Автомобили против поездов
Избранный в 1800 году третий президент Соединенных Штатов Америки Томас Джефферсон, осознавая важность грузового сообщения в стране, хотел реализовать вот какой замысел: проложить через всю страну канал, который бы соединял Атлантический и Тихий океаны. С его помощью можно было бы оперативно доставлять массивные грузы по воде. В те годы регулярного транспортного сообщения на территории США не существовало.
Однако исследователи Льюис Мэриуетер и Уильям Кларк, проводившие разведку западных земель с 1803 по 1806 год, принесли Джефферсону плохие новости: во-первых, естественного водоема, пересекающего всю страну с востока на запад, нет, а во-вторых, канал проложить невозможно из-за Скалистых гор. Тогда президент принял другое решение – создать систему грузового сообщения, состоящую из грунтовых дорог, железной дороги и рек.
Уже в середине 1800-х годов грунтовые дороги стали неотъемлемой частью Соединенных Штатов, а по рекам и каналам ходили паромы. Какое-никакое сообщение между штатами было налажено, что способствовало укреплению экономик каждого из них. Железным дорогам люди поначалу не доверяли...
Но уже во второй половине XIX века железные дороги стали главным транспортом США, причем не только для грузоперевозок, но и для путешествий. Шумный, но романтичный транспорт нашел свое отображение в творчестве таких писателей, как Ральф Уолдо Эмерсон и Натаниэль Готорн. К сотой годовщине страны, 1876 году, США в транспортном плане было не узнать – в самом лучшем смысле этого слова.
Первая трансконтинентальная железная дорога в Штатах была открыта в 1869 году. К тому времени перевозки по рекам и каналам уже успели отойти на второй план, но активно развивалась сеть грунтовых и мощеных дорог – нужно было доставлять грузы к поездам, да и банально ездить по ровной поверхности хотелось всем.
Поезда стали важны для многих отраслей – вроде металлургии и сельского хозяйства. У фермеров появилась возможность доставлять большие объемы зерна прямо в порты, откуда оно продавалось в разные уголки мира. Уже в те годы существовали вагоны-рефрижераторы, цистерны и другие варианты вагонов, позволяющие продукции сохранять свои качества во время транспортировки.
А что же машины? Всплеск интереса к этому виду транспорта начался в конце XIX века. В городах стало жить больше людей и их нужно было как-то перевозить. Улицы заполонили трамваи и примитивные троллейбусы, а более состоятельные граждане покупали личные электрокары с минимальным запасом хода.
Но уже в начале ХХ века все осознавали, что, как и поезда, автомобили себя еще проявят. В 1903 году Нельсон Джексон и его друг Сиуолл Крокер (а также пес Бад) совершили первое автопутешествие с одного побережья на другое. В общей сложности, первопроходцы потратили на дорогу 63 дня – не так уж много, если вспомнить, что хороших автомобильных дорог между штатами еще не было.
Путешествие Джексона и Крокера превратило искру интереса к автомобилям в яркое пламя, которое не угасает по сей день. Уже к 1930 году больше половины семей Америки имели свой собственный автомобиль. Причем для них это была не дорогая игрушка, а предмет первой необходимости.
В соответствии с требованиями времени, подтянулись законодательство и инфраструктура: появились законы, кодексы и правила (в том числе правила дорожного движения), начали строиться более выносливые дороги, появились автозаправочные станции, шиномонтажки и автомастерские.
Новые дороги открывали для всех желающих возможности поиска новой, более счастливой жизни. Поэтому достаточно быстро «интерстейты» (дороги между штатами) стали американским синонимом свободы и независимости. Ну а самой «населенной» дорогой стала легендарная Route 66, простирающаяся от Чикаго до Санта-Моники. «Мать дорог», как назвал ее в своей книге «Гроздья гнева» Джон Стейнбек, стала путевкой на запад для многих тысяч американцев в годы, когда страну накрыла Великая Депрессия.
Несмотря на это, грузоперевозки в те годы осуществлялись в основном поездами. Все изменилось после окончания Второй мировой войны. Солдаты вернулись с мест сражений, завели семьи, которые нужно было кормить. Появились дополнительные рабочие места в машиностроении, и производство машин, мотоциклов и велосипедов выросло в разы.
Города начали строить по принципу «бизнес – в центре, проживание – на периферии», а в гонку грузо- и пассажироперевозок включились самолеты. У автомобилей дела шли неплохо, но существовала большая проблема – в Америке все еще не было сети качественных дорог, которая связала бы все штаты в единую систему.
В 1956 году Конгресс принимает так называемый «Акт федерального содействия строительству автодорог», который перевернул транспортную систему США с ног на голову, и большая часть грузов начала перевозиться не на поездах, а на грузовиках. С 1957 по 1990 год было построено более 65 тысяч километров дорог, которые связывали все города с населением более 100 тысяч человек.
Создание Highway System обошлось налогоплательщикам страны в 100 миллиардов долларов, но сделало путешествие из одного города в другой максимально простым. Уже к началу 90-х годов грузовики в Америке заняли главенствующее положение в сфере грузоперевозок и удерживают эту долю по сей день.
И это не только многотонные фуры. Любовь американцев к пикапам и крупногабаритным автомобилям частично связана и с тем, что каждый житель страны хочет обладать машиной многофункциональной – на которой можно перевезти холодильник, лестницу или небольшое деревце для посадки.
Вся история развития американской транспортной системы представлена в Национальном Музее Американской Истории в Вашингтоне. Но сегодня судьба грузоперевозок в США вновь находится на распутье: либо грузовики адаптируются к новым условиям и станут экологичнее (а, учитывая планы компаний Nikola и Tesla по выпуску электрических фур, это более чем реально), либо поезда, которые на электричестве умеют ездить давно, вновь перетянут одеяло на себя. Кто же победит?