо значимые ранее соревнования стали весомыми. Раньше и для КАМАЗ Мастер, и для МАЗ Спорт-авто российский чемпионат был тренировкой, разведкой боем. Победа в нем желательна, но не столь принципиальна. Бывали годы, когда на один этап приезжало по семь КамАЗов! С обслуживающим персоналом команда насчитывала явно более сотни человек. На завтраке помещение столовой всё было синим от камазовских футболок!
Стоит признать, что команду из 5–7 спортивных КамАЗов обогнать практически невозможно. Если идут пять КамАЗов, то три из них основные, а два — технички. Последние тоже мчат на все деньги, но их основная задача — обеспечить победу первым трем машинам. Если же лидер по каким-то причинам отстает, то его место сразу занимает ближайший экипаж, и вся команда работает на него. Можно обогнать один экипаж, но победить большую и сильную команду — практически невозможно! Сейчас машин приехало меньше, и причина, похоже, в экономии запчастей. Их берегут к Шелковому пути — наиболее значимому марафону 2023 года.
Молодые экипажи
Перед стартом гонки «Золото Кагана» пилот команды КАМАЗ Мастер, пятикратный чемпион Дакара Эдуард Николаев рассказал:
Это своеобразная разминка и техники, и людей перед таким серьезным ралли как Шелковый путь. «Золото Кагана» позволяет проверить технику, хорошо настроить подвеску, понять маршрут. Почувствовать, насколько непростое бездорожье в астраханской части трассы, ведь несколько лет ралли Шёлковый путь проходило либо рядом, либо частично в той же местности (в прошлом году астраханский этап Шелкового пути был этапом Чемпионата России — прим. ред.). Сейчас команда готовит два новых автомобиля к сезону, их тесты мы запланировали на май. Но на «Золоте Кагана-2023» у нас тоже интересная программа, больше мы ее ориентируем на то, чтобы вкатиться самим пилотам и протестировать будущее нашей команды — молодое поколение. Это и ночные механики, и экипажные механики, и штурманы. В экипажах будет ехать тот молодой состав, работу с которым мы начали два года тому назад. Хорошие результаты у нас показал Богдан Каримов, и по тому же пути мы идем дальше, не останавливаемся на месте. Тогда у нас будут молодые ребята-пилоты. Сейчас Данил Телепов поедет механиком в экипаже Андрея Каргинова. В том же экипаже штурманом поедет Иван Мальков, который до этого ездил с Андреем в качестве механика, а теперь будет наставником у Данила. Во втором экипаже, у Айрата Мардеева, также запланировано участие новых ребят. Штурманом будет Сергей Кренев, который ранее выступал в качестве боевого механика в экипаже Сергея Куприянова. А механиком в этом экипаже поедет Ильмир Ситдиков — начинающий спортсмен, начинающий механик, очень хорошо себя зарекомендовавший среди наших ребят, которые занимаются техникой.
Стать Чемпионом
Путь становления пилота в автогонках очень сложный. Основная причина — деньги. Любой моторный спорт затратный, и далеко не все могут позволить себе им заниматься. Многие известные пилоты начинали свой путь в картинге — это оптимальный вариант. В Набережных Челнах под патронажем команды КАМАЗ Мастер уже несколько лет успешно работает программа поддержки юных спортсменов «КАМАЗ-Мастер Юниор». Отбор перспективных спортсменов проходит в секции картинга. В профессиональных командах пилоты в обязательном порядке проходят путь: механик — штурман — пилот.
Практически все члены грузового отделения нашей команды работают на Горьковском автозаводе, — рассказал руководитель грузового отделения команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев — Либо водители-испытатели, либо механики. Люди приходят к нам в спортивное отделение ГАЗ, работают слесарями и досконально разбираются в устройстве автомобиля. Те, кто действительно увлечен спортом, начинают ездить штурманами. Здесь они уже видят гонку под другим углом зрения. Важны и физические возможности человека. На ралли-рейдовой трассе постоянная долбежка, динамические нагрузки колоссальные. А штурман должен читать дорожную книгу — те, кого хоть немного укачивает, на такое не способны. Так что отбор по здоровью тоже очень серьезный. Наиболее одаренные и подготовленные ребята после прохождения тестирования становятся пилотами. Пройдя путь механика, пилот понимает границы возможностей машины и идет «на все деньги», при этом не убивая спортивный автомобиль. Штурманский стаж дает возможность адаптироваться к гоночному режиму. В дальнейшем пилоту, побывавшему в шкуре штурмана, гораздо проще наладить коммуникации со своим штурманом.
В случае поломки опытный экипаж может оперативно продиагностировать неисправность и устранить ее, если такое возможно в полевых условиях. Во время работы в спортивном отделе оцениваем не только возможности человека, но и его спортивный настрой. Отбираем настоящих бойцов, у которых горят глаза, при этом не теряющих голову в самых сложных условиях.
