ПКЦ-1 Один из самых пожилых снегоболотоходов, приводимый в движение так называемой пневмокатковой цепью (отсюда и название ПКЦ). Макетный образец был построен еще в 1965 году, а год спустя появился ходовой прототип. Благодаря «объемному» зацеплению пневмокатков за грунт, вездеход показал более выдающуюся проходимость, чем гусеничные образцы того времени. Тем не менее, дальше прототипа дело не пошло – ЗиЛ переключился на создание шнекороторных вездеходов.
7 безумных болотоходов
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
ПКЦ-1 Один из самых пожилых снегоболотоходов, приводимый в движение так называемой пневмокатковой цепью (отсюда и название ПКЦ). Макетный образец был построен еще в 1965 году, а год спустя появился ходовой прототип. Благодаря «объемному» зацеплению пневмокатков за грунт, вездеход показал более выдающуюся проходимость, чем гусеничные образцы того времени. Тем не менее, дальше прототипа дело не пошло – ЗиЛ переключился на создание шнекороторных вездеходов.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Кабина ПКЦ-1 досталась от ЗиЛ-164. Доступ в салон осуществлялся через люк в задней стенке. Техническая база изначально представляла собой двигатель ЗиЛ-123Ф (97 л.с.), коробку передач ЗиЛ-120 и задний ведущий мост от трактора «Беларусь». Позже двигатель и коробку заменили – на ЗиЛ-375 (180 л.с.) и трехступенчатый «автомат» ЗиЛ-135Л. Снаряженная масса ПКЦ-1 составляла 8225 кг.
Кабина ПКЦ-1 досталась от ЗиЛ-164. Доступ в салон осуществлялся через люк в задней стенке. Техническая база изначально представляла собой двигатель ЗиЛ-123Ф (97 л.с.), коробку передач ЗиЛ-120 и задний ведущий мост от трактора «Беларусь». Позже двигатель и коробку заменили – на ЗиЛ-375 (180 л.с.) и трехступенчатый «автомат» ЗиЛ-135Л. Снаряженная масса ПКЦ-1 составляла 8225 кг.
ЗиЛ-2906
Шнекороторный болотоход ЗиЛ-2906 (позднее – модернизированный ЗиЛ-29061) был одним из нескольких шнекороторов, которые выпускались в СССР. Транспорт предназначался для эвакуации космонавтов, вернувшихся из космоса, и входил в поисково-спасательный комплекс 490. Было изготовлено 20 единиц этой техники, способной покорять самое суровое бездорожье.
ЗиЛ-2906
Шнекороторный болотоход ЗиЛ-2906 (позднее – модернизированный ЗиЛ-29061) был одним из нескольких шнекороторов, которые выпускались в СССР. Транспорт предназначался для эвакуации космонавтов, вернувшихся из космоса, и входил в поисково-спасательный комплекс 490. Было изготовлено 20 единиц этой техники, способной покорять самое суровое бездорожье.
Из-за своих технических особенностей, ЗиЛ-2906 до непосредственного бездорожья доставлялся на прицепе, так как большой вес транспорта, помноженный на два шнека из алюминиевого сплава, представлял угрозу как для дорожного полотна, так и для самого болотохода. В движение 2906 приводится двумя двигателями ВАЗ мощностью 77 л.с. каждый. Модернизированный ЗИЛ-29061 до сих пор состоит на вооружении подразделений Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ.
Из-за своих технических особенностей, ЗиЛ-2906 до непосредственного бездорожья доставлялся на прицепе, так как большой вес транспорта, помноженный на два шнека из алюминиевого сплава, представлял угрозу как для дорожного полотна, так и для самого болотохода. В движение 2906 приводится двумя двигателями ВАЗ мощностью 77 л.с. каждый. Модернизированный ЗИЛ-29061 до сих пор состоит на вооружении подразделений Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ.
