Величайшие машины СССР и России
Руссо-Балт Модель «С»
Автомобильное отделение на Русско-Балтийском вагонном заводе появилось в 1908 году. Рига, где завод располагался, на тот момент входила в состав Российской империи. Первой машиной нового предприятия стала Модель «С» и, если хорошенько разобраться, это был первый относительно массовый автомобиль в отечественной истории. К сожалению, ни один из них не дожил до наших времен.
Тем не менее, Модель С, чей выпуск начался в 1909-ом, в свое время была довольно прославленным автомобилем – в 1912 году Модель С24/55 (где первое число обозначало расчетную мощность в лошадиных силах, а второе – пиковую мощность) одержала победу на Ралли Монте-Карло в дисциплинах «выносливость» и «дальность маршрута». Максимальная скорость С24/55 доходила до 115 километров в час.
ГАЗ-12 ЗиМ
В своей монументальности ЗиМ уступал и 110-му ЗиСу, и ЗиЛам, однако свое место в рейтинге этот лимузин однозначно заслужил. В конце 1940-х практически все седаны были рамными (не говоря уж про такие большие седаны), но ГАЗ-12 получился совсем другим. Некоторые склонны считать, что это был первый автомобиль представительского класса с несущим кузовом в мире. И однозначно первая машина без рамы, но с тремя рядами сидений.
Несмотря на несущую конструкцию, ЗиМ получился тяжелым – снаряженная масса составляла 1940 килограмм. Поэтому динамика у лимузина, несмотря на 3,5-литровую рядную «шестерку», была не самой выдающейся: разгон до 100 километров в час длился 37 секунд, а максимальная скорость не превышала 120 километров в час.
ГАЗ-М-20
Хотя «Победа» не была столь же массовым автомобилем, как более поздний ГАЗ-21, или же первым автомобилем в СССР в принципе, именно она поставила на колеса истощенную войной Страну Советов. К тому же, именно ей в 1946 году было суждено стать первым автомобилем в СССР с несущим кузовом.
Учитывая, что разработка автомобиля началась еще до Второй мировой войны, к началу своего выпуска «Победа» оказалась несколько устаревшей – после тестов советской новинки это отмечали и западные журналисты. Двигатель – нижнеклапанный четырехцилиндровый объемом 2,1 литра. Мощность – 52 лошадиные силы.
ЗиЛ-114
Образ правительственных седанов на многие годы вперед определил именно этот ЗиЛ-114. Он был сдержанным и строгим, не таким вызывающим как 111-ый, и, к тому же, получился гораздо более прогрессивным в техническом плане. Например, тормоза лимузина были дисковыми, а в 1967 году это могли себе позволить далеко не все представительские седаны в мире.
Но главные изменения скрывались под капотом. Рабочий объем двигателя V8 увеличился до 7 литров, что позволило снять с него 300 лошадиных сил и 560 Нм момента. Поэтому максимальная скорость трехтонного автомобиля, чья длина чуть-чуть не дотягивала до отметки 6,5 метра, достигала 190 километров в час. Иронично, что построили всего 113 экземпляров модели ЗиЛ-114.
ВАЗ-2108
Моду на передний привод в Западной Европе ввел Алек Иссигонис – создатель оригинального автомобиля Mini. Преимущества такой компоновки были очевидны – не требовалось тянуть длинный кардан через всю длину кузова, больше места в салоне доставалось пассажирам. В Советский Союз передний привод принесла модель ВАЗ-2108. «Восьмерка», она же – «Зубило».
Выпуск «Самары» был налажен на заводе в Тольятти в 1984 году, хотя первый прототип создали еще в 1978-м. Тем не менее, на фоне ВАЗовской «классики» 2108 выглядела настоящим космическим кораблем. Двигатели были карбюраторные с рабочим объемом 1,1-, 1,3- и 1,5 литра. Некоторые компоненты автомобиля создавались при участии инжинирингового отдела Porsche.
