В 1970-е годы в Западной Европе практически все мальчишки грезили автомобилями и Уве Гембалла делал все, чтобы эти грезы стали реальностью. Принимая участие в местных соревнованиях в классе кузовных автомобилей (с переменным успехом), юный Уве копил на свое дело – ателье по тюнингу автомобилей. Благо, опыт множества немецких контор, открывшихся в семидесятые, подтверждал, что это очень перспективная ниша. Нужная сумма была собрана к 22-летию Уве – в 1978 году.
Что случилось с самым загадочным тюнером Porsche
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
В 1970-е годы в Западной Европе практически все мальчишки грезили автомобилями и Уве Гембалла делал все, чтобы эти грезы стали реальностью. Принимая участие в местных соревнованиях в классе кузовных автомобилей (с переменным успехом), юный Уве копил на свое дело – ателье по тюнингу автомобилей. Благо, опыт множества немецких контор, открывшихся в семидесятые, подтверждал, что это очень перспективная ниша. Нужная сумма была собрана к 22-летию Уве – в 1978 году.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
В 1979 году Гембалла зарегистрировал торговую марку G-Topline Automobiltechnik GmbH & Co. KG., которая принялась за тюнинг интерьеров BMW и Porsche. В ателье устанавливали кастомные приборные панели, встраивали телевизоры и видеомагнитофоны, перешивали сиденья, карты дверей и потолки... Поскольку в начавшиеся «дискотечные» 1980-е подобные услуги индивидуализации пользовались большой популярностью, уже к 1981 году маленькая гаражная фирма из Леонберга превратилась в полноценное предприятие, которое было переименовано в честь основателя и стала носить имя Gemballa.
В 1979 году Гембалла зарегистрировал торговую марку G-Topline Automobiltechnik GmbH & Co. KG., которая принялась за тюнинг интерьеров BMW и Porsche. В ателье устанавливали кастомные приборные панели, встраивали телевизоры и видеомагнитофоны, перешивали сиденья, карты дверей и потолки... Поскольку в начавшиеся «дискотечные» 1980-е подобные услуги индивидуализации пользовались большой популярностью, уже к 1981 году маленькая гаражная фирма из Леонберга превратилась в полноценное предприятие, которое было переименовано в честь основателя и стала носить имя Gemballa.
Несмотря на молодость, фирма Gemballa не стеснялась использовать необычные и прогрессивные по тем временам решения. Например, уже в 1982 году ателье представило первую в мире полностью функциональную светодиодную панель приборов, которая впоследствии стала главной фишкой автомобилей Gemballa. Годом позже было готово еще одно революционное решение – управление аудиосистемой с помощью кнопок, интегрированных в рулевое колесо.
Несмотря на молодость, фирма Gemballa не стеснялась использовать необычные и прогрессивные по тем временам решения. Например, уже в 1982 году ателье представило первую в мире полностью функциональную светодиодную панель приборов, которая впоследствии стала главной фишкой автомобилей Gemballa. Годом позже было готово еще одно революционное решение – управление аудиосистемой с помощью кнопок, интегрированных в рулевое колесо.
Смелые решения компании не остались без внимания. В 1984 году в Gemballa поступил заказ из Ближнего Востока (предположительно – от старшего сына Саддама Хусейна, Удея). Объектом тюнинга должна была стать BMW M635 CSi. Денег на проект не жалели и Гембалла согласился. Результат был готов год спустя: расширенный до двух метров кузов, ярко-желтый цвет, полностью переработанный интерьер с телевизором, цифровой панелью приборов, сиденьями Recaro C и Hi-End аудиосистемой Pioneer – все это заказчику обошлось в 275 тысяч дойчмарок.
Смелые решения компании не остались без внимания. В 1984 году в Gemballa поступил заказ из Ближнего Востока (предположительно – от старшего сына Саддама Хусейна, Удея). Объектом тюнинга должна была стать BMW M635 CSi. Денег на проект не жалели и Гембалла согласился. Результат был готов год спустя: расширенный до двух метров кузов, ярко-желтый цвет, полностью переработанный интерьер с телевизором, цифровой панелью приборов, сиденьями Recaro C и Hi-End аудиосистемой Pioneer – все это заказчику обошлось в 275 тысяч дойчмарок.
