Чемпионы Формулы-1 в Инди-500
Фернандо Алонсо Решение об участии в гонке «500 миль Индианаполиса» испанский пилот принял в ходе Гран-при Китая, однако общественности стало известно об этом лишь перед этапом в Бахрейне. Не все гонщики и руководители команд разделяют позицию Алонсо, ведь именно на трассе в Монте-Карло у команды McLaren наибольшие шансы добиться успеха, так как нагрузка на двигатель меньше, чем на других этапах. Но решение уже принято, а на Гран-при Алонсо заменит другой чемпион мира – Дженсон Баттон.
Фернандо Алонсо является двукратным чемпионом Формулы-1 и одним из лучших гонщиков последних лет – с этим соглашаются и пилоты, и руководство чемпионата. Оба титула были им завоеваны во время выступлений за команду Renault в 2005 и 2006 годах. Трижды Алонсо становился вице-чемпионом (2010, 2012, 2013 годы), но уже в составе Ferrari, которая очень сильна в этом году. Чего никак не скажешь о McLaren.
Альберто Аскари Еще один двухкратный чемпион, Альберто Аскари, принимал участие в гонке «Инди-500» в 1952 году, но, как это часто бывает, первый блин получился комом. Вины Аскари в этом нет – он квалифицировался 19-м и уверенно стартовал на своей Ferrari 375, однако на сороковом круге у автомобиля сломался фланец ступицы рулевого колеса, из-за чего гонщик вынужден был сойти.
Оба чемпионских титула (1952 и 1953 года) Аскари выиграл за рулем болидов Ferrari, запомнившись зрителям яркими дуэлями с Хуаном-Мануэлем Фанхио. После второго титула он перешел в команду Lancia для тестов нового гоночного автомобиля. В 1955 году Аскари испытывал на автодроме «Монца» Ferrari 750, на которой должен был выступить в гонке «1000 километров Суперкортемаджоре», но попал в тяжелейшую аварию. Получив травмы, несовместимые с жизнью, Альберто Аскари умер в возрасте 36 лет.
Джек Брэбем
Брэбем стартовал в «Инди-500» четыре раза (в 1961, в 1964, в 1969 и 1970 году), однако добраться до финиша смог лишь единожды, в 1961-ом. Болид Cooper с двигателем Coventry Climax, прозванный «Пуля» (на фото), финишировал в той гонке девятым, хотя один круг даже лидировал. Что касается остальных выступлений, то на них Брэбема подводила техника: проблемы с зажиганием, с поршневой, пробитие бензобака – все это не давало австралийцу возможности финишировать.
На счету Брэбема три чемпионских титула, два из которых (1959, 1960) он завоевал в команде Cooper, а последний, 1966 года – за рулем болида собственной команды Brabham. В 1957 году Брэбем стал бронзовым призером гонки «24 Часа Ле-Мана». Умер чемпион совсем недавно, в 2014 году. Ему было 88 лет.
Джеки Стюарт
В свой дебютный год на «Инди-500» в 1966 году Сэр Джеки Стюарт едва не стал победителем – он лидировал 40 кругов, но за 10 кругов до финиша начались проблемы с давлением масла. В итоге Стюарт приехал лишь шестым, хотя стартовал 11-ым. В последующие годы Стюарт предпринимал другие попытки выступить в главной гонке Индианаполиса, но не всегда проходил даже квалификационный отбор.
Первый титул чемпиона Формулы-1 cэр Джеки Стюарт завоевал в 1969 году в команде Matra, второй – в 1971, за Tyrrell. Третье чемпионство (1973 год) тоже покорилось в составе «Тиррелла». В 1965 году шотландец выступил в гонке «24 Часа Ле-Мана», где стал вторым в своем классе и 10-м в абсолютном зачете. Ушел из автоспорта после инцидента на Гран-при США 1973 года – в аварии погиб его напарник и протеже Франсуа Север.
Йохен Риндт Австриец Йохен Риндт принимал участие в гонке на овале Индианаполиса два раза и оба были не особо успешными: в 1967 году, выступая за Eagle, Риндт финишировал 24-м (хотя стартовал 32-м), а в 1968-ом, стартуя с 16 позиции, Риндт классифицировался лишь 32-м. Гораздо драматичнее сложилась его карьера в Формуле-1.
В Формуле-1 Риндт выступал с 1964 года. Сезон 1970-го складывался для него почти идеально – из девяти первых гонок пилот команды Lotus одержал победу в пяти, создав огромный задел по очкам до ближайшего преследователя в лице Жаки Икса. Но на тренировочных заездах в Монце его болид, лишенный антикрыльев ради уменьшения аэродинамического сопротивления, попал в серьезную аварию из-за неисправности тормозов. Риндт погиб на месте. Накопленных за первые гонки очков оказалось достаточно, чтобы стать чемпионом – единственным посмертным чемпионом в Формуле-1. Награду принимала вдова Йохена – Нина Риндт (на фото).
Нельсон Пике В отличие от Фернандо Алонсо, Нельсон Пике выступил в «Инди-500» уже после завершения карьеры в Формуле 1. Дебютный год на овале, в 1992 году, не задался – Пике разбил свою машину во время тренировочных заездов и из-за полученных травм не смог принять участие в гонке. В 1993 году, однако, Пике-старший смог выступить. Квалифицировавшись 13-ым, он финишировал 32-м, всю гонку страдая из-за проблем с двигателем.
