Очень широкие и очень горячие хэтчбеки
/imgs/2018/12/29/12/2874380/6d1fac832c060f2ea8b48ad88e7700310ee93743.jpg)
Renault Clio Maxi
Первый в ряду настоящих кит-каров двухлитрового класса F2 появился в 1995 году. По сути, это более радикальный вариант хэтчбека Clio Williams группы A. Он получил новую подвеску с расширенной на 7 сантиметров колеей и большие 17-дюймовые колеса. При массе машины в 960 килограммов мощность двухлитрового мотора c четырехдроссельным впуском составляла 255 лошадиных сил, а в поздних эволюциях её довели до 270 сил.
/imgs/2018/12/29/12/2874381/3888123f4627387b5dea24a73428071f9c46d7d9.jpg)
Renault Clio Maxi
Интересно, что Clio Maxi — чуть ли не первый в мире раллийный автомобиль с секвентальной коробкой передач: в те годы такого не было даже на полноприводниках топ-уровня из чемпионата мира по ралли.
Renault Megane Maxi
Megane пришел на смену кит-кару Renault Clio: гонщики заводской команды Renault пересели на него уже в 1996 году. Это была удачная и весьма быстрая машина: проверенный двигатель F7R мотористы фирмы Sodemo довели до 285 сил, появилась семиступенчатая коробка передач FFD/Ricardo. Правда, на раллийных трассах ее затмевали реактивные Peugeot 306 Maxi. Но крупные достижения все-таки есть: например, это первое место Филиппа Бугальски на ралли Корсика 1996 года.
Renault Megane Maxi
А еще Renault Megane Maxi оказался коммерчески очень успешным — было построено свыше восьмидесяти машин, что для автомобиля такого уровня очень много. Кстати, в нашей подборке Megane оказался немного незаслуженно: хотя он и выглядит как хэтчбек, но в реальности это двухдверное купе с отдельным багажником!
Peugeot 306 Maxi
«Макси-пыж» — едва ли не самый коммерчески успешный автомобиль этого класса: всего было построена 91 машина. Да и спортивные достижения впечатляют: пилоты заводской команды Peugeot отметились призовыми местами в абсолютном зачете самых престижных ралли. Франсуа Делекур в 1996-м финишировал вторым на ралли Монте-Карло, а Жиль Паницци — третьим на ралли Корсика 1997 года. А еще на счету Паницци — два титула в чемпионате Франции.
Peugeot 306 Maxi
Кстати, Peugeot 306 Maxi — один из самых широких кит-каров: серийный кузов расширен на 155 миллиметров, до 1830 миллиметров! Впечатляют и тормоза — в асфальтовой спецификации были омологированы восьми- и даже двенадцатипоршневые механизмы. С 1994 года, когда началась работа над проектом, по 1999 год по заказу Peugeot Sport мотористы фирмы Pipo Moteurs подготовили девять эволюций двухлитрового двигателя XU10J4RS. Все они оснащались четырехдроссельным впуском и системой смазки с сухим картером, а последняя версия развивала 308 лошадиных сил, потребляла бензин с октановым числом 120 и «крутилась» до 9600 оборотов в минуту!
Citroen ZX Kit car
Не самый известный автомобиль: Citroen ZX превратили в кит-кар уже на излете его конвейерной жизни. Омологационные документы на него были получены в начале 1996 года, а уже в 1997-м на смену модели ZX вышел хэтчбек Xsara. Всего было построено лишь шесть машин, к тому же треть из них поначалу предназначалась для ралли-кросса, а не обычного ралли.
Citroen ZX Kit car
Фирма Snobeck «зарядила» двухлитровый мотор от Peugeot 405 Mi16 до 260 лошадиных сил. Коробка передач — шестиступенчатая, английской фирмы Xtrac. На этом Ситроене асфальтовый специалист Хесус Пурас стал в 1997 году чемпионом Испании. В дальнейшем подразделение Citroen Sport отрабатывало на ZX технические решения для его преемника — кит-кара Xsara.
Citroen Xsara Kit car
Едва ли не самый знаменитый кит-кар в истории класса F2. Это на нем фирменный пилот Citroen Sport Филипп Бугальски в 1999 году умудрился победить сразу на двух этапах чемпионата мира, объехав экипажи на полноприводных болидах класса WRC — конечно, это было на асфальтовых ралли: в Испании и на Корсике.
Citroen Xsara Kit car
На первый взгляд, все примерно как у конкурентов: мотор XU10J4RS развивает 285 сил при 8750 оборотах в минуту и «крутится» до 9200; коробка передач — шестиступенчатый «секвентал» британской фирмы Xtrac. Ширина кузова, конечно, выдающаяся: 1855 миллиметров. Но главное, что отличало Ксару от конкурентов — это хитрый межколесный дифференциал с электрогидравлическим управлением блокировкой в сочетании с противобуксовочной системой с пятью режимами работы на выбор пилота.
