Toyota Celica Supra (A40/A50)
Впервые имя Supra появилось в 1978 году. Тогда это была всего лишь топ-версия модели Celica.
Впервые имя Supra появилось в 1978 году. Тогда это была всего лишь топ-версия модели Celica.
Впервые имя Supra появилось в 1978 году. Тогда это была всего лишь топ-версия модели Celica.
Трехдверное купе получило немного удлиненный передок, чтобы под капотом поместилась рядная «шестерка» вместо четырехцилиндрового мотора.
Трехдверное купе получило немного удлиненный передок, чтобы под капотом поместилась рядная «шестерка» вместо четырехцилиндрового мотора.
Интересно, что модель создавали в противовес популярному в США купе Datsun Z-серии. Но повторить успех не вышло — машина получилась тяжелой и маломощной: моторы объемом 2,0-2,8 литра развивали от 111 до 125 сил. Да и внешность получилась невыразительная.
Интересно, что модель создавали в противовес популярному в США купе Datsun Z-серии. Но повторить успех не вышло — машина получилась тяжелой и маломощной: моторы объемом 2,0-2,8 литра развивали от 111 до 125 сил. Да и внешность получилась невыразительная.
А в Японии название Supra и вовсе не было в ходу: на домашнем рынке машина называлась просто Celica XX.
А в Японии название Supra и вовсе не было в ходу: на домашнем рынке машина называлась просто Celica XX.
Вышедшая в 1981 году Celica Supra второго поколения получилась куда интереснее благодаря модной внешности — стремительной клиновидной форме и убирающимся фарам. Да и техника вышла на совершенно другой уровень — новая машина оснащалась рядными «шестерками» мощностью до 178 лошадиных сил.
Вышедшая в 1981 году Celica Supra второго поколения получилась куда интереснее благодаря модной внешности — стремительной клиновидной форме и убирающимся фарам. Да и техника вышла на совершенно другой уровень — новая машина оснащалась рядными «шестерками» мощностью до 178 лошадиных сил.
Кстати, машины для Японии и остального мира заметно различались. В Европу и США шли большеобъёмные «атмосферники» серии M с 12-клапанной головкой, уходящие корнями в 60-е годы (2,8 литра, мощность 138-178 сил). Моторы для Японии имели объем всего 2 литра, зато технически были совершеннее. Японские Супры оснащались либо новейшими «атмосферниками» 1G-GEU с 24 клапанами (160 сил), либо старыми моторами серии M, но оснащенными турбиной (145-160 сил). Плюс бюджетный вариант — 125-сильный 1G-EU с простой 12-клапанной головкой.
Кстати, машины для Японии и остального мира заметно различались. В Европу и США шли большеобъёмные «атмосферники» серии M с 12-клапанной головкой, уходящие корнями в 60-е годы (2,8 литра, мощность 138-178 сил). Моторы для Японии имели объем всего 2 литра, зато технически были совершеннее. Японские Супры оснащались либо новейшими «атмосферниками» 1G-GEU с 24 клапанами (160 сил), либо старыми моторами серии M, но оснащенными турбиной (145-160 сил). Плюс бюджетный вариант — 125-сильный 1G-EU с простой 12-клапанной головкой.
В ходе рестайлинга 1984 года Celica Supra получила расширители колесных арок, немного иное оформление передка и чуть освеженный интерьер.
В ходе рестайлинга 1984 года Celica Supra получила расширители колесных арок, немного иное оформление передка и чуть освеженный интерьер.
Toyota Celica Supra второго поколения немного засветилась и в автоспорте — в кузовных чемпионатах в Британии, Австралии и Японии выступали официальные тойотовские команды. Особых успехов не было из-за недостатка мощности, хотя в BTCC быстрый кольцевик Вин Перси и легенда мотогонок Барри Шин смогли несколько раз финишировать в призах.
