Самолеты с автомобильным прошлым
Airbus A380
Двигатели Rolls-Royce можно встретить на многих самолетах и вертолетах, не является исключением и самый большой пассажирский лайнер в мире – Airbus A380, на котором используются четыре турбовентиляторных Rolls-Royce Trent 900. При этом надо понимать, что Rolls-Royce Group plc, выпускающая авиационные моторы, больше не имеет никакого отношения к Rolls-Royce Motors, принадлежащей BMW. Однако истоки у компаний общие: просто после банкротства Rolls-Royce в середине 70-х автомобильные и авиационные дороги компании разошлись, и та, что была связана с авиацией, перешла под крыло британского правительства.
SAAB 340
Покинувшая автомобильный небосвод компания SAAB всегда гордилась связью с авиационным миром (вы же помните эти приборные доски? а замок зажигания между сидений?). Как оказалось, самолетное подразделение (SAAB AB) оказалось куда более выносливым, а потому существует по сей день. На счету компании немало истребителей, состоявших на вооружении ВВС Швеции, а также несколько гражданских моделей, в том числе SAAB 340 с турбовинтовыми двигателями и пассажировместимостью до 37 человек.
Honda HA-420 HondaJet
Преданные зрители программы Top Gear могли видеть этот самолет в одной из серий последнего сезона (он участвовал в гонке против Bugatti Chiron). НА-420 оснащен парой двигателей GE Honda HF120, обеспечивающих круизную скорость на уровне 680 километров в час, имеет компактные размеры (длина – 13 метров, размах крыльев – 12,1 метра) и титул «Лучшего нового самолета» от журнала «Popular Science». В общем, отличный вариант современного частного самолета от автомобильного бренда.
Piaggio P180 Avanti
Мы знаем компанию Piaggio как производителя легкой грузовой техники и мотороллеров, но она (а точнее ее дочерняя компания Piaggio Aero, которой руководит Пьеро Феррари, сын Энцо Феррари) строит вот такую красоту. P180 Avanti выпускается с 1990 года и используется для аэрофотосъемки, в качестве санитарного самолета, легкого транспортного самолета и так далее. Один P180 работает даже в России, на службе Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
Fisher P-75 Eagle
Истребитель P-75 был разработан подразделением Fisher Body, которое, в свою очередь, принадлежало великому и могучему концерну General Motors. В некотором смысле «птица» связана и с Daewoo Matiz, и с Chevrolet Corvette. Самолет строили для Второй мировой и оснастили самым мощным авиационным двигателем в США на тот момент. Но Eagle появился слишком поздно – война близилась к завершению. А поскольку особо выдающихся летных качеств самолет не показал, дальше 13 экземпляров (включая прототипы) дело не пошло.
Albatros G.I
Эмблема Mercedes-Benz (трехлучевая звезда) означает превосходство на суше, воде и в воздухе. Тем не менее, это проявлялось далеко не всегда – если, скажем, на AEG B.I двигатель Mercedes показал себя действительно неплохо, то на Albatros G.I (на фото) ему не хватало мощности – в данном случае речь идет о рядном шестицилиндровом моторе Mercedes D.I мощностью 100 лошадиных сил.
Sopwith Camel
Про авиационные моторы Rolls-Royce знают все, а вот про Bentley – лишь фанаты. Однако на самолет Sopwith Camel устанавливался ротативный мотор Bentley BR1. Мощность силовой установки составляла 150 лошадиных сил, а каждый такой мотор обходился правительству Великобритании в 605 фунтов (в те годы это было дорого). Что касается Camel, то он выпускался с 1917 по 1920 год (5490 самолетов).
К-2
Впрочем, как и его предшественник К-1 – оба самолета выпускались в СССР на мощностях Авиазавода имени Совнаркома (ныне – Харьковский авиационный завод) и оснащались двигателями BMW-IV. В случае с К-2 мощность составляла 240 лошадиных сил, благодаря чему достигалась крейсерская скорость на уровне 140 километров в час. Первый К-2 был выпущен в 1927 году.
Mitsubishi Regional Jet
MRJ разрабатывается Mitsubishi Aircraft Corporation совместно с Fuji Heavy Industries (Subaru и Toyota), так что когда начнутся поставки самолета заказчикам (а произойдет это в 2020 году), он станет самым автомобильно-японским самолетом в мире. Пассажировместимость лайнера – 76 или 90 человек, в зависимости от выбранного заказчиком варианта. Правда в случае с Mitsubishi тоже нужно понимать, что автомобильная и авиационная компании имеют лишь общее название.
Peugeot HX1 Jet Concept
Дизайн-студия Peugeot, именуемая Peugeot Design Lab, занимается множеством проектов, в том числе и не связанными с автомобилями – например, разрабатываемый компанией Airbus вертолет H160 был создан именно ей. Но есть у студии и свои наработки – например концептуальный самолет HX1 Jet, созданный по мотивам одноименного автомобильного концепт-кара французской компании. Получит ли он когда-нибудь физическую форму – пока неизвестно.