Нельсон Пике-старший – представитель «золотой турбо-эры» Формулы 1. У бразильца 3 титула чемпиона мира: два из них он смог завоевать за рулем болидов команды Brabham (1981 и 1983 год), а еще один – в команде Williams в 1987 году. Является отцом Нельсона Пике-младшего, который не особо блистал в Формуле 1 (если не считать скандала из-за аварии на Гран-При Сингапура), зато стал первым чемпионом серии Formula E.
Найджел Мэнселл
Человек с самыми узнаваемыми усами в истории Формулы 1 тоже участвовал в «500 милях Индианаполиса», и не в качестве разового участника, а на правах полноценного гонщика чемпионата CART. Хотя «Инди-500» Мэнселл не выиграл, приехав третьим, в дебютном сезоне 1993 года он стал чемпионом серии. Сезон 1994 года сложился не так удачно – 8 место в чемпионате и непримечательное 22 место по итогам гонки в Индианаполисе.
В CART Мэнселл ушел сразу же после своего триумфального 1992 года в Формуле 1 – завоевав 9 побед и 14 поул-позиций в 16 гонках, к концу чемпионата «Британский Лев» оторвался от ближайшего преследователя на 52 очка. Причиной ухода стали разногласия с командой Williams. Последние гонки в «Королеве Автоспорта» Мэнселл провел за рулем McLaren в 1995 году – это были Гран-При Сан-Марино и Испании.
Джим Кларк Первым чемпионом Формулы 1, которому покорилась и овальная трасса в Индианаполисе, стал Джим Кларк. Уже в своей дебютной гонке на «Инди-500» в 1963 году Кларк финишировал вторым, а два года спустя – первым. В 1966 году его Lotus снова был на финише вторым, ну а последняя гонка Джима на знаменитой трассе в 1967 не задалась – из-за проблем с двигателем пилот был классифицирован лишь 31-м.
Имя Джима Кларка неразрывно связано с командой Lotus, которая помогла ему дважды стать чемпионом мира, в 1963 и в 1965 году, однако в 1959-1961 годах Кларк также принимал участие в «24 Часах Ле-Мана»: в 1959 году британец финишировал вторым в своем классе, а годом позже – третьим и в классе, и в абсолюте. Погиб Джим Кларк 7 апреля 1968 года на трассе «Хоккенхаймринг» из-за поломки подвески на болиде.
Грэм Хилл Как было сказано ранее, в 1966 году Джеки Стюарт едва не выиграл «Инди-500», но в итоге финишировал лишь шестым из-за технических поломок. А выиграл ту гонку другой чемпион Формулы 1 – Грэм Хилл, причем выиграл с первой попытки. В последующие два года Хилл тоже участвовал в «Инди», но не добирался до клетчатого флага из-за аварии и технических проблем. В 1967 году британец классифицировался на 32 позиции, в 1968 – на 19.
У Хилла два чемпионских титула Формулы 1 за сезоны 1962 и 1968 годов, имеется и одна победа в абсолютном зачете «24 Часов Ле-Мана» за рулем Matra-Simca MS670 в 1972 году. Хотя гонщики в те годы часто погибали прямо на трассе, Хилл умер в авиакатастрофе, когда легкий самолет Piper PA-23 потерпел крушение над полем для гольфа в условиях сильного тумана.
Марио Андретти
Настоящий ветеран автоспорта Марио Андретти участвовал в «Инди-500», страшно представить, 29 раз, пропустив с 1965 по 1994 год только одну гонку, в 1979 году. Несмотря на огромный опыт, Марио побеждал здесь лишь единожды, в 1969 году – Андретти все время преследовали неудачи с техникой. В другие годы, когда не было проблем с машиной, американец всегда приезжал к финишу в Топ-10.
В Формуле 1 у Андретти всего один титул чемпиона (за 1978 год, завоеванный в команде Lotus), хотя выступал он в «Королеве Автоспорта» с 1968 по 1982 год. Однако Андретти есть чем гордиться – он единственный гонщик в мире, который одерживал победу в «Инди-500», «Дайтоне-500» и чемпионате Формулы 1. Является послом «Трассы Америк» в Формуле 1.
Эмерсон Фиттипальди
Завершив карьеру пилота Формулы-1 в 1980 году, Фиттипальди берет перерыв от гонок, а с 1984 по 1996 год выступает в чемпионате CART. Самым успешным годом для «Носа» стал 1989 – 5 побед за сезон (в том числе и на «Индианаполисе») и звание чемпиона серии со 196 очками в копилке. Еще одна победа на «Инди-500» была завоевана Фиттипальди в 1993 году.
Чемпионом мира в классе Формулы 1 Эмерсон Фиттипальди становился дважды: сперва – в команде Lotus, в 1972 году, а затем – на «МакЛарене», в 1974-ом. Позже бразилец создал собственную команду вместе с братом, но особых высот она не достигла. Сейчас 70-летний Эмерсон занимается бизнесом, в том числе и постройкой суперкаров под брендом Fittipaldi Motors.
Жак Вильнев
Последним на сегодняшний день чемпионом Формулы 1, который побеждал в «Инди-500», является Жак Вильнев, который провел два полноценных сезона в серии CART (1994-1995 годы) и принял участие в гонке «500 миль Индианаполиса» 2014 года. Самым успешным для канадца стал 1995 год – он не только одержал победу на знаменитой трассе, но и стал чемпионом CART.
Сын знаменитого Жиля Вильнева, Жак едва не стал чемпионом Формулы 1 в свой дебютный год (1996-ой), однако уже в следующем году вершина чемпионата ему покорилась. Вильнев запомнился ярчайшими противостояниями с Михаэлем Шумахером, а сейчас занимается ресторанным бизнесом, иногда участвует в гонках и дает комментарии (в основном – язвительного свойства) о текущих событиях в Формуле 1.