Впоследствии Gemballa построили еще как минимум одну похожую BMW M635 CSi (черного цвета с красным салоном). Что касается судьбы автомобиля Удея Хусейна, то его в 2003 году обнаружили американские военные при штурме особняка сына Саддама. «Шестерка» пребывала в плачевном состоянии, но была вполне комплектной. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Но вернемся в 1985 год – ведь в этот момент Gemballa построила первые проекты на базе Porsche, которые фанатам известны как Avalanche и Cyrrus (на фото).
Впоследствии Gemballa построили еще как минимум одну похожую BMW M635 CSi (черного цвета с красным салоном). Что касается судьбы автомобиля Удея Хусейна, то его в 2003 году обнаружили американские военные при штурме особняка сына Саддама. «Шестерка» пребывала в плачевном состоянии, но была вполне комплектной. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Но вернемся в 1985 год – ведь в этот момент Gemballa построила первые проекты на базе Porsche, которые фанатам известны как Avalanche и Cyrrus (на фото).
...А также создали ультрароскошную версию Mercedes S-класса в 126-ом кузове – опять же, для заказчиков с Востока (на фото). К 1985 году Gemballa успела поработать даже с Rolls-Royce и Ferrari, однако здесь переделки ограничивались интерьерами. Примерно в то же время Gemballa регистрируется как автопроизводитель. По этой причине вы не встретите на проектах компании эмблем Porsche или, впоследствии, Ferrari.
...А также создали ультрароскошную версию Mercedes S-класса в 126-ом кузове – опять же, для заказчиков с Востока (на фото). К 1985 году Gemballa успела поработать даже с Rolls-Royce и Ferrari, однако здесь переделки ограничивались интерьерами. Примерно в то же время Gemballa регистрируется как автопроизводитель. По этой причине вы не встретите на проектах компании эмблем Porsche или, впоследствии, Ferrari.
В следующем 1986 году студия Gemballa продолжила выпускать эпатажные проекты: дебютировал кабриолет на базе все той же «шестерки» BMW, а также укороченный и расширенный Mercedes S-класса в кузове купе, который позиционировался как более мощный и роскошный аналог Audi Quattro. Технические изюминки тоже присутствовали: немцы начали предлагать камеру заднего вида вместо наружных зеркал. В 1986 году! На любой автомобиль!
В следующем 1986 году студия Gemballa продолжила выпускать эпатажные проекты: дебютировал кабриолет на базе все той же «шестерки» BMW, а также укороченный и расширенный Mercedes S-класса в кузове купе, который позиционировался как более мощный и роскошный аналог Audi Quattro. Технические изюминки тоже присутствовали: немцы начали предлагать камеру заднего вида вместо наружных зеркал. В 1986 году! На любой автомобиль!
Иллюстрацией данного решения частично может служить прокачанная в 1987 году Ferrari Testarossa, которую представили на Парижском автосалоне: купированные боковые зеркала были чисто номинальными, на случай выхода из строя камеры. Зато аэродинамический обвес был полностью функциональным – в стиле Porsche Avalanche. Салон был дополнен усыпанным кнопками рулем, экраном для камеры и телевизора, а также регулируемыми во всех мыслимых направлениях креслами Recaro.
Иллюстрацией данного решения частично может служить прокачанная в 1987 году Ferrari Testarossa, которую представили на Парижском автосалоне: купированные боковые зеркала были чисто номинальными, на случай выхода из строя камеры. Зато аэродинамический обвес был полностью функциональным – в стиле Porsche Avalanche. Салон был дополнен усыпанным кнопками рулем, экраном для камеры и телевизора, а также регулируемыми во всех мыслимых направлениях креслами Recaro.
К 1986 году компания Gemballa заручилась поддержкой Porsche. На звание заводского тюнера, конечно, она не претендовала, но одобрение получила, потому модели под тюнинг стали поступать в цеха в Леонберге иногда еще до того, как показывались на публике. В 1988 году к сотрудничеству с Gemballa подключились еще два известных ателье – отделение BMW Individual, а также AMG, которые в то время начинали сближаться с Mercedes.
К 1986 году компания Gemballa заручилась поддержкой Porsche. На звание заводского тюнера, конечно, она не претендовала, но одобрение получила, потому модели под тюнинг стали поступать в цеха в Леонберге иногда еще до того, как показывались на публике. В 1988 году к сотрудничеству с Gemballa подключились еще два известных ателье – отделение BMW Individual, а также AMG, которые в то время начинали сближаться с Mercedes.
В конце 80-х Gemballa принялась за новое поколение 911 (964): стандартным «Каррерам» придавали внешность в стиле Turbo, а на сами Turbo ставили новый обвес, который, как можно видеть, отдаленно напоминает Porsche 944 Turbo S. А еще для 964 предлагалось множество опций: мощные аудиосистемы, специальный мощный кондиционер для стран с жарким климатом, и даже факс.
