Подписано --в печать
Шумиха вокруг 3D-принтеров, не стихающая последние пару лет, более чем оправдана — на носу, как никак, революция в промышленности. Не обходят стороной чудо-технику и в автомобильном мире — в конце прошлой недели в рамках тюнинг-фестиваля SEMA дебютировал электрокар Local Motors LM3D Swim, на 75 процентов состоящий из напечатанных деталей. «Мотор» вспомнил еще несколько примеров автомобилей, рожденных принтерами и существующих уже сегодня.
Начнем с одной из самых опытных в деле «3D-автомобиля» компаний – американской Kor Ecologic, которая была основана инженером Джимом Кором. Его команда работает над проектом Urbee уже более 15 лет и добилась неплохих результатов. В 2013-м фирма анонсировала первый прототип и вскоре представила саму машину, получившую имя Urbee 2. Это была гибридная модель с кузовом и некоторыми деталями интерьера, напечатанными на 3D-принтере по технологии Fused Deposition Modeling, когда микроскопически тонкие слои пластика наносятся один на другой. Однако силовая структура тут другая – в основе машины лежит металлический каркас.
Разработчики потратили на создание автомобиля 2500 часов и примерно 50 тысяч долларов. Трехколесная машина (можете называть ее трайком или трициклом, но помните – у нее есть салон) массой всего в 544 килограмма оснащена двумя электромоторами мощностью восемь лошадиных сил каждый, комплектом батарей и одноцилиндровым ДВС на 10 сил – для подзарядки.
Urbee 2 не впечатляет максимальной скоростью (112 километров в час) однако обладает фантастически низким коэффициентом лобового сопротивления (0,149) и способен проезжать исключительно на электротяге почти 65 километров. Вскоре фирма обещает установить мировой рекорд экономичности — пересечь на Urbee 2 США с востока на запад, проделав путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско (свыше 4500 километров) на 38 литрах биотоплива. Причем в салоне автомобиля высотой чуть больше метра будут находиться два человека и собака.
Основанная в 2007 году фирма Local Motors прославилась в 2014-м, когда представила первый напечатанный на принтере прототип Strati. А минувшей зимой на Детройтском автосалоне Local Motors прямо на глазах у публики запустила 3D-производство и за 44 часа клонировала Strati. На принтере были сделаны шасси, кузов, сиденья, приборная панель и центральная консоль.
В качестве силовой установки для Strati используют начинку электрокара Renault Twizy. Правда, разработчики говорят о возросшем запасе хода — литий-ионная батарея емкостью 6,1 киловатт-часа обеспечивает компактному родстеру до 200 с лишним километров без подзарядки.
Local Motors планирует начать продажи своей модели в ближайшее время, а ценник составит от 18 до 30 тысяч долларов. Возможно, именно Strati станет первой серийной машиной, напечатанной за 3D-принтере.
Самое свежее творение Local Motors — электрокар LM3D Swim, созданный всего за несколько месяцев. Здесь уже около 75 процентов деталей напечатаны на 3D-принтере из композитных материалов, включая шасси и весь кузов. Однако на этом в компании останавливаться не планируют — в будущем разработчики надеются печатать до 90 процентов используемых компонентов.
Испытания и сертификация запланированы на 2016 год. Тогда же должен начаться прием заказов. Серийный выпуск, вероятнее всего, стартует только в 2017-м и, в отличие от Strati, прогнозируемая цена тут выше – 50 тысяч долларов и может быть даже дороже.
Интересно, что в Local Motors пока не раскрывают деталей по технической начинке, ограничиваясь лишь обещанием электрической силовой установки и комплекта батарей, расположенных в защищенном блоке под полом.
Недавно свои достижения в сфере 3D-автомобилестроения показала марка Audi. Точнее, ее подразделение по выпуску автомобильных инструментов Audi Toolmaking, где сделали уменьшенную (в масштабе 1:2) копию гоночной машины 1936 года Auto Union Typ C.
Получился автомобиль, возрожденный из металлического порошка с гранулами размером от 15 до 40 тысячных миллиметра (тоньше человеческого волоса примерно в два раза) по технологии последовательного спекания высокомощными лазерами. Правда, этим методом в «Ауди» пока могут выпускать объекты длиной и высотой до 240 и 200 миллиметров соответственно. Однако перспектива производства некоторых компонентов для серийных автомобилей уже видна — к примеру, кузовных панелей.
В начале 2015 года на автосалоне в Детройте публике была представлена впечатляющая модель, распечатанная на принтере — копия легендарной Shelby Cobra 1965 года. Ее построили специалисты лаборатории ORNL (Oak Ridge National Laboratory) министерства энергетики США. Поэтому неудивительно, что на создание машины ушло всего шесть недель — в распоряжении лаборатории был высокотехнологичный 3D-принтер BAAM (Big Area Additive Manufacturing), который справился с поставленной задачей примерно за сутки. Остальное время было потрачено на наведение красоты.
Возрожденная «Кобра» далеко не вся состоит из напечатанных деталей. Из почти 650 килограммов общей массы только около 300 пришлось на принтер, а именно — кузов и некоторые элементы подвески (большую часть «3D-элементов» выполнили из 20-процентного углеродного волокна). Но в министерстве остались настолько довольны результатом, что пригласили на первый показ президента США Барака Обаму.
Попробовали себя в 3D-печати машин и китайцы. Компании Sanya Sihai из городского округа Санья удалось за пять дней построить компактный открытый электрокар массой 500 килограммов. И не стоит придираться ко внешнему виду — на модель потратили всего 1,8 тысячи долларов, а в качестве материала для принтера использовали дешевые композитные материалы стоимостью 800 долларов.
В движение открытая машина приводится электромотором, который позволяет набирать 40 километров в час максималки. При длине в 3,6 метра и ширине в 1,6 метра, модель легко вмещает двух пассажиров. Есть даже дуга безопасности – она тоже напечатана на принтере.
На Женевском автосалоне 2015 года был представлен концепт Light Cocoon — прототип компактного спорткара немецкой инжиниринговой компании EDAG. По замыслу разработчиков, это не просто проект небольшого футуристического спорткупе, а, скорее, взгляд в будущее автомобильных архитектур.
Напечатанный на 3D-принтере кузов Light Cocoon выполнен из полимерных материалов и представляет собой несущую и относительно легкую скелетообразную конструкцию, поверх которой натянута специальная влагозащитная ткань. Она, как уверяют в EDAG, в четыре раза легче обычной копировальной бумаги — масса материи составляет лишь 19 граммов на квадратный метр.
На премьере представители компании заявили, что подобная архитектура может использоваться для серийных машин уже через 10 лет. /m