Зил-4904
Если бы у шнекороторных болотоходов была иерархия, то вот такой ЗиЛ-4909 был бы S-классом. Это самый большой подобный вездеход в мире (длина шнеков – 6 метров). Передвигался он тоже с помощью двух двигателей, но на сей раз V-образных «восьмерок» ЗиЛ-375, каждая из которых выдавала 180 л.с. Благодаря трансмиссии, схожей на таковую у гусеничной техники, 4904 мог двигаться в любую сторону: вперед, назад, вбок. И, разумеется, вращаться вокруг собственной оси.
Зил-4904
Если бы у шнекороторных болотоходов была иерархия, то вот такой ЗиЛ-4909 был бы S-классом. Это самый большой подобный вездеход в мире (длина шнеков – 6 метров). Передвигался он тоже с помощью двух двигателей, но на сей раз V-образных «восьмерок» ЗиЛ-375, каждая из которых выдавала 180 л.с. Благодаря трансмиссии, схожей на таковую у гусеничной техники, 4904 мог двигаться в любую сторону: вперед, назад, вбок. И, разумеется, вращаться вокруг собственной оси.
Семитонный 4904 мог брать на борт до двух с половиной тонн груза, ехать со скоростью 16 км/ч по снегу, 10 км/ч по воде и 7 км/ч по болоту. Несмотря на исключительную проходимость, шнекороторные вездеходы так и не стали популярны. Во многом – из-за невозможности передвигаться по твердой поверхности без вреда себе и окружающей среде.
Семитонный 4904 мог брать на борт до двух с половиной тонн груза, ехать со скоростью 16 км/ч по снегу, 10 км/ч по воде и 7 км/ч по болоту. Несмотря на исключительную проходимость, шнекороторные вездеходы так и не стали популярны. Во многом – из-за невозможности передвигаться по твердой поверхности без вреда себе и окружающей среде.
НАМИ-0157
В отличие от шнекороторов ЗиЛ, НАМИ-0157, построенный на базе грузовика «Урал», преследовал другую цель – помогать нефтегазовой промышленности Страны Советов. Снегоболотоход разрабатывался НАМИ с 1969 по 1973 годы и представлял собой грузовик, поставленный на две автономные платформы, каждая из которых имела по паре резино-металлических гусениц. Большая часть механических узлов – двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, – были позаимствованы у грузовиков ЗиЛ и «Урал».
НАМИ-0157
В отличие от шнекороторов ЗиЛ, НАМИ-0157, построенный на базе грузовика «Урал», преследовал другую цель – помогать нефтегазовой промышленности Страны Советов. Снегоболотоход разрабатывался НАМИ с 1969 по 1973 годы и представлял собой грузовик, поставленный на две автономные платформы, каждая из которых имела по паре резино-металлических гусениц. Большая часть механических узлов – двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, – были позаимствованы у грузовиков ЗиЛ и «Урал».
Ходовые испытания подтвердили высокие ездовые качества НАМИ-0157: он мог нести груз весом до 8 тонн и развивать скорость до 30 км/ч, не страшась ни снега, ни болотистой местности, и даже бродов до 1,8 метра глубиной. Приказом министра автомобильной промышленности СССР №23 от 5 февраля 1974 года Уральскому автозаводу было поручено наладить серийное производство модернизированного НАМИ-0157БК, предварительно доработав его. В итоге снегоболотоход, также известный как Урал-5920, прожил на конвейере долгую жизнь.
Ходовые испытания подтвердили высокие ездовые качества НАМИ-0157: он мог нести груз весом до 8 тонн и развивать скорость до 30 км/ч, не страшась ни снега, ни болотистой местности, и даже бродов до 1,8 метра глубиной. Приказом министра автомобильной промышленности СССР №23 от 5 февраля 1974 года Уральскому автозаводу было поручено наладить серийное производство модернизированного НАМИ-0157БК, предварительно доработав его. В итоге снегоболотоход, также известный как Урал-5920, прожил на конвейере долгую жизнь.
