Вот это диZайн!
Как и многие великие люди, все тягости жизни Уго Загато познал уже с младых лет. Родившийся 25 июня 1890 года в итальянском городке Гавелло, Уго был одним из шестерых мальчиков в семье. В 1905 году скоропостижно скончался отец семейства. Плачевное положение семьи вынудило 15-летнего юношу уехать на заработки в немецкий Кельн – там он работал на производстве по обработке металлов, но уже в 1909-м Уго возвращается на родину, чтобы вступить в ряды армии.
Однако Загато не забывает о своей главной страсти – об автомобилях. Для этого он поступает в школу дизайна Санта-Мария, а также устраивается на работу в небольшое кузовное ателье Varesina в Варесе. Увы, Первая мировая война заставляет его на некоторое время забыть о машинах – с 1915 по 1919 год Уго работал на авиационном предприятии Pomilio в Турине, где познал все тонкости создания фюзеляжей. Лишь в 1919 году, подкопив денег и опыта, Загато решается на создание в Милане собственного ателье Carrozzeria Ugo Zagato & Co. Именно отсюда берет свое начало история знаменитой марки.
«Создание и ремонт кузовов автомобилей и аэропланов» – гласила надпись на мастерской Уго Загато. К счастью, в Alfa Romeo помнили работы Загато, когда он еще трудился в студии Varesina, а его инновационный принцип создания кузовов (минимум лишних деталей, максимальное использование алюминия) пришелся по душе и другим производителям быстроходных машин. На фото – один из первых автомобилей Carrozzeria Ugo Zagato & Co, Diatto Tipo 25 4DS 1922 года. Язык дизайна Zagato читается уже в этой машине.
К середине 20-х годов в списке клиентов Zagato значились Lancia, Fiat, Bugatti и Alfa Romeo. Не говоря о дюжине более мелких автопроизводителей. Главным заказчиком, конечно, оставалась Alfa Romeo: в 1925 году главный инженер компании и прославленный моторист Витторио Яно попросил Загато создать кузова для Alfa Romeo 6C 1500 (на фото) и модели P2, и опытный Уго с задачей справился блестяще – в 1927 году легкая и обтекаемая Alfa от Zagato финишировала в гонке Mille Miglia второй в общем зачете, а год спустя стала триумфатором 1600-километрового марафона. Управлял машиной-победительницей Джузеппе Кампари. Успех был закреплен в 1929 и 1930 годах.
В 30-х годах автомобили с кузовами Zagato участвовали во всех престижных автомобильных гонках того времени: Mille Miglia, 24 часа Ле-Мана... Создавая кузова для гоночных автомобилей, Загато уделял внимание не только легкости конструкции, но и ее аэродинамике и функциональности. Фары на кузовах он старался утапливать в крылья, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление, колесные диски изготавливал с перфорацией – для лучшего охлаждения тормозов. Тогда же появились первые закрытые автомобили Zagato с полусферическими крышами, которые до сих пор остаются самой узнаваемой деталью всех проектов ателье, а список клиентов пополнили марки Maserati (на фото) и даже Rolls-Royce. В 1938 году 36 автомобилей на старте Mille Miglia были с кузовами от Zagato. Казалось бы, жизнь удалась! Но жизнь готовила Уго новое испытание – Вторую мировую войну.
Поскольку Уго Загато был в списках неблагонадежных лиц, он с семьей был вынужден уехать в Лаго-Маджор. 13 августа 1943 года авиация союзников нанесла массированный удар по Милану, полностью уничтожив мастерскую Загато – ее владелец в это время пребывал на севере Италии, сотрудничая с компанией Isotta Fraschini, крупному на то время производителю грузовиков. После войны мастерская была заново отстроена, но уже на новом месте – поближе к исторической родине Alfa Romeo в Портелло. Былая слава помогла быстро встать на ноги: MG, Lancia, Maserati (на фото – купе A6 1500 Panoramica) – все помнили про Zagato.
Автомобили 40-х годов работы Уго Загато памятны своим чуть ли не аквариумным остеклением из плексигласа (в простонародье – оргстекла), который получил широкое распространение в послевоенное время – он был легче и прочнее традиционного стекла. В 1949 году Загато впервые получил шанс поработать с иконой итальянского автопрома – Ferrari. По заказу Антонио Станьолли на базе Ferrari 166 Mille Miglia было изготовлено купе Panoramica (на фото), которое стало первым купе Ferrari в истории.