Toyota Celica Supra второго поколения немного засветилась и в автоспорте — в кузовных чемпионатах в Британии, Австралии и Японии выступали официальные тойотовские команды. Особых успехов не было из-за недостатка мощности, хотя в BTCC быстрый кольцевик Вин Перси и легенда мотогонок Барри Шин смогли несколько раз финишировать в призах.
В 1986 году, с выходом нового поколения, Supra стала отдельной моделью: Celica переехала на переднеприводную платформу, а Supra сохранила привод на задние колеса. Лаконичную, но одновременно эффектную внешность этой Супры нередко сравнивают с Porsche 944.
В 1986 году, с выходом нового поколения, Supra стала отдельной моделью: Celica переехала на переднеприводную платформу, а Supra сохранила привод на задние колеса. Лаконичную, но одновременно эффектную внешность этой Супры нередко сравнивают с Porsche 944.
Новая Supra по-прежнему оснащалась рядными шестицилиндровыми моторами — теперь уже трёхлитрового объема: это «атмосферник» 7M-GE мощностью 203 силы и его турбо-версия 7M-GTE мощностью 235 сил.
Новая Supra по-прежнему оснащалась рядными шестицилиндровыми моторами — теперь уже трёхлитрового объема: это «атмосферник» 7M-GE мощностью 203 силы и его турбо-версия 7M-GTE мощностью 235 сил.
Из-за особенностей налогообложения набор двигателей для Японии вновь оказался совершенно иным: двухлитровый «атмосферник» 1G-GEU мощностью 162 силы и турбомотор 1G-GTE отдачей 208 сил. Ближе к концу производства, в 1990 году, Supra получила еще один турбомотор теперь уже легендарного семейства JZ — 2,5-литровый 1JZ-GTE мощностью 280 лошадиных сил.
Из-за особенностей налогообложения набор двигателей для Японии вновь оказался совершенно иным: двухлитровый «атмосферник» 1G-GEU мощностью 162 силы и турбомотор 1G-GTE отдачей 208 сил. Ближе к концу производства, в 1990 году, Supra получила еще один турбомотор теперь уже легендарного семейства JZ — 2,5-литровый 1JZ-GTE мощностью 280 лошадиных сил.
В третьем поколении у Супры появился кузов «тарга-купе» со съёмной средней частью крыши.
В третьем поколении у Супры появился кузов «тарга-купе» со съёмной средней частью крыши.
Toyota довольно серьезно подошла к автоспортивной программе: специально ради омологации по группе A выпустили 500 машин в специальной версии Supra 3.0 GT Turbo A. Трёхлитровый турбомотор 7M-GTE снабдили более производительной турбиной и увеличенным интеркулером, причём для лучшего обдува по центру переднего бампера появился дополнительный воздухозаборник (на фото он частично закрыт номерным знаком). Все 500 машин были выкрашены в чёрный, причём колёсные диски сделали того же цвета
Toyota довольно серьезно подошла к автоспортивной программе: специально ради омологации по группе A выпустили 500 машин в специальной версии Supra 3.0 GT Turbo A. Трёхлитровый турбомотор 7M-GTE снабдили более производительной турбиной и увеличенным интеркулером, причём для лучшего обдува по центру переднего бампера появился дополнительный воздухозаборник (на фото он частично закрыт номерным знаком). Все 500 машин были выкрашены в чёрный, причём колёсные диски сделали того же цвета
Подразделение TRD Japan построило 11 гоночных машин для приближенных к Тойоте команд. Но особенно успешной в «кольце» Supra не была. По правилам вес машины был привязан к рабочему объему, поэтому Ford Sierra RS Cosworth с мотором 2.0 и Nissan Skyline GT-R с мотором 2.6 получались существенно легче. На фото — машина команды Tom's из японского чемпионата JTCC.
Подразделение TRD Japan построило 11 гоночных машин для приближенных к Тойоте команд. Но особенно успешной в «кольце» Supra не была. По правилам вес машины был привязан к рабочему объему, поэтому Ford Sierra RS Cosworth с мотором 2.0 и Nissan Skyline GT-R с мотором 2.6 получались существенно легче. На фото — машина команды Tom's из японского чемпионата JTCC.