Самодельные мотоболотоходы
Сейчас на рынке предостаточно предложений от различных компаний, готовых превратить в болотоход любой автомобиль, будь то «Газель», «Буханка» или что-то еще. Но еще более интересным кажется «народное творчество», которым, в основном, радуют жители Урала. Одно из популярных здешних направлений, которое вызывает шок у иностранцев, – самодельные мотоболотоходы. Например, как этот «Кузя».
Самодельные мотоболотоходы
Сейчас на рынке предостаточно предложений от различных компаний, готовых превратить в болотоход любой автомобиль, будь то «Газель», «Буханка» или что-то еще. Но еще более интересным кажется «народное творчество», которым, в основном, радуют жители Урала. Одно из популярных здешних направлений, которое вызывает шок у иностранцев, – самодельные мотоболотоходы. Например, как этот «Кузя».
У «Кузи» двигатель от мотоцикла «Урал», коробка передач от «Днепра», задний мост от «Москвича» и колеса от КрАЗа. Как заявляет его создатель, трайк способен даже плавать. Интересно, что создатели подобных монстров охотно делятся в сети секретами постройки, так что на просторах интернета можно найти самые разнообразные мотовездеходы.
У «Кузи» двигатель от мотоцикла «Урал», коробка передач от «Днепра», задний мост от «Москвича» и колеса от КрАЗа. Как заявляет его создатель, трайк способен даже плавать. Интересно, что создатели подобных монстров охотно делятся в сети секретами постройки, так что на просторах интернета можно найти самые разнообразные мотовездеходы.
Ока
Хоть народные болотоходы на базе «Оки» не редкость, данный экземпляр, рожденный в Рубцовске (Алтайский край), заслуживает особого внимания. В отличие от большинства подобных машин, этот обладает шестью колесами и полностью оригинальным кузовом с просторным кунгом (через который и осуществляется доступ к водительскому креслу).
Ока
Хоть народные болотоходы на базе «Оки» не редкость, данный экземпляр, рожденный в Рубцовске (Алтайский край), заслуживает особого внимания. В отличие от большинства подобных машин, этот обладает шестью колесами и полностью оригинальным кузовом с просторным кунгом (через который и осуществляется доступ к водительскому креслу).
Руль у автомобиля установлен по центру, двигатель – родной. Иные технические подробности этого чуда неизвестны, но оно ездит и даже плавает. На создание этого болотохода ушло более пяти лет.
Руль у автомобиля установлен по центру, двигатель – родной. Иные технические подробности этого чуда неизвестны, но оно ездит и даже плавает. На создание этого болотохода ушло более пяти лет.
Шерп
На данный момент "Шерп" является одним из лучших болотоходов, которые можно приобрести без лишних головных болей. История его создания началась в 2012 году, а три года спустя был готов финальный вариант вездехода, который был представлен на Moscow Off-Road Show 2015. Главным конструктором Шерпа является Алексей Гарагашьян.
Шерп
На данный момент "Шерп" является одним из лучших болотоходов, которые можно приобрести без лишних головных болей. История его создания началась в 2012 году, а три года спустя был готов финальный вариант вездехода, который был представлен на Moscow Off-Road Show 2015. Главным конструктором Шерпа является Алексей Гарагашьян.
Оснащенный 1.5-литровым дизелем на 44 л.с. и 5-ступенчатой «механикой», Шерп способен взбираться на препятствия с высотой в один метр и отлично чувствует себя в болоте или даже в водоеме. Максимальная скорость вездехода на суше составляет 45 км/ч. Полутораметровые колеса имеют систему автоматической подкачки.
Оснащенный 1.5-литровым дизелем на 44 л.с. и 5-ступенчатой «механикой», Шерп способен взбираться на препятствия с высотой в один метр и отлично чувствует себя в болоте или даже в водоеме. Максимальная скорость вездехода на суше составляет 45 км/ч. Полутораметровые колеса имеют систему автоматической подкачки.