Москвич-412
Технически 412-ый является глубоко модернизированной версией модели 408, но именно он стал важной вехой в истории советского и российского автопрома. Не только из-за того, что 412 выпускался с конца 60-х по 2001 год. И не только потому, что он был одной из самых популярных машин Советского Союза, которую массово поставляли на экспорт. Этот скромный седан успешно выступал в международных гонках, вроде легендарного ралли «Лондон-Мехико».
Несмотря на многолетнюю жизнь на конвейере, двигатель у 412-го был всего один – четырехцилиндровый полуторалитровый УЗАМ-412, развивавший 75 лошадиных сил и 108 Ньютон-метров. Этот силовой агрегат стал первым в СССР двигателем с верхним расположением распредвала. Достаточно популярен миф, что УЗАМ-412 является копией баварского двигателя M10, однако это утверждение не соответствует действительности.
КамАЗ-5320
На самом деле, мы хотели бы вспомнить привычный бескапотный классический КамАЗ во всем его многообразии. Он стал одним из самых популярных автомобилей для дальнего боя в СССР и продолжает оставаться востребованным грузовиком не только в России, но и в других странах постсоветского пространства. И, как показывает практика, это еще и отличное оружие для ралли «Париж-Дакар».
5320 стал первым грузовиком, который был выпущен под маркой КамАЗ, а его предшественником был ЗиЛ-170. Грузоподъемность КамАЗ-5320 составляла восемь тонн. Машина выпускалась с 1976 по 2001 год и имела множество модификаций. Двигатели, как и полагается тяжелым грузовикам, были сплошь дизельные. В случае с КамАЗом – производства Ярославского моторного завода.
ВАЗ-2101
Не секрет, что «Копейка» представляла собой модернизированный под советские реалии Fiat 124. Но более народный и родной автомобиль, выпускавшийся на территории нашей страны, и представить сложно. До сих пор тысячи этих машин колесят по дорогам России и, кажется, так будет всегда. В свое время зарубежные издания проводили сравнительные тесты ВАЗ-2101 с Fiat 124 и Seat 124 – и «Копейка» иногда выигрывала у своих дальних родственников с Запада.
Выпуск первенца Волжского автозавода продолжался с 1970 по 1988 год – за это время было создано собрано 4,5 миллиона седанов ВАЗ-2101. Машина построена по классической компоновке – двигатель спереди, ведущие колеса сзади – и комплектовалась 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью до 69 лошадиных сил.
ВАЗ-2121 «Нива»
«Ниву» можно смело включать в автомобильный Зал славы не только России или Советского Союза, но даже в мировой — впервые в истории полный привод получился предельно «легковым», дружелюбным и пригодным к повседневной эксплуатации. Наверное поэтому Lada 4×4 до сих пор пользуется стабильным спросом, причем не только у нас, но и в Западной Европе.
Ценность «Нивы» еще и в том, что ее можно приобрести новой даже сейчас, хотя с момента постановки кроссовера на конвейер прошло 40 лет. Цены на модель находятся в диапазоне от 475 900 до 581 900 рублей (если рассматривать трехдверный вариант). Четыре года назад суммарный тираж Lada 4×4 перевалил за два миллиона и это, скорее всего, не предел.
Lada Vesta
К «Весте» можно относиться по-разному, однако это один из самых важных автомобилей в истории российского автопрома. Ведь это первая современная легковая машина, которую не стыдно поставить рядом с прямыми конкурентами. Да, это класс самых бюджетных автомобилей. Да, в этом достижении немалая заслуга альянса Renault-Nissan. Но тем не менее.
Цены на модель Vesta начинаются от 545 900 рублей. Если базовая модель в комплектации Classic и с 1,6-литровым двигателем не устраивает, придется запастись суммой побольше. Тем, кто хочет получить в распоряжение более мощный 122-сильный двигатель с рабочим объемом 1,8 литра, нужно иметь в кармане не менее 648 900 рублей. А скоро на рынок выйдет универсал повышенной проходимости Vesta SW Cross. И это будет уже совсем другая история.