Самый странный эпизод в истории Супры — это её короткая раллийная карьера. Сложно представить машину менее подходящую для ралли, чем тяжелый заднеприводный спорткар. Но в период после запрета болидов группы B и до появления полноприводной Селики группы А Тойоте требовалась хоть какая-то машина для выступления в ралли...
Самый странный эпизод в истории Супры — это её короткая раллийная карьера. Сложно представить машину менее подходящую для ралли, чем тяжелый заднеприводный спорткар. Но в период после запрета болидов группы B и до появления полноприводной Селики группы А Тойоте требовалась хоть какая-то машина для выступления в ралли...
Для ралли подготовили два варианта Супры — атмосферный и турбированный. В эпоху группы B Toyota была сосредоточена на выступлениях в убойных африканских ралли, и здесь прочная конструкция Супры сыграла положительную роль. На африканском ралли «Сафари» в 1987 году швед Ларс-Эрик Торп взял «бронзу», а после гонщики Тойоты два года подряд отмечались там же финишем на четвертой и пятой позиции.
Для ралли подготовили два варианта Супры — атмосферный и турбированный. В эпоху группы B Toyota была сосредоточена на выступлениях в убойных африканских ралли, и здесь прочная конструкция Супры сыграла положительную роль. На африканском ралли «Сафари» в 1987 году швед Ларс-Эрик Торп взял «бронзу», а после гонщики Тойоты два года подряд отмечались там же финишем на четвертой и пятой позиции.
Представленная в 1993 году Supra четвертого поколения получила элегантную и самобытную внешность в модном тогда стиле биодизайна. Спорткар создали на одной технической базе с большим заднеприводным купе Lexus SC300 (Toyota Soarer).
Представленная в 1993 году Supra четвертого поколения получила элегантную и самобытную внешность в модном тогда стиле биодизайна. Спорткар создали на одной технической базе с большим заднеприводным купе Lexus SC300 (Toyota Soarer).
По динамическим характеристикам Supra приближалась к суперкарам той эпохи. На экспортных версиях мощность трехлитрового двигателя 2JZ-GTE с двумя разновеликими турбинами достигала 330 лошадиных сил, разгон до 100 километров в час занимал 5,1 секунду, а максимальная скорость без ограничителя достигала 285 километров в час. К тому же прочный двигатель с чугунным блоком легко выдерживал повышение давления наддува, за что ее до сих пор обожают любители дрэг-рейсинга и дрифта...
По динамическим характеристикам Supra приближалась к суперкарам той эпохи. На экспортных версиях мощность трехлитрового двигателя 2JZ-GTE с двумя разновеликими турбинами достигала 330 лошадиных сил, разгон до 100 километров в час занимал 5,1 секунду, а максимальная скорость без ограничителя достигала 285 километров в час. К тому же прочный двигатель с чугунным блоком легко выдерживал повышение давления наддува, за что ее до сих пор обожают любители дрэг-рейсинга и дрифта...
Впрочем, основные продажи пришлись на более доступную и менее мощную модификацию без турбонаддува: на ней трехлитровый мотор 2JZ-GE выдавал скромные 220 лошадиных сил.
Впрочем, основные продажи пришлись на более доступную и менее мощную модификацию без турбонаддува: на ней трехлитровый мотор 2JZ-GE выдавал скромные 220 лошадиных сил.
Турбированная Supra, выпущенная для европейского рынка, легко опознается по накладному воздухозаборничку на капоте. Выглядит как неуместный тюнинг, но облегчает температурный режим мотора на высоких скоростях.
Турбированная Supra, выпущенная для европейского рынка, легко опознается по накладному воздухозаборничку на капоте. Выглядит как неуместный тюнинг, но облегчает температурный режим мотора на высоких скоростях.
Во всем мире Супру прекратили продавать в 1998 году, но для Японского рынка ее выпускали вплоть до 2002 года.
Во всем мире Супру прекратили продавать в 1998 году, но для Японского рынка ее выпускали вплоть до 2002 года.
Toyota Supra с 1994 года успешно ездила в японском кольцевом чемпионате JGTC. Правда, для соревнований шестицилиндровый мотор серии JZ с тяжелым чугунным блоком заменили на четырехцилиндровый гоночный турбомотор 503E, развивавший около 480 лошадиных сил.
Toyota Supra с 1994 года успешно ездила в японском кольцевом чемпионате JGTC. Правда, для соревнований шестицилиндровый мотор серии JZ с тяжелым чугунным блоком заменили на четырехцилиндровый гоночный турбомотор 503E, развивавший около 480 лошадиных сил.
У «восьмидесятой» Супры была сверхдолгая карьера в чемпионате JGTC, а потом и в пришедшей ему на смене серии Super GT — она выступала в гонках до 2006 года. Правда, её последние эволюции лишь отдаленно напоминали серийное купе. Машина была собрана вокруг пространственной рамы, подвески выполнены по «формульной» схеме с толкающими рычагами, а под капотом размещался гоночный V8 4.5 семейства UZ.
У «восьмидесятой» Супры была сверхдолгая карьера в чемпионате JGTC, а потом и в пришедшей ему на смене серии Super GT — она выступала в гонках до 2006 года. Правда, её последние эволюции лишь отдаленно напоминали серийное купе. Машина была собрана вокруг пространственной рамы, подвески выполнены по «формульной» схеме с толкающими рычагами, а под капотом размещался гоночный V8 4.5 семейства UZ.
А ещё в середине 90-х Toyota Supra выставлялась в «24 часах Ле-Мана» силами полузаводской команды SARD. Купе получило четырехцилиндровый турбомотор 503E, форсированный до 650 сил, шестиступенчатую коробку передач Xtrac, углеродные тормоза, аэродинамику от машин серии JGTC и оригинальную подвеску на толкающих рычагах в духе болидов группы C.
А ещё в середине 90-х Toyota Supra выставлялась в «24 часах Ле-Мана» силами полузаводской команды SARD. Купе получило четырехцилиндровый турбомотор 503E, форсированный до 650 сил, шестиступенчатую коробку передач Xtrac, углеродные тормоза, аэродинамику от машин серии JGTC и оригинальную подвеску на толкающих рычагах в духе болидов группы C.
Но выступление в Ле-Мане 1995 года оказалось провальным: машине не хватало тестов, и в ходе гонки возникли многочисленные проблемы. Но даже будь все иначе — в гонки уже пришли болиды Mclaren F1, конструкция которых была гораздо совершеннее. На счету этой Тойоты — лишь четырнадцатое место в гонке 1995 года (седьмое в классе LMGTE) и сход в 1996 году.
Но выступление в Ле-Мане 1995 года оказалось провальным: машине не хватало тестов, и в ходе гонки возникли многочисленные проблемы. Но даже будь все иначе — в гонки уже пришли болиды Mclaren F1, конструкция которых была гораздо совершеннее. На счету этой Тойоты — лишь четырнадцатое место в гонке 1995 года (седьмое в классе LMGTE) и сход в 1996 году.
Кстати, есть в гоночной биографии Супры и экспериментальная гибридная модификация Supra HV-R, разработанная Тойотой совместно с командой SARD на основе купе серии Super GT. 480-сильному бензиновому двигателю V8 4.5 помогала пара маленьких электромоторов мощностью 10 киловатт в передних колесах и 150-киловаттный электромотор сзади. Суммарная мощность силовой установки превышала 700 лошадиных сил
Кстати, есть в гоночной биографии Супры и экспериментальная гибридная модификация Supra HV-R, разработанная Тойотой совместно с командой SARD на основе купе серии Super GT. 480-сильному бензиновому двигателю V8 4.5 помогала пара маленьких электромоторов мощностью 10 киловатт в передних колесах и 150-киловаттный электромотор сзади. Суммарная мощность силовой установки превышала 700 лошадиных сил