В послевоенное время Уго Загато разделил радости и невзгоды бизнеса со своими сыновьями Элио и Джиани. Старший, Элио (на фото), в 1947 году окончил университет Боккони, за что получил от отца щедрый подарок – спортивный спайдер, построенный на шасси Fiat 500 B. С тех пор начинается карьера Элио-автоспортсмена и одновременно управляющего компанией. Гонщиком, к слову, Элио был отменным: из 160 гонок, в которых он стартовал, 83 закончились на подиуме.
Вместе с Джиованни Лурани и Джиованни Канестрини Элио в 1949 году основал популярнейший гоночный класс Gran Turismo, в который допускались мелкосерийные автомобили с оригинальными кузовами, полностью приспособленные для комфортного повседневного использования. Для омологации было необходимо построить 30 экземпляров гоночной машины. Надо ли говорить, что именно студия Zagato стала в начале 50-х главным конструктором GT-победителей на базе Ferrari, Maserati, Osca? Сам же Элио в 1955 году одержал блистательную победу на скоростной трассе Avus за рулем Fiat 8V Zagato (на фото).
Fiat 8V Zagato оснащался двигателем мощностью всего 105 лошадиных сил, однако благодаря оптимизированной аэродинамике купе могло разгоняться до 190 километров в час. В 50-е годы характерной чертой закрытых автомобилей Zagato стала плавно ниспадающая линия крыши, которая прослеживается и в других моделях того периода: культовом Abarth 750 GT, элегантном Jaguar XK140 Zagato (на фотографии) и других.
Начало 60-х годов Zagato встречала на волне успеха: представленный на фото Fiat Abarth 1000 Zagato завоевал престижнейшую дизайнерскую премию Compasso d’Oro, а производство достигло таких объемов, что студии понадобилась новая штаб-квартира. Элио Загато нашел подходящий участок в Терраццано (северо-запад Милана), где были рождены новые совместные проекты с Lancia (Appia Sport, Flamina Sport), Alfa Romeo (2600 Sprint Zagato, Giulia TZ). В том же 1960 году появляется один из культовых автомобиль студии...
Aston Martin DB4 GTZ. Он был построен тиражом в 20 экземпляров (11 – с правым рулем, 9 – с левым) и оснащался 3,7-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 315 лошадиных сил, благодаря чему купе разгонялось до «сотни» примерно за 6 секунд. Сейчас подобные автомобили стоят несколько миллионов евро каждый.
В 1965-ом на свет появляется первое детище коллаборации Zagato и Lamborghini – купе 3500 GTZ, а также Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote (на фото). Последняя представляла собой реплику модели 6С, построенную на базе модели Giulia, но с мощным 90-сильным двигателем. Выпустили всего 92 машины, которые стали последним большим проектом Уго Загато – 31 октября 1968 он оставил этот мир. Но дело отца с блеском продолжили его дети.
С уходом Уго Загато изменился и стилистический язык студии – мягкие формы обросли гранями, хищными прищурами, смелыми линиями. Одним из первенцев нового стиля стал среднемоторный концепт-кар Cadillac NART 1970 года (на фото), хотя похожие намеки на новый стиль в дизайне прослеживались еще в Alfa Romeo GT Junior Z – купе, которое было выпущено тиражом в полторы тысячи экземпляров. В 1974 году на автосалоне в Турине дебютировала Ferrari 330 GTC Convertible – смелая тарга, созданная на базе Ferrari 330 по заказу Луиджи Чинетти.
Уже в 60-х компания Zagato осуществляла помощь в постройке специфической техники (в том числе и военной), а к 1974 году выпустила крайне нетипичную для себя машину – электрокар Zele, который на американском рынке продавался под именем Elcar. Крохотный автомобильчик (длина – 2,1 метра) выпускался всего три года, за это время удалось построить около 500 экземпляров. У Zele было шесть передач для движения вперед и две – для заднего хода. Максимальный запас хода составлял 80 километров.
Осознав, что на электрокарах особо не заработаешь, студия продолжила делать то, что умела делать лучше всего – создавать красивые и нестандартные кузова. Тем более, что современные компьютерные технологии к середине 80-х позволяли делать точные математические расчеты жесткости конструкции и аэродинамические вычисления. Maserati Spyder (на фото) и Karif были созданы уже с применением компьютеров, как и знаковые «Астон-Мартины» V8 Vantage Zagato.
