Необычные автомобильные носы
Maserati 250F Streamliner
Для гонки в скоростной Монце команды всегда готовили аэродинамические пакеты с наименьшим сопротивлением воздуха, поэтому для Гран-При Италии 1955 года Maserati 250F сделали более обтекаемым. В отличие от подготовленного к Монце Mercedes W196R, колеса «Мазерати» не были прикрыты, поэтому спереди получился интересный «пылесос», а сама машина напоминает современные болиды серии IndyCar. В гонке машина финишировала 4-й. Позже подобное решение опробовали в Ferrari и Bugatti.
Tyrrell 001
К концу 60-х все формульные команды осознали важность антикрыльев. Не забыли об этом и в отпочковавшемся от Matra коллективе Tyrrell. Правда, у машины с индексом 001 переднее антикрыло, как и сам передок, отличались от тех, что были у соперников. Тогда классическим считалось применение двух полукрыльев по бокам от центрального воздухозаборника. В Tyrrell же установили небольшую «столешницу» над ним. В дебютной гонке на Гран-При Канады 1970 года машина взяла поул-позицию.
March 711
Эту машину называли по-разному: кто-то – «Спитфайром», в честь знаменитого истребителя (из-за схожести с его крыльями), а кто-то – чайным подносом. Так или иначе, 711 стал самым узнаваемым и знаменитым болидом March, хотя не принес команде ни единого поула или победы. Дебют 711 состоялся в 1971 году. В то время было нормальной практикой выставлять одну машину на несколько сезонов, но 711 заменили уже через год выступлений.
Eifelland 21
Луиджи Колани известен далеко за пределами мира Формулы-1, но свой яркий след он оставил и в Королевских гонках. Eifelland 21 стал одной из самых необычных машин чемпионата, причем необычность начиналась с носового обтекателя, наверху которого располагался воздухозаборник, а также зеркало заднего вида перископного типа. Лучшим результатом машины, дебютировавшей в 1972 году, стало 10 место.
Brabham BT42
BT42 провел в Формуле-1 два сезона, 1973 и 1974 года. Несмотря на стремительную стреловидную форму, начинавшуюся со «стиральной терки» переднего обтекателя, а также мощный и надежный двигатель Cosworth DFV, выступления BT42 были посредственными – ноль побед и ноль очков за все время участия в чемпионате с момента дебюта в Испании.
Brabham BT44/BT44B
К сезону 1974 года команда Brabham подготовила абсолютно новый BT44, который отъездил полных два сезона (в 1975 году использовалась версия BT44B). Машина оказалась успешнее предшественника – рельефный передний спойлер с претензией на продуманную аэродинамиу помог BT44B завоевать серебро в Кубке Конструкторов. На счету машины 5 побед, первая из которых была завоевана на третьей гонке 1974 года, в ЮАР.
Alfa Romeo 177
На одометре этой не по годам современно выглядящей машины (а это, на секундочку, 1979 год) дистанция всего трех Гран-при, в которых 177 не заработала ни единого очка. Досадно, ведь этот алый болид должен был стать громким возвращением Alfa Romeo в Большие призы! 177 довольно быстро сменили на 179 с улучшенным двигателем V12, но и она особых высот в Формуле-1 не достигла.
Arrows A2
В том же 1979 году вышла «Ода граунд-эффекта» – Arrows A2. Традиционного переднего антикрыла у А2 не было – роль огромного «прижиматора» должен был играть сам кузов, на который Тони Саутгейт бросил все свои силы и время. Однако из-за недостаточной жесткости «золотая пуля» так и не смогла бороться за победы – гонщики постоянно жаловались на недостаток сцепления и плохую управляемость.
Ensign N179
Каскадный нос N179 в целом безуспешной команды Ensign (на ее счету – лишь один быстрый круг за 99 гонок) считается одним из самых неэстетичных решений в истории Формулы-1. Зато команда в сезоне 1979 года не осталась незамеченной, что с точки зрения спонсорской поддержки тоже неплохо. Дизайнером болида был Дэйв Болдуин.
Toleman TG183B
TG183B примечателен двумя особенностями. Во-первых, своим оригинальным оформлением фронтальной части с антикрылом-бутербродом. А во-вторых, именно на этом автомобиле делал свои первые шаги в Формуле-1 «Волшебник» Айртон Сенна. Во многом именно благодаря Сенне устаревший болид дважды заезжал на шестое место в 1984 году. Дебют TG183B состоялся годом ранее.
Jordan 192
Команда эксцентричного Эдди Джордана за годы своего пребывания в чемпионате Формулы-1 на высокие результаты так и не вышла, зато запомнилась всем яркой ливреей и роскошными «усами» болида Jordan 192, который принимал участие в сезоне 1992 года. Стараниями Стефано Модены машина смогла заработать единственное очко для команды в сезоне на последней гонке в Австралии.
Forti FG01/FG01B
Этот очаровательный муравьед с тонким носиком – последний автомобиль в Формуле-1, в котором вместо лепестка сцепления была педаль, а скорости переключались брутальным рычагом. Скорости такая олдскульность болиду Forti не добавляла, потому сезоны 1995 (FG01) и 1996 годов (FG01B) закончились без единого балла в копилке команды.
BMW WilliamsF1 FW26
«Морж», «мамонт», «саблезубый тигр» - болид команды Williams в сезоне 2004 года получился радикальным внешне и очень быстрых на прямых (максимальная скорость превышала 370 км/ч), однако не слишком цепким в виражах. Потому к концу сезона его нос вернулся к более привычному виду, что позволило Хуану-Пабло Монтойе завоевать победу в последней гонке 2004-го в Бразилии.
Caterham CT05
В 2014 году носовой обтекатель болида команды Caterham ярко отражал ее положение – как финансовое, так и в чемпионате. Причиной столь, эм, эффектного решения стал новый технический регламент, вступивший в силу в 2014 году. Что касается CT05, то лучшим результатом машины стали два 13 места в Монако и Малайзии.
Lotus E22
Е22 – тоже дитя 2014 года рождения. После неплохих результатов машины 2013 года (Е21), Lotus начала погружение на дно турнирной таблицы. Отчасти это было связано с тем, что из обоймы команды выпал опытнейший Кими Райкконен, отчасти – с тем, что радикальный дизайн машины (как и гибридная силовая установка) не оправдали возлагаемых ожиданий. Но ассиметричный нос Е22 будут помнить еще долго.
Force India VJM08B
К Гран-При Великобритании 2015 года команда Force India подготовила пакет обновлений для своего болида, благодаря которым VJM08 получил литеру «B» в качестве суффикса. Обновки включали в себя новый передок, который украшали две ноздри. Поскольку решение оказалось эффективным, подобная форма обтекателя сохранилась и на болиде 2016 года.