Супруг королевы и его автомобили
Standard Nine 1935 года
Эту скромную машинку забытой английской марки Standard называют первым автомобилем принца Филиппа — во всяком случае, именно на ней он ездил во время короткого пребывания на Цейлоне в 1940 году (после принца перевели служить на дредноут Valiant на средиземном море). Машина сохранилась до наших дней и сейчас выставляется в отеле Galle Face на Шри-Ланке.
MG TC 1946 года
Этот автомобиль удостоился упоминания в подробном и довольно эмоциональном письме, написанном 21-летней Елизаветой в 1947 году, всего за несколько месяцев до свадьбы. Письмо на четырёх страницах было адресовано писательнице Бетти Шью, которая готовила альбом о монаршей свадьбе. Будущая королева описывает историю знакомства с принцем. Были в нём такие строчки: «Филипп наслаждается вождением, и ездит быстро. У него крохотный M.G., которым он очень горд — он катал меня, и как-то раз мы отправились в Лондон, что было очень весело. Только сидишь в машине словно прямо на дороге, а колёса находятся почти на уровне головы». Также принцесса вспоминала, что однажды за ними погнался фотограф.
MG TC 1946 года
Общедоступных фотографий этого спорткара не существует: из архивов известно лишь, что в сентябре 1946 года принц Филипп приобрёл MG TC чёрного цвета с зелёным салоном и номерными знаками «HXD 99». Это был популярный и недорогой родстер со скромным четырёхцилиндровым мотором 1.25 мощностью 55 лошадиных сил. Такая машина стоила 527 фунтов — примерно в полтора раза дороже простого семейного автомобиля похожих характеристик. Сохранился ли автомобиль до наших дней, неизвестно.
Land Rover 1953 года
На природе королевская семья часто использовала внедорожники Land Rover: например, в своей шотландской резиденции Балморал или на конных соревнованиях в Большом Виндзорском парке. Кстати, на фото — принц Филипп за рулём одного из первых королевских «Ленд Роверов» с номерным знаком «NXN 1». Любителям марки будет интересно узнать, что машина с номером шасси 47100011 — это один из 16 предсерийных Ленд Роверов с 86-дюймовой колёсной базой, что были собраны в первой половине 1953 года (до этого все Ленд Роверы имели более короткую 80-дюймовую базу). От обычных Ленд Роверов этой модели он отличался предсерийными дверями чуть иной конструкции, отсутствием светлого металла в отделке (рамка лобового стекла, «клыки» на бампере, дверные петли и ступичные колпачки были выкрашены в цвет кузова), механическими поворотниками-«траффикаторами» в передних крыльях, багажной дверью из двух половинок, комфортабельными кожаными креслами от седана Rover и радиоприёмником. Машина сохранилась, прошла реставрацию (правда, не вполне корректную), и выставляется в замке Балморал.
Lagonda 3-Litre Drophead Coupe 1954 года
После рождения детей, принца Чарльза и принцессы Анны, королевской чете потребовался четырёхместный автомобиль. Принц Филипп выбрал машину спортивного толка. Разумеется, британскую — марки Lagonda, которая в то время вместе c Aston Martin перешла под контроль промышленника Дэвида Брауна. Автомобиль с кузовом ателье Tickford имел независимую подвеску всех колёс и 140-сильную рядную «шестёрку» 2.9 конструкции Уолтера Бентли с двумя распредвалами (как и Астон Мартины того времени), и был способен набрать свыше 160 километров в час. И принц Филипп с удовольствием пользовался этой способностью.
Lagonda 3-Litre Drophead Coupe 1954 года
Автомобиль с номером шасси LB/290/31 — один из всего двадцати экземпляров модели 3-Litre первого поколения. По заказу принца Филиппа машину покрасили в особую тёмную расцветку «Эдинбургский зелёный», дополнили гидроприводом складной крыши, рычагом коробки передач на полу, радиотелефоном с прямой линией в Букингемский дворец и дополнительным зеркальцем в левом верхнем углу лобового стекла — чтобы королеве было удобно поправлять шляпку. Супруг королевы проездил на кабриолете с номером «OXR 1» семь лет, намотав 35 тысяч миль (56 тысяч километров): ездил на поло, отвозил принца Чарльза в школу, использовал в официальных визитах по всей стране, и даже взял на борт королевской яхты «Britannia» во время поездки в Австралию (на фото), чтобы не расставаться с любимой машиной в ходе Олимпиады-1956 в Мельбурне. Машина перешла в частные руки в 1962 году — с тех пор на ней номерной знак «XYX 3». В 2016 году её продали с аукциона за 337,5 тысяч фунтов — втрое дороже таких автомобилей в аналогичном состоянии.
