Культовые моторы V10
SRT Viper GTS
История «Вайпера» началась еще в 80-е годы прошлого века – во времена, когда Lamborghini принадлежала корпорации Chrysler и концерну требовался спорткар для улучшения собственной репутации. Собственно, именно инженеры Lamborghini сыграли не последнюю роль в появлении нового 10-цилиндрового двигателя, который изначально предполагалось использовать на тяжелых пикапах.
И хотя крайслеровский V10 впоследствии действительно можно было встретить на пикапе Dodge Ram SRT10, лучше всего этот мотор подошел «Гадюке». За свою четвертьвековую жизнь на конвейере Viper не только стал более технологичным и навороченным, но и прибавил в мощности – с 400 до 640 сил. При этом рабочий объем в последней версии мотора составил могучие 8,4 литра. И никакого наддува.
Ford Excursion
Еще один известный в определенных кругах обладатель V-образной «десятки» – Ford Excursion, который оснащался 6,8-литровым V10 Triton семейства Modular. Помимо Excursion, фордовский V10 по сей день можно найти в фургонах Е-серии, а также на тяжелых пикапах F450-750 и даже школьном автобусе Blue Bird Vision. В большинстве случаев (в том числе и в случае с Excursion), двигатель уже с завода может работать на газу.
В случае с Excursion отдача V10 составляла 310 лошадиных сил и 576 Ньютон-метров, наддува не предусмотрено. Такая модель продавалась с 2000 по 2005 год и заслужила мировую известность благодаря своим исполинским размерам и соответствующему аппетиту. По этой причине внедорожник часто попадается в рейтингах самых экономически невыгодных автомобилей. Но владельцев эта статистика нисколько не пугает.
Lamborghini Gallardo
Раз уж мы упомянули Lamborghini, нельзя не вспомнить и про Gallardo. При всем уважении к Huracan и его версии Performante, именно Gallardo стал первым десятицилиндровым Lambo (если не считать концепт-кар Cala). Уже после него появилось все остальное, включая 10-цилиндровые Audi.
Двигатель оригинального Gallardo имел номинальный рабочий объем пять литров и ровно 500 сил мощности. Впоследствии объем был увеличен до 5,2 литра и таким остается по сей день (если говорить о модели Huracan). Сейчас самым быстрым наследником Gallardo является Huracan Performante, с атмосферного V10 которого сняли 640 лошадиных сил – существует не так много машин, которые способны обогнать его на Нюрбургринге.
Audi RS6
Корни двигателя Audi RS6 тоже уходят к Gallardo, однако наличие двойного турбонаддува позволяет рассматривать его как отдельную главу этой истории. RS6 завоевала армию поклонников именно в поколении С6, так как ее десятицилиндровый двигатель предлагал широкие возможности для тюнинга без серьезного ущерба надежности. Седаны и универсалы RS6 предыдущей генерации до сих пор являются регулярными участниками гонок на ускорение.
Мотор RS6 – это V10 объемом 5 литров с парой турбин. Мощность достигала 580 лошадиных сил, а крутящий момент – 650 Ньютон-метров. Благодаря столь серьезной силовой установке, а также системе полного привода quattro, RS6 ускорялась до 100 километров в час за 4,5 секунды (в кузове седан), а максимальная скорость, если убрать ограничитель скорости, превышала отметку в 300 километров в час. Был у RS6 и не менее знаменитый соперник с 10 цилиндрами...
BMW M5
Наверное, именно М5 в кузове Е60 стала главным инженерным достижением отделения M GmbH последних десятилетий: 10-дроссельное чудо под названием S85, которое устанавливалось под ее капот, было создано в тесном сотрудничестве с гоночными инженерами BMW. Поэтому двигатель обладал не только высокой литровой мощностью (с пяти литров объема снималось 507 «лошадей»), но и неподражаемой «крутильностью» – красная зона тахометра только начиналась с отметки 8000 оборотов в минуту.