В конце 80-х Gemballa принялась за новое поколение 911 (964): стандартным «Каррерам» придавали внешность в стиле Turbo, а на сами Turbo ставили новый обвес, который, как можно видеть, отдаленно напоминает Porsche 944 Turbo S. А еще для 964 предлагалось множество опций: мощные аудиосистемы, специальный мощный кондиционер для стран с жарким климатом, и даже факс.
Первый полноценный тюнинг-кит для мотора Gemballa представила в 1994 году, на базе Porsche 911 в кузове 993. Двигатель стандартной Carrera S оснастили двумя турбинами, что позволило поднять мощность до 570 лошадиных сил. Улучшенная аэродинамика позволяла Gemballa Le-Mans 570 (так назывался автомобиль) быть быстрее заводского Turbo на большинстве трасс.
Первый полноценный тюнинг-кит для мотора Gemballa представила в 1994 году, на базе Porsche 911 в кузове 993. Двигатель стандартной Carrera S оснастили двумя турбинами, что позволило поднять мощность до 570 лошадиных сил. Улучшенная аэродинамика позволяла Gemballa Le-Mans 570 (так назывался автомобиль) быть быстрее заводского Turbo на большинстве трасс.
Конец 90-х компания Gemballa встречала на подъеме: в сотрудничестве с шинниками Fulda был разработан экстремальный спидстер Gemballa Extremo (автомобиль использовался в качестве демонстрационного для новой линейки спортивных покрышек, но был доступен под заказ и для частных покупателей – всего-то за миллион марок), а производственные мощности компании переехали в более просторное здание по адресу улица Молленбах, строение 17. Там Gemballa и располагается с 1 августа 1998 года по наши дни.
Конец 90-х компания Gemballa встречала на подъеме: в сотрудничестве с шинниками Fulda был разработан экстремальный спидстер Gemballa Extremo (автомобиль использовался в качестве демонстрационного для новой линейки спортивных покрышек, но был доступен под заказ и для частных покупателей – всего-то за миллион марок), а производственные мощности компании переехали в более просторное здание по адресу улица Молленбах, строение 17. Там Gemballa и располагается с 1 августа 1998 года по наши дни.
Немалую славу принес Gemballa 996-й Porsche: начиная с 1999 года, ателье представило для свежего Porsche 911 несколько пакетов, которые включали как доработку аэродинамики, так и облегчение кузова и увеличение мощности. Дебют GTR 600 Convertible с дверями «крылья бабочки» на базе кабриолета 911 Turbo (на фото) состоялся в 2001 году.
Немалую славу принес Gemballa 996-й Porsche: начиная с 1999 года, ателье представило для свежего Porsche 911 несколько пакетов, которые включали как доработку аэродинамики, так и облегчение кузова и увеличение мощности. Дебют GTR 600 Convertible с дверями «крылья бабочки» на базе кабриолета 911 Turbo (на фото) состоялся в 2001 году.
Казалось бы, у компании с таким потенциалом наверняка должна быть автоспортивная история (особенно учитывая юность Уве Гембаллы), но нет. Видимо, Уве не сильно ностальгировал по автоспорту. В любом случае, одним из немногих примеров гоночных Gemballa являлась версия GTR 600-R Evo на базе 911 GT3: автомобиль выступал в Sport Auto Tuner Grand Prix на Хоккенхаймринге и считался одним из быстрейших тюнингованных машин, которым разрешалось выезжать на дороги общего пользования. Круг по Нордшляйфе у GTR 600-R Evo проходил 7 минут и 32 секунды.
Казалось бы, у компании с таким потенциалом наверняка должна быть автоспортивная история (особенно учитывая юность Уве Гембаллы), но нет. Видимо, Уве не сильно ностальгировал по автоспорту. В любом случае, одним из немногих примеров гоночных Gemballa являлась версия GTR 600-R Evo на базе 911 GT3: автомобиль выступал в Sport Auto Tuner Grand Prix на Хоккенхаймринге и считался одним из быстрейших тюнингованных машин, которым разрешалось выезжать на дороги общего пользования. Круг по Нордшляйфе у GTR 600-R Evo проходил 7 минут и 32 секунды.
В странах бывшего СССР про Gemballa начали говорить много и часто, когда вышли первые программы для нового Porsche Cayenne. Ателье предлагало три уровня доработок, самый крутой из которых (Aero III) включал не только развитой обвес, но и раздельные сиденья второго ряда, теле- и видеоаппаратуру, полностью перешитый салон и форсировку двигателя вплоть до 750 лошадиных сил.
В странах бывшего СССР про Gemballa начали говорить много и часто, когда вышли первые программы для нового Porsche Cayenne. Ателье предлагало три уровня доработок, самый крутой из которых (Aero III) включал не только развитой обвес, но и раздельные сиденья второго ряда, теле- и видеоаппаратуру, полностью перешитый салон и форсировку двигателя вплоть до 750 лошадиных сил.
С середины 90-х Gemballa сосредоточила свое внимание на Porsche. В 2005 году знаменитая линейка Avalanche, зародившаяся в 80-е, получила свое продолжение в лице Porsche 911 (997): Carrera S оснастили широченным обвесом и 650-сильным двигателем, который позволял ей выстреливать до 200 километров в час за 11,2 секунды и развивать до 335 километров в час максимальной скорости. На тот момент это был быстрейший автомобиль, который покидал стены предприятия в Леонберге.
С середины 90-х Gemballa сосредоточила свое внимание на Porsche. В 2005 году знаменитая линейка Avalanche, зародившаяся в 80-е, получила свое продолжение в лице Porsche 911 (997): Carrera S оснастили широченным обвесом и 650-сильным двигателем, который позволял ей выстреливать до 200 километров в час за 11,2 секунды и развивать до 335 километров в час максимальной скорости. На тот момент это был быстрейший автомобиль, который покидал стены предприятия в Леонберге.
В 2006-ом появился, пожалуй, самый яркий проект компании – Gemballa Mirage GT на базе суперкара Carrera GT. Мощность 10-цилиндрового атмосферного двигателя довели до 670 сил, полностью переработали интерьер и установили впечатляющий аэрокит. Максимальная скорость Carrera GT тоже чуть-чуть подросла и составила 335 километров в час.
В 2006-ом появился, пожалуй, самый яркий проект компании – Gemballa Mirage GT на базе суперкара Carrera GT. Мощность 10-цилиндрового атмосферного двигателя довели до 670 сил, полностью переработали интерьер и установили впечатляющий аэрокит. Максимальная скорость Carrera GT тоже чуть-чуть подросла и составила 335 километров в час.
2008 год стал поворотным для компании. Тогда Gemballa показала полугоночную Avalanche GTR 670 EVO-R (на фото), которая ускорялась до 100 километров в час за 3 секунды, а также широченный Tornado на базе обновленного Porsche Cayenne Turbo. Но Уве Гембалле этого казалось мало – он начал вынашивать идею проекта всей своей жизни... который его, в каком-то смысле, и погубил.
2008 год стал поворотным для компании. Тогда Gemballa показала полугоночную Avalanche GTR 670 EVO-R (на фото), которая ускорялась до 100 километров в час за 3 секунды, а также широченный Tornado на базе обновленного Porsche Cayenne Turbo. Но Уве Гембалле этого казалось мало – он начал вынашивать идею проекта всей своей жизни... который его, в каком-то смысле, и погубил.
Под давлением заказчиков с Ближнего Востока, которые хотели от ателье чего-то более эксклюзивного, нежели Mirage GT, Уве и его сотрудники в конце 2008 года начали работать над проектом MIG-U1 – спецверсией Ferrari Enzo с 700-сильным двигателем, впоследствии выпущенной в пяти экземплярах. И все это – в самый разгар финансового кризиса, когда спрос на роскошный тюнинг упал практически до нуля.
Под давлением заказчиков с Ближнего Востока, которые хотели от ателье чего-то более эксклюзивного, нежели Mirage GT, Уве и его сотрудники в конце 2008 года начали работать над проектом MIG-U1 – спецверсией Ferrari Enzo с 700-сильным двигателем, впоследствии выпущенной в пяти экземплярах. И все это – в самый разгар финансового кризиса, когда спрос на роскошный тюнинг упал практически до нуля.
Готовые MIG-U1 стали поступать к заказчикам в середине 2010 года. К тому моменту Уве успел переписать компанию на свою жену и в феврале уехать в ЮАР «с деловой поездкой», как звучала официальная версия. На самом же деле, компания задолжала «инвесторам» многие миллионы долларов, поэтому Уве был вынужден скрываться и от закона, и от коллекторов. Несмотря на меры предосторожности, Уве не удалось спастись – в октябре его нашли мертвым. Смерть была признана насильственной.
Готовые MIG-U1 стали поступать к заказчикам в середине 2010 года. К тому моменту Уве успел переписать компанию на свою жену и в феврале уехать в ЮАР «с деловой поездкой», как звучала официальная версия. На самом же деле, компания задолжала «инвесторам» многие миллионы долларов, поэтому Уве был вынужден скрываться и от закона, и от коллекторов. Несмотря на меры предосторожности, Уве не удалось спастись – в октябре его нашли мертвым. Смерть была признана насильственной.
Как затем выяснило следствие, заказчиком убийства стал Радован Крежчир – глава преступной группировки из Чехии. Вместе с ним, предположительно, Гембалла незаконно переправлял в ЮАР дорогие автомобили, чтобы поправить свое финансовое положение. Крежчир был приговорен к тюремному заключению, но смог бежать. После повторного ареста криминальный авторитет был приговорен к 20 годам лишения свободы. Что до компании Gemballa, то она в 2010 году показала лишь одну новую модель – Tornado.
Как затем выяснило следствие, заказчиком убийства стал Радован Крежчир – глава преступной группировки из Чехии. Вместе с ним, предположительно, Гембалла незаконно переправлял в ЮАР дорогие автомобили, чтобы поправить свое финансовое положение. Крежчир был приговорен к тюремному заключению, но смог бежать. После повторного ареста криминальный авторитет был приговорен к 20 годам лишения свободы. Что до компании Gemballa, то она в 2010 году показала лишь одну новую модель – Tornado.
В том же 2010 году жена Гембаллы объявила о банкротстве компании, но жизнь на улице Молленбах 17 замерла буквально на несколько дней. Компанию при содействии Штеффена Корбаха выкупил бизнесмен Андреас Шварц. И не просто выкупил, а погасил все ее долги и сохранил рабочие места для 20 человек. Так что в 2011 году для Gemballa началась полностью новая страница. Компания продолжила расширять линейку марок, машинами которых она занимается – сложившуюся за последние годы монополию Porsche разбавил McLaren.
В том же 2010 году жена Гембаллы объявила о банкротстве компании, но жизнь на улице Молленбах 17 замерла буквально на несколько дней. Компанию при содействии Штеффена Корбаха выкупил бизнесмен Андреас Шварц. И не просто выкупил, а погасил все ее долги и сохранил рабочие места для 20 человек. Так что в 2011 году для Gemballa началась полностью новая страница. Компания продолжила расширять линейку марок, машинами которых она занимается – сложившуюся за последние годы монополию Porsche разбавил McLaren.
После «второго дня рождения» Gemballa, которое состоялось 25 января 2011 года, ателье представило новую версию пакета Tornado для Cayenne, а также модифицированный Porsche Panamera, получивший имя Mistrale. Его можно было увидеть на предыдущем слайде. Первый проект на базе McLaren появился год спустя, в 2012-ом, и включал новые диски и аэродинамический пакет – двигатель модели MP4-12C не трогали.
После «второго дня рождения» Gemballa, которое состоялось 25 января 2011 года, ателье представило новую версию пакета Tornado для Cayenne, а также модифицированный Porsche Panamera, получивший имя Mistrale. Его можно было увидеть на предыдущем слайде. Первый проект на базе McLaren появился год спустя, в 2012-ом, и включал новые диски и аэродинамический пакет – двигатель модели MP4-12C не трогали.
С тех пор Gemballa регулярно радует автомобильных фанатов одной или парой новинок в год. 2017-й получился урожайным: после презентации в Женеве новой Gemballa Avalanche на базе 911 Turbo (991), компания показала на выставке SEMA широченный GT Concept, способный разгоняться до 100 километров в час за 2,4 секунды и развивать скорость в 360 километров в час. Сейчас дела у компании идут стабильно, но ореол загадочности вокруг Gemballa уже не тот – он ушел вместе с ее создателем, о котором многого не знали даже его родные и близкие.
С тех пор Gemballa регулярно радует автомобильных фанатов одной или парой новинок в год. 2017-й получился урожайным: после презентации в Женеве новой Gemballa Avalanche на базе 911 Turbo (991), компания показала на выставке SEMA широченный GT Concept, способный разгоняться до 100 километров в час за 2,4 секунды и развивать скорость в 360 километров в час. Сейчас дела у компании идут стабильно, но ореол загадочности вокруг Gemballa уже не тот – он ушел вместе с ее создателем, о котором многого не знали даже его родные и близкие.