Репортаж8 мин.

«Золото Кагана»: гонка становится драматичнее

Борьба в Чемпионате России по ралли-рейдам обостряется перед финалом

© ГАЗ Рейд Спорт

Гонка «Золото Кагана» продолжается — выбывают экипажи, страсти накаляются. Информацию о ралли-рейде мы получаем в прямом смысле из первых рук: в этом репортаже дадим слово самим пилотам. Кстати, гонщики и руководители команд нашли время рассказать нам, как стать пилотом заводской команды…

Третий день гонки «Золото Кагана» проходил в Красноярском и Харабалинском районах Астраханской области. Пробег внушительный — 233 км. Песков в этот день нет, что не означает легкой поездки. Астраханское ралли — это бесконечный кочкарник, «дробёжка» и бескрайняя степь с коварными ямами и глубокой колеей. В общем, не расслабишься.

© ГАЗ Рейд Спорт

На ралли-рейдах простых дней практически не бывают, а в Астрахани они вообще исключены по определению.

Сегодня было тяжелее, чем на Спецучастке-2, который мы сегодня вспоминали с улыбкой, — рассказал лидер команды МАЗ Спорт-авто Сергей Вязович. Оказывается, может быть еще труднее. Сегодня была низкая средняя скорость, кочкарник, без дороги, и нереально долго тянулись километры. Все дороги были в перекати-поле, часто ехали вслепую.

© ГАЗ Рейд Спорт

Белорусский экипаж на астраханской гонке выкладывается полностью. Почему? Первая причина в том, что иначе Вязович не умеет — он этакий берсерк автоспорта, отдающий всего себя каждой гонке. Вторая причина в том, что российским и белорусским командам — лидерам Дакара — сейчас гоняться негде, и даже не особо значимые ранее соревнования стали весомыми. Раньше и для КАМАЗ Мастер, и для МАЗ Спорт-авто российский чемпионат был тренировкой, разведкой боем. Победа в нем желательна, но не столь принципиальна. Бывали годы, когда на один этап приезжало по семь КамАЗов! С обслуживающим персоналом команда насчитывала явно более сотни человек. На завтраке помещение столовой всё было синим от камазовских футболок!

© ГАЗ Рейд Спорт

Стоит признать, что команду из 5–7 спортивных КамАЗов обогнать практически невозможно. Если идут пять КамАЗов, то три из них основные, а два — технички. Последние тоже мчат на все деньги, но их основная задача — обеспечить победу первым трем машинам. Если же лидер по каким-то причинам отстает, то его место сразу занимает ближайший экипаж, и вся команда работает на него. Можно обогнать один экипаж, но победить большую и сильную команду — практически невозможно! Сейчас машин приехало меньше, и причина, похоже, в экономии запчастей. Их берегут к Шелковому пути — наиболее значимому марафону 2023 года.

Молодые экипажи

Перед стартом гонки «Золото Кагана» пилот команды КАМАЗ Мастер, пятикратный чемпион Дакара Эдуард Николаев рассказал:

Это своеобразная разминка и техники, и людей перед таким серьезным ралли как Шелковый путь. «Золото Кагана» позволяет проверить технику, хорошо настроить подвеску, понять маршрут. Почувствовать, насколько непростое бездорожье в астраханской части трассы, ведь несколько лет ралли Шёлковый путь проходило либо рядом, либо частично в той же местности (в прошлом году астраханский этап Шелкового пути был этапом Чемпионата России — прим. ред.). Сейчас команда готовит два новых автомобиля к сезону, их тесты мы запланировали на май. Но на «Золоте Кагана-2023» у нас тоже интересная программа, больше мы ее ориентируем на то, чтобы вкатиться самим пилотам и протестировать будущее нашей команды — молодое поколение. Это и ночные механики, и экипажные механики, и штурманы. В экипажах будет ехать тот молодой состав, работу с которым мы начали два года тому назад.
 Хорошие результаты у нас показал Богдан Каримов, и по тому же пути мы идем дальше, не останавливаемся на месте. Тогда у нас будут молодые ребята-пилоты. Сейчас Данил Телепов поедет механиком в экипаже Андрея Каргинова. В том же экипаже штурманом поедет Иван Мальков, который до этого ездил с Андреем в качестве механика, а теперь будет наставником у Данила. 
Во втором экипаже, у Айрата Мардеева, также запланировано участие новых ребят. Штурманом будет Сергей Кренев, который ранее выступал в качестве боевого механика в экипаже Сергея Куприянова. А механиком в этом экипаже поедет Ильмир Ситдиков — начинающий спортсмен, начинающий механик, очень хорошо себя зарекомендовавший среди наших ребят, которые занимаются техникой.

Стать Чемпионом

Путь становления пилота в автогонках очень сложный. Основная причина — деньги. Любой моторный спорт затратный, и далеко не все могут позволить себе им заниматься. Многие известные пилоты начинали свой путь в картинге — это оптимальный вариант. В Набережных Челнах под патронажем команды КАМАЗ Мастер уже несколько лет успешно работает программа поддержки юных спортсменов «КАМАЗ-Мастер Юниор». Отбор перспективных спортсменов проходит в секции картинга. В профессиональных командах пилоты в обязательном порядке проходят путь: механик — штурман — пилот.

© ГАЗ Рейд Спорт

Практически все члены грузового отделения нашей команды работают на Горьковском автозаводе, — рассказал руководитель грузового отделения команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев — Либо водители-испытатели, либо механики. Люди приходят к нам в спортивное отделение ГАЗ, работают слесарями и досконально разбираются в устройстве автомобиля. Те, кто действительно увлечен спортом, начинают ездить штурманами. Здесь они уже видят гонку под другим углом зрения. Важны и физические возможности человека. На ралли-рейдовой трассе постоянная долбежка, динамические нагрузки колоссальные. А штурман должен читать дорожную книгу — те, кого хоть немного укачивает, на такое не способны. Так что отбор по здоровью тоже очень серьезный. Наиболее одаренные и подготовленные ребята после прохождения тестирования становятся пилотами. Пройдя путь механика, пилот понимает границы возможностей машины и идет «на все деньги», при этом не убивая спортивный автомобиль. Штурманский стаж дает возможность адаптироваться к гоночному режиму. В дальнейшем пилоту, побывавшему в шкуре штурмана, гораздо проще наладить коммуникации со своим штурманом.

© ГАЗ Рейд Спорт

В случае поломки опытный экипаж может оперативно продиагностировать неисправность и устранить ее, если такое возможно в полевых условиях. Во время работы в спортивном отделе оцениваем не только возможности человека, но и его спортивный настрой. Отбираем настоящих бойцов, у которых горят глаза, при этом не теряющих голову в самых сложных условиях.

Некоторые наши пилоты, штурманы и механики активно гоняются в других дисциплинах. Так, Алексей Хлебов — штатный пилот ГАЗ Садко NEXT — стал обладателем Кубка России 2022 по классическому ралли. При это Хлебов был штурманом. Как видите, путь в Чемпионы в ралли-рейдах не простой и не быстрый.

Потери, потери…

Погода улучшается, ветер сильный, но слегка потеплело. Команда G-FORCE Motorsport за три дня потеряла две трети своего состава: в первый день выбыл экипаж Андрея Рудского на прототипе G-Force Bars, в третий день сошел с дистанции экипаж Андрея Новикова на прототипе G-Force T-3GF — раскололо маховик и разворотило мотор сзади. Прототипы G-Force интересны, но увы, регулярно выбывают из соревнований. Хотя Борис Гадасин на прототипе G-Force T-3GF на третий день показал лучший результат в категории Т3.

Я катаюсь в Астраханской области больше 20 лет, — рассказал Борис Гадасин — Астраханская гонка — это классический и правильный ралли-рейд, где можно 25 раз ездить по трассам, но это не поможет запомнить все дороги, неровности рельефа и ямы. Организаторы очень интересно сложили трассу. Понятно, что все потенциальные дороги и направления изъезжены уже вдоль и поперек, но даже для меня интерес к Астрахани не уменьшается.

Преследовавшие в предыдущий день неудачи оставили команду ГАЗ Рейд Спорт.

Дорога была рулежная, быстрая, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Александр Русанов — Атаковали, всё получалось, много машин обогнали, проблем не испытали. Машина работала как часики, кайфовали. Гонка прошла на одном дыхании, огромное удовольствие получили на контрасте с предыдущими днями. Мы занимаем вторую позицию в классе, и сложно отыграть потерянные 1,5 часа, если только не случится технических трудностей у соперников. Но мы руки не опускаем, будем до последнего биться, здесь без вариантов. Главное, чтобы машина была исправной.


© ГАЗ Рейд Спорт

Отлично ехал и Алексей Игнатов на новой Газели NN.


Сегодня нам было немного полегче, дорога более скоростная, — сказал Алексей Игнатов. Были места и неровные, но много и скоростных секций. Нам, представителям классического ралли, нравятся такие дороги. Мы преодолели день без технических проблем. И результат более достойный, чем вчера. Запишем себе в копилку опыта, что надо подбирать более щадящий темп, и постараемся преодолеть пески так же, как сегодня — без особых трудностей.

Но основная интрига была в соперничестве МАЗа и КАМАЗа. Сергей Вязович (МАЗ), похоже, решил поберечь машину и немного сбавил темп. Андрей Каргинов (КАМАЗ) по итогам первых двух дней отставал от Вязовича на 13 минут и смог отвоевать почти 9 минут, показав лучший результат дня.

© ГАЗ Рейд Спорт

По итогам дня Вязович пятый, но сохраняет лидерство по итогам трех дней соревнований.

Хорошо прошел день, открывали сегодня трассу. За 50 километров до финиша допустили единственную ошибку в навигации. Но у нас был запас по времени, который позволял нам подпустить к себе главного соперника. Ехали очень аккуратно, чтобы не поломать машину и остаться первыми в генеральной классификации. Андрей Каргинов сумел отыграть хороший кусок времени, но не догнал, поэтому у нас остался на последний день временной перевес в нашу пользу. Завтра у нас выгодная позиция, а для Андрея — наоборот. Это будет решающий день. У нас остается четырехминутный гандикап, это не так много, поэтому будем ехать не темпом на удержание, а атаковать.

Для команды КАМАЗ Мастер любой результат, кроме победы — неудача. Для команды из Набережных Челнов принципиально важно занять в Астрахани первое место.

Хороший день сегодня, — рассказал пилот Андрей Каргинов. Трудно описать трассы Астрахани: местность очень сложная, убойные дороги, где-то скоростные, и если едешь на максимальной скорости (ограничение скорости для грузовиков составляет 140 км/ч — прим. ред.), то нужна постоянная концентрация внимания, так как произойти может всё что угодно. Зачастую мы едем рядом с дорогой и постоянно приходится варьировать и выбирать, где ровнее. Стартовали пятые в абсолюте и быстро обогнали три внедорожника. Поняли, что идем вторыми за экипажем Сергея Вязовича, и старались наверстать проигранное вчера время. Получилось это сделать. Правда один раз останавливались — перестраховались, когда почувствовали запах масла, но поняли, что ничего серьезного, и поехали дальше. Будем завтра пытаться бороться до последнего!

Все настроены на жесткое рубилово. В финальный день настанет момент истины! /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget