До появления грузовиков доставка древесины выглядела следующим образом: бралось крепкое деревцо поближе к реке, срубалось, заваливалось в реку и отправлялось вниз по течению. Там, где течение становилось менее сильным, организовывалась либо станция с упряжками, либо небольшая железнодорожная станция. И, конечно же, лесопильня – не каждая лошадь утащит за собой сосну, не говоря о секвойе.
Лошадки, везущие хворосту воз
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
До появления грузовиков доставка древесины выглядела следующим образом: бралось крепкое деревцо поближе к реке, срубалось, заваливалось в реку и отправлялось вниз по течению. Там, где течение становилось менее сильным, организовывалась либо станция с упряжками, либо небольшая железнодорожная станция. И, конечно же, лесопильня – не каждая лошадь утащит за собой сосну, не говоря о секвойе.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Первый задокументированный случай использования грузовика в качестве транспорта для перевозки древесины датирован 1913 годом. Случилось это в Ковингтоне (Вашингтон, США). В те годы Америка уже была «на колесах», однако использовать автомобили в транспортировке деревьев не спешили. Причина заключалась в том, что подходящие деревья были в таких местах, куда так просто на машине не подъедешь. Несовершенство шасси первых грузовиков, а также примитивные шины, делали их малопривлекательными для лесозаготовщиков.
Первый задокументированный случай использования грузовика в качестве транспорта для перевозки древесины датирован 1913 годом. Случилось это в Ковингтоне (Вашингтон, США). В те годы Америка уже была «на колесах», однако использовать автомобили в транспортировке деревьев не спешили. Причина заключалась в том, что подходящие деревья были в таких местах, куда так просто на машине не подъедешь. Несовершенство шасси первых грузовиков, а также примитивные шины, делали их малопривлекательными для лесозаготовщиков.
Спрос на грузовики-лесовозы в США пришел с Первой мировой войной – для постройки самолетов нужны были большие объемы ситхинской ели, поэтому правительство приняло постановление «Об учреждении лесовозных грузоперевозок в штате Вашингтон». После этого были построены грунтовые дороги к основным местам лесозаготовки. После войны спрос на лесовозы стал стремительно расти – прогресс сделал их более выносливыми, а в смысле денежных затрат они намного опережали локомотивы с вагонами.
Спрос на грузовики-лесовозы в США пришел с Первой мировой войной – для постройки самолетов нужны были большие объемы ситхинской ели, поэтому правительство приняло постановление «Об учреждении лесовозных грузоперевозок в штате Вашингтон». После этого были построены грунтовые дороги к основным местам лесозаготовки. После войны спрос на лесовозы стал стремительно расти – прогресс сделал их более выносливыми, а в смысле денежных затрат они намного опережали локомотивы с вагонами.
В 1920-е и 1930-е годы примитивные грузовики стали более технологичными: появились более совершенные тормоза и шасси, пневматические шины сменили безнаддувные резиновые (а иногда использовались и металлические). С развитием сети дорог развивались и перевозки древесины грузовиками – примерно в 1935 объемы перевозок пиломатериала поездами и машинами сравнялся. В 1920-е годы лесовозы становятся популярными и в Европе, где тон задает компания Volvo (на фото - Volvo Series 1, 1928 год).
В 1920-е и 1930-е годы примитивные грузовики стали более технологичными: появились более совершенные тормоза и шасси, пневматические шины сменили безнаддувные резиновые (а иногда использовались и металлические). С развитием сети дорог развивались и перевозки древесины грузовиками – примерно в 1935 объемы перевозок пиломатериала поездами и машинами сравнялся. В 1920-е годы лесовозы становятся популярными и в Европе, где тон задает компания Volvo (на фото - Volvo Series 1, 1928 год).
В Советском Союзе лесовозы появились в начале 1930-х годов, причем для этих целей использовались отнюдь не седельные тягачи. Применялись кузовные машины, которые либо сверху нагружали стволами, либо снимали кузов и устанавливали U-образные рамы для большей вместимости. И прицепы никто не отменял, конечно (на фото – лесовоз на базе ЗиС-5).
В Советском Союзе лесовозы появились в начале 1930-х годов, причем для этих целей использовались отнюдь не седельные тягачи. Применялись кузовные машины, которые либо сверху нагружали стволами, либо снимали кузов и устанавливали U-образные рамы для большей вместимости. И прицепы никто не отменял, конечно (на фото – лесовоз на базе ЗиС-5).
После Второй мировой войны лесовозы приобретают тот самый вид, который свойственен им и по сей день: для работы в сложных условиях отбираются грузовики с преимущественно высоким клиренсом, полным приводом и тяговитыми двигателями. U-образные надстройки (коники) иногда делают сами заводы-производители (например, МАЗ), а иногда – сторонние конторы. В 1940-ые годы в СССР возникает сразу несколько проектов грузовиков, предназначенных под лесоперевозки. В том числе и от НАМИ с паровым (!) двигателем (на фото). В серию, разумеется, попадают единицы.
После Второй мировой войны лесовозы приобретают тот самый вид, который свойственен им и по сей день: для работы в сложных условиях отбираются грузовики с преимущественно высоким клиренсом, полным приводом и тяговитыми двигателями. U-образные надстройки (коники) иногда делают сами заводы-производители (например, МАЗ), а иногда – сторонние конторы. В 1940-ые годы в СССР возникает сразу несколько проектов грузовиков, предназначенных под лесоперевозки. В том числе и от НАМИ с паровым (!) двигателем (на фото). В серию, разумеется, попадают единицы.
Многие лесовозы таскают с собой прицеп-роспуск. Эта идея тоже появилась сразу после войны. По сути, это дополнительный хвост для бревен, который, пока грузовик не загружен, находится над его задними осями. Он может опускаться как вручную, так и с помощью специальных электрогидравлических систем. Более того, роспуск может быть и тяговым, если для него предусмотрен вал отбора мощности.
Многие лесовозы таскают с собой прицеп-роспуск. Эта идея тоже появилась сразу после войны. По сути, это дополнительный хвост для бревен, который, пока грузовик не загружен, находится над его задними осями. Он может опускаться как вручную, так и с помощью специальных электрогидравлических систем. Более того, роспуск может быть и тяговым, если для него предусмотрен вал отбора мощности.
И, конечно же, важной вехой в истории лесовозов стали манипуляторы. Одним из первых, кто получил механическую руку, стал International Harvest (на фото). Манипуляторы встречаются на лесовозах не часто, а если и встречаются, то обычно являются разработкой сторонних производителей. Чаще всего их устанавливали на советские и российские лесовозы. В остальных случаях, дерево загружается либо харвестером (лесозаготовительным трактором), либо с помощью лебедочных систем на кониках.
И, конечно же, важной вехой в истории лесовозов стали манипуляторы. Одним из первых, кто получил механическую руку, стал International Harvest (на фото). Манипуляторы встречаются на лесовозах не часто, а если и встречаются, то обычно являются разработкой сторонних производителей. Чаще всего их устанавливали на советские и российские лесовозы. В остальных случаях, дерево загружается либо харвестером (лесозаготовительным трактором), либо с помощью лебедочных систем на кониках.
В работе лесовозов, как и в других грузоперевозках, важна масса перевозимого груза. Сейчас существуют два типа лесовозов: те, которые допускаются на дороге общего пользования, и те которым туда путь закрыт из-за чрезмерной нагрузки на дорожное покрытие. Представленный на фото Kenworth C500 – как раз из последней группы.
В работе лесовозов, как и в других грузоперевозках, важна масса перевозимого груза. Сейчас существуют два типа лесовозов: те, которые допускаются на дороге общего пользования, и те которым туда путь закрыт из-за чрезмерной нагрузки на дорожное покрытие. Представленный на фото Kenworth C500 – как раз из последней группы.
Сегодня грузовики-лесовозы являются одним из самых популярных вариантов перевозки дерева. Конкуренцию им составляет лишь железнодорожный транспорт, но только в случае дальних расстояний. Лесовозы используют во всем мире без исключения. Следующая десятка фотографий – демонстрация феноменальных возможностей этих машин.
Сегодня грузовики-лесовозы являются одним из самых популярных вариантов перевозки дерева. Конкуренцию им составляет лишь железнодорожный транспорт, но только в случае дальних расстояний. Лесовозы используют во всем мире без исключения. Следующая десятка фотографий – демонстрация феноменальных возможностей этих машин.
GMC 1948 года и секвойя. Не «Тойота».
GMC 1948 года и секвойя. Не «Тойота».
А тут поместилось сразу несколько некрупных секвой.
А тут поместилось сразу несколько некрупных секвой.
Трудяги International за работой.
Трудяги International за работой.
«Пасифик». Где-то в глубине Британской Колумбии (Канада).
«Пасифик». Где-то в глубине Британской Колумбии (Канада).
Смотрели фильм «Пункт назначения»?
Смотрели фильм «Пункт назначения»?
Красивейший Kenworth T800. Тоже любит деревья таскать.
Красивейший Kenworth T800. Тоже любит деревья таскать.
Неудачный эксперимент – МАЗ-543 в роли лесовоза. Построили всего две таких машины, которые оказались слишком тяжелыми и прожорливыми.
Неудачный эксперимент – МАЗ-543 в роли лесовоза. Построили всего две таких машины, которые оказались слишком тяжелыми и прожорливыми.
В старушке-Европе чаще всего роль лесовозов исполняют «Вольво» и «Мерседесы».
В старушке-Европе чаще всего роль лесовозов исполняют «Вольво» и «Мерседесы».
Австралия. Да, слева Skyline, но сегодня речь не о нем.
Австралия. Да, слева Skyline, но сегодня речь не о нем.
Ну и отечественная «классика».
Ну и отечественная «классика».