Seat Ibiza Kit car
Не самый продвинутый, но точно самый успешный среди кит-каров: с ним испанская марка Seat трижды выигрывала Кубок мира в двухлитровом классе (в 1996, 1997 и 1998 году). Можно сказать, испанцы взяли числом — гонщики заводской команды участвовали во всех этапах Кубка, в том числе и грунтовых (соперники предпочитали асфальтовые гонки, в основном на территории Европы). Хэтчбек B-класса Seat Ibiza, созданный на базе Volkswagen Polo, снабдили двухлитровым 16-клапанником от Volkswagen Golf GTI (аналогичная комбинация появилась и на серийном «горячем хэтчбеке» Ibiza Cupra).
Seat Ibiza Kit car
Длинноходный мотор на первых порах соответствовал по мощности конкурентам, а вот потом они заметно ушли вперед — подготовленный швейцарской фирмой Mader двигатель выдавал 250 лошадиных сил. Причем даже были подготовлены два варианта мотора — более мощный «асфальтовый» и более тяговитый «гравийный», которые отличались распредвалами. К сезону-1997 испанцы подготовили вторую эволюцию хэтчбека (на фото) — с более жестким каркасом безопасности, облегченным кузовом, независимой задней подвеской и мотором увеличенной до 260 сил мощности.
Ford Escort Kit car и Ford Escort Maxi Kit car
Хэтчбек Ford Escort пятого поколения знаком любителям ралли в первую очередь в своей полноприводной ипостаси: гонщики заводской команды Ford на турбированных Escort RS Cosworth на протяжении 90-х годов боролись за победу в чемпионате мира. Но был у Эскорта и переднеприводный вариант для ралли: по заказу фордовцев его готовила маленькая британская фирма Gordon Spooner Engineering. Выделяют два варианта машины — Escort Kit Car 1996 года (на фото) со слегка раздутыми арками в духе модели Cosworth и антикрылом на крыше...
Ford Escort Kit car и Ford Escort Maxi Kit car
...и версию Maxi 1997 года (на фото) с экстремальным расширением и антикрылом на третьей двери. У первого мотор доведен фирмой Mountune примерно до 250-270 сил, коробка передач — шестиступенчатый «секвентал» фирмы Hewland. Второй создавался как чисто асфальтовая машина: у него мотор мощностью свыше 290 сил и полностью переделанная подвеска (задняя — независимая, оригинальной конструкции). Коробка шестиступенчатая, но испытывался и семиступенчатый вариант. В чемпионате WRC Ford засветился лишь на единственном этапе (английском RAC Rally) , но были довольно успешен в британском и испанском чемпионатах, где на них выступали Гвиндаф Эванс и Даниэль Алонсо.
Volkswagen Golf III Kit car
Кит-кар на базе Гольфа третьего поколения — автомобиль не слишком известный. Во-первых, заводская программа у Volkswagen тогда распространялась только на британский раллийный чемпионат, машину готовила небольшая команда Стива Бэгнелла SBG Sport из Дэвентри, и построила она лишь несколько Гольфов. А во-вторых, Golf выглядит почти стандартным на фоне «раздутых» супер-хэтчбеков из Франции: кит-кар выдает лишь антикрыло на третьей двери да круглые фары.
Volkswagen Golf III Kit car
Но «заряд» у него был серьезный: 280-сильный мотор подготовки компании Lehmann c увеличенным диаметром цилиндра и уменьшенным ходом поршня, семиступенчатая секвентальная коробка Gemini, оригинальная передняя подвеска на прочном подрамнике из труб (правда, сзади — обычная балка с усилением). Фирменный гонщик Алистер Макрей занял третье место по итогам британского чемпионата 1997 года, а Volkswagen в 1997 стал лучшим в зачете производителей. Были и некоторые успехи на мировом уровне: например, первое место в классе на ралли Португалия 1997 года или в Финляндии в 1998-м.
Volkswagen Golf IV Kit car
После опыта с англичанами строить свой следующий кит-кар немцы взялись сами: Golf четвертого поколения готовило заводское подразделение Volkswagen Motorsport в Ганновере. Автомобиль получился одним из самых широких в классе: 1882 миллиметра! Немцы разработали независимую заднюю подвеску, двигателисты Lehmann построили совершенно новый 20-клапанный агрегат мощностью 269 лошадиных сил на базе турбомотора 1.8T...
Volkswagen Golf IV Kit car
Увы, новая машина не принесла ожидаемых результатов: мотору не хватало момента — до 7000 оборотов в минуту нормальной тяги просто не было, а машина страдала от проблем с надежностью. Пилотам Volkswagen Motorsport UK так и не удалось добиться ни одной победы.
Volkswagen Golf IV Kit car
Зато эта программа оставила уникальный артефакт — дизельный кит-кар (на фото)! Подразделение Volkswagen Motorsport подготовило версию Гольфа с двухлитровым турбодизелем, который форсировали до 240 лошадиных сил (крутящий момент — невиданные для кит-кара 450 Нм).
Nissan Sunny Kit car
Кит-кар на базе Nissan Sunny, подготовленный подразделением Nissan Motorsport Europe в британском Дидкоте, внешне совсем невзрачный — он почти не отличался от стандартной машины. Но внутри все как надо: форсированный до 265 сил двигатель SR20DE, шестиступенчатая секвентальная коробка Ricardo/FFD, гоночные амортизаторы Kayaba, тормоза Brembo... Заводская программа ограничивалась британским чемпионатом, но была очень успешной — Марк Хиггинс в 1997 году взял титул.
Nissan