Alvis TD21 1961 года
Свою Лагонду супруг королевы сменил на другой спортивный кабриолет — британской фирмы Alvis, и номерная табличка «OXR 1» перешла на него. Элитный спорткар TD21 выпускался с 1959 года. На Лондонском моторшоу 1961 года его сдержанно-элегантный дизайн работы швейцарского ателье Graber заметил принц, и вскоре разместил заказ. Специально для рослого принца ателье Park Ward (подразделение Rolls-Royce) изготовило кузов с лобовым стеклом увеличенной высоты и электроприводом крыши. По просьбе клиента приборную доску из полированного ореха, дававшего блики, заменили на деталь, обшитую кожей.
Alvis TD21 1961 года
Принц Филипп явно получал удовольствие от машины, и не спешил расставаться с ней: через несколько лет спорткар доработали, установив пятиступенчатую коробку ZF и еще ряд деталей от машин более позднего образца. Трёхлитровая «шестёрка» Alvis мощностью 115 лошадиных сил позволяла машине набирать 166 километров в час. Машина до сих пор принадлежит королевской семье, и изредка появляется на выставках и конкурсах элегантности. Сам по себе Alvis TD21 — очень редкий автомобиль: с 1959 по 1962 год было выпущено всего 1067 машин.
Land Rover Series II '109'
На фотографиях шестидесятых годов с конных состязаний часто можно увидеть королеву Елизавету II с супругом и детьми в компании длиннобазного пятидверного Ленд Ровера «Второй серии» с номерным знаком «JYV 1D». Впрочем, на снимках можно найти как минимум два разных автомобиля с одинаковым номером, на что ясно указывают по-разному расположенные фары.
Triplex GTS 1965 года
В середине шестидесятых принц Филипп приобрёл уникальный спортивный универсал Triplex GTS, построенный в единственном экземпляре на основе купе Reliant Scimitar по проекту фирмы Ogle Design. Название «Триплекс» здесь неспроста: это экспериментальная машина британской стекольной компании, на которой обкатывали новые технологии — многослойное стекло, тонировку стекла в массе и электрообогрев лобового. Автомобиль оснащался трёхлитровым двигателем Ford V6.
Принц Филипп при любой возможности с удовольствием садился за руль буквально чего угодно: вот он за баранкой двухэтажного автобуса во время визита на завод Leyland в Ланкашире в июле 1966 года. В автобусе с ним находились топ-менеджеры компании Дональд Стоукс и Уильям Блек, когда неожиданно для присутствующих супруг королевы c криком «оплачиваем билеты» включил передачу и вырулил на испытательную трассу.
Долговязый принц с трудом, но всё-таки влез в крошечный Fiat 500, чтобы опробовать машинку на испытательном треке Fiat в Турине. Фото сделано во время частного визита в Турин к маркизу Медичи дель Вальзекко.
Это фото сделано во время визита королевы на Шетландские острова в 1960 году: принц Филипп за рулём школьного микроавтобуса марки Morris.
Metrocab Taxi
У принца Филиппа был свой личный автомобиль-такси — чтобы не привлекать излишнего внимания во время частных визитов в Лондон. Причём таксомотором мог управлять как королевский водитель, так и сам принц. Что неизбежно породило байки вида «хотел доехать на такси, постучал в окошко, а за рулём сам Герцог Эдинбургский». От обычных таксомоторов его автомобиль отличался отсутствием фонаря на крыше, тёмно-зелёной расцветкой (вместо традиционной чёрной) и богато отделанным салоном. В 2017 году принц отказался от своего кэба, и машину отправили в музей.
Land Rover Discovery и Freelander
В последние годы принца Филиппа чаще всего видели за рулём двух машин: зелёного Land Rover Discovery с номерным знаком «OXR 2» или скромного тёмно-зелёного «Фрилендера» (на фото) с той самой номерной табличкой «OXR 1». На этой машине в 2019 году принц попал в аварию недалеко от Сандрингемского дворца, столкнувшись с минивэном Kia. После этого принц принял решение отказаться от водительских прав.