52 купе и 37 кабриолетов V8 Zagato были выпущены с 1986 по 1990 год. Сказать, что внешне автомобиль отличался от оригинального V8 Vantage, значит не сказать ничего: у детища Zagato была полностью оригинальная светотехника и доработанный салон. Согласно испытаниям Sport Auto, купе V8 Vantage разгонялось до 97 километров в час за 4,8 секунды, а максимальная скорость едва не доходила до 300 километров в час. В конце 80-х началась работа над самыми нестандартными Alfa Romeo современности – моделями S.Z. и R.Z. Купе S.Z. было показано в 1989 году в Женеве.
В итоге, 1036 купе с 3-литровым V6 под капотом, равно как и 284 соплатформенных родстера R.Z., были построены в стенах Zagato. Сотрудничество с Alfa Romeo в ходе реализации этого проекта было тесным как никогда – шасси для машин позаимствовали у гоночных Alfa 75, благодаря чему автомобили обладали отличной управляемостью и способностью развивать боковые перегрузки более 1g.
Однако «Альфы» оказались лишь ягодками по сравнению с тем, что Zagato припасли к последнему десятилетию ХХ века. Загибаем пальцы: Ferrari 348 Elaborazione (изображена на этом фото), элегантное купе Nissan Gavia, посвященная успехам Delta Integrale редкая Lancia Hyena, коих в мире 24 штуки, Ferrari FZ93 для султана Брунея и, конечно же, Lamborghini Raptor, получивший звание лучшего концепт-кара Женевского автосалона 1996 года. А еще Ferrari ES1, асимметричный Fiat 500 Z-ECO и экологичный Fiat Bravobis. В 1992 управляющим лицом Zagato становится Андреа – внук Уго.
Миллениум Zagato встретила «возвратом к корням», решив уделять наибольшее внимание созданию эксклюзивных автомобилей на базе существующих шасси. Внешне эти машины представляют собой отсылки к теплым ламповым 50-м, когда гонки были простыми, азартными и опасными. На фото – Aston Martin DB7 Zagato. Была и открытая версия, которая носила имя AR1 Zagato. Автомобили дебютировали в 2003 году.
В 2005 году ателье попробовало вернуться к теме субкомпактного городского электрокара, выпустив концепт Volpe. Параллельно коллекционер Ёсиюки Хаяси получил от Zagato свою Ferrari 575 GTZ на базе 575M Maranello (на фото). В лучших традициях компании, новый кузов был полностью изготовлен из алюминия.
Два года спустя у 575 GTZ появились три открытые сестры Ferrari 550 GTZ Barchetta, в основе которых были родстеры 550. Тогда же была представлена модель Perana Z-One, которая обрела большую известность под именем AC 378 GT Zagato. 2009 год студия провела без громких премьер. Причиной тому была смерть Элио Загато.
2011 год стал памятным для марки Zagato благодаря выходу особого Aston Martin V12, который годом позже был выпущен ограниченным тиражом. Увидели свет в 2012 и несколько Alfa Romeo TZ3 Stradale, построенных на базе Dodge Viper SRT10. Но главное – Zagato построила два автомобиля на базе BMW: модели Zagato Coupe и Roadster. Основой для них послужила модель Z4 в кузове Е89.
К 95-й годовщине ателье, которая отмечалась в 2014 году, ателье Zagato выпустило машину под названием Lamborghini 5-95 – неординарный проект на базе Lamborghini Gallardo. Заказчиком машины выступил коллекционер Альберт Шписс, испытывающий особую слабость к Lamborghini. В том же 2014-м был представлен Aston Martin Virage Shooting Brake – грозный трехдверный универсал, брат кабриолета и купе Centennial, которые Zagato выпустила в 2013 году.
Из самых свежих проектов студии – целая линейка машин на базе Aston Martin Vanquish (один из них на фото). В прошлом году дизайнеры Zagato впервые попробовали себя в мотоциклетном дизайне, создав образ концептуального MV Agusta F4Z. Что дальше? Учитывая, что Zagato помогает одной китайской ноу-нейм компании создать образ для линейки собственных моделей, ожидать можно чего угодно. И наверняка это «что-то» обязательно будет ярким, запоминающимся и по-итальянски неординарным.