Некоторые наши пилоты, штурманы и механики активно гоняются в других дисциплинах. Так, Алексей Хлебов — штатный пилот ГАЗ Садко NEXT — стал обладателем Кубка России 2022 по классическому ралли. При это Хлебов был штурманом. Как видите, путь в Чемпионы в ралли-рейдах не простой и не быстрый.
Потери, потери…
Погода улучшается, ветер сильный, но слегка потеплело. Команда G-FORCE Motorsport за три дня потеряла две трети своего состава: в первый день выбыл экипаж Андрея Рудского на прототипе G-Force Bars, в третий день сошел с дистанции экипаж Андрея Новикова на прототипе G-Force T-3GF — раскололо маховик и разворотило мотор сзади. Прототипы G-Force интересны, но увы, регулярно выбывают из соревнований. Хотя Борис Гадасин на прототипе G-Force T-3GF на третий день показал лучший результат в категории Т3.
Я катаюсь в Астраханской области больше 20 лет, — рассказал Борис Гадасин — Астраханская гонка — это классический и правильный ралли-рейд, где можно 25 раз ездить по трассам, но это не поможет запомнить все дороги, неровности рельефа и ямы. Организаторы очень интересно сложили трассу. Понятно, что все потенциальные дороги и направления изъезжены уже вдоль и поперек, но даже для меня интерес к Астрахани не уменьшается.
Преследовавшие в предыдущий день неудачи оставили команду ГАЗ Рейд Спорт.
Дорога была рулежная, быстрая, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Александр Русанов — Атаковали, всё получалось, много машин обогнали, проблем не испытали. Машина работала как часики, кайфовали. Гонка прошла на одном дыхании, огромное удовольствие получили на контрасте с предыдущими днями. Мы занимаем вторую позицию в классе, и сложно отыграть потерянные 1,5 часа, если только не случится технических трудностей у соперников. Но мы руки не опускаем, будем до последнего биться, здесь без вариантов. Главное, чтобы машина была исправной.
Отлично ехал и Алексей Игнатов на новой Газели NN.
Сегодня нам было немного полегче, дорога более скоростная, — сказал Алексей Игнатов. Были места и неровные, но много и скоростных секций. Нам, представителям классического ралли, нравятся такие дороги. Мы преодолели день без технических проблем. И результат более достойный, чем вчера. Запишем себе в копилку опыта, что надо подбирать более щадящий темп, и постараемся преодолеть пески так же, как сегодня — без особых трудностей.
Но основная интрига была в соперничестве МАЗа и КАМАЗа. Сергей Вязович (МАЗ), похоже, решил поберечь машину и немного сбавил темп. Андрей Каргинов (КАМАЗ) по итогам первых двух дней отставал от Вязовича на 13 минут и смог отвоевать почти 9 минут, показав лучший результат дня.
По итогам дня Вязович пятый, но сохраняет лидерство по итогам трех дней соревнований.
Хорошо прошел день, открывали сегодня трассу. За 50 километров до финиша допустили единственную ошибку в навигации. Но у нас был запас по времени, который позволял нам подпустить к себе главного соперника. Ехали очень аккуратно, чтобы не поломать машину и остаться первыми в генеральной классификации. Андрей Каргинов сумел отыграть хороший кусок времени, но не догнал, поэтому у нас остался на последний день временной перевес в нашу пользу. Завтра у нас выгодная позиция, а для Андрея — наоборот. Это будет решающий день. У нас остается четырехминутный гандикап, это не так много, поэтому будем ехать не темпом на удержание, а атаковать.
Для команды КАМАЗ Мастер любой результат, кроме победы — неудача. Для команды из Набережных Челнов принципиально важно занять в Астрахани первое место.
Хороший день сегодня, — рассказал пилот Андрей Каргинов. Трудно описать трассы Астрахани: местность очень сложная, убойные дороги, где-то скоростные, и если едешь на максимальной скорости (ограничение скорости для грузовиков составляет 140 км/ч — прим. ред.), то нужна постоянная концентрация внимания, так как произойти может всё что угодно. Зачастую мы едем рядом с дорогой и постоянно приходится варьировать и выбирать, где ровнее. Стартовали пятые в абсолюте и быстро обогнали три внедорожника. Поняли, что идем вторыми за экипажем Сергея Вязовича, и старались наверстать проигранное вчера время. Получилось это сделать. Правда один раз останавливались — перестраховались, когда почувствовали запах масла, но поняли, что ничего серьезного, и поехали дальше. Будем завтра пытаться бороться до последнего!
Все настроены на жесткое рубилово. В финальный день настанет момент истины! /m