М5 была доступна в кузовах седан (Е60) и универсал (Е61), а вот коробка передач предлагалась только одна – 7-ступенчатый робот SMG (лишь в Северной Америке в качестве альтернативы была доступна 6-ступенчатая «механика»). Как и в случае с 10-цилиндровой RS6, у М5 Е60 был сумасшедший потенциал для тюнинга, что позволило компании G-Power построить на ее базе быстрейшие в мире седан и универсал для дорог общего пользования. Двигатель S85 также можно было встретить на купе и кабриолете М6 (Е63/64).
Lexus LFA
Появления серийной версии суперкара LFA мы ждали долгие годы и результат нас не разочаровал – автомобиль высоко оценили все журналисты, включая Джереми Кларксона. Помимо продуманной активной аэродинамики, LFA сводил всех с ума новым двигателем V10, который был создан в сотрудничестве с Yamaha и устанавливался только на эту модель.
Этот 4,8-литровый V10 мощностью 560 лошадиных сил раскручивался до 8700 оборотов в минуту, причем раскручивался настолько быстро, что Lexus пришлось поставить электронный тахометр, так как аналоговая стрелка просто не успевала за темпом суперкара (такова официальная легенда). С динамикой у LFA тоже был полный порядок: разгон до «сотни» занимал 3,7 секунды, а максимальная скорость доходила до 325 километров в час.
Porsche Carrera GT
Любимый автомобиль Вальтера Рерля был построен вокруг двигателя, который изначально должен был использоваться на болидах Формулы-1 команды McLaren Позднее мотор подумывали установить на спортпрототип для 24 часов Ле-Мана, но тоже не срослось. Так что Carrera GT достался практически гоночный мотор.
На прототипе Carrera GT V10 имел рабочий объем 5,5 литров, но его характер сочли слишком неуравновешенным для дорожного автомобиля. В результате объем увеличили до 5,7 кубических дециметров, что позволило снять с него 612 лошадиных сил. Для своего времени – а Carrera GT выпускалась с 2003 по 2007 год – спортивный родстер обладал отменными динамическими показателями: разгон до «сотни» занимал 3,5 секунды, а максимальная скорость доходила до 330 километров в час.
Volkswagen Touareg V10 TDI
Помните, сколько шума наделал 10-цилиндровый дизельный двигатель, который в начале 2000-х дебютировал на фольксвагеновских Touareg и Phaeton? С пяти литров рабочего объема удалось выжать невероятные для легковых дизелей 313 сил и 750 Ньютон-метров, что ставило тот же дизельный Touareg на одну ступеньку с премиальными конкурентами. Именно с этого двигателя и этой машины началась волна мощных дизелей, которые сейчас по литровой отдаче почти не уступают бензиновым собратьям.
Впоследствии инициативу Touareg V10 TDI подхватила дизельная Audi Q7, у которой под капотом было уже 12 дизельных цилиндров. Если кто-то думает, что с таким двигателем «Туарег» стал сильно экономичнее, то это не так – даже официальный смешанный расход топлива автомобиля был на уровне 12,5 литра на сто километров. Такая вот плата за 7 секунд разгона до 100 километров в час и могучий крутящий момент.
Ferrari F2004
Эру 10-цилиндровых болидов Формулы–1 вспоминают с чувством ностальгии – это эпоха надрывного рева моторов и ярких побед Михаэля Шумахера. Пожалуй, самым запоминающимся автомобилем того времени является Ferrari F2004, на которой «Красный Барон» выиграл 13 гонок сезона 2004 года из 18-ти. Всего же F2004 в том сезоне выиграла 15 этапов (две победы были на счету Рубенса Баррикелло).
Трехлитровый V10 Ferrari Tipo 053, согласно действующему на тот момент регламенту, не имел ни системы наддува, ни ERS. Мощность установки, в зависимости от трассы и режима, варьировалась от 880 до 950 лошадиных сил. Максимальные обороты были ограничены на отметке в 19 тысяч. Эра V10 продолжалась с середины 90-х по 2005 год. Потом пришли V-образные «восьмерки». И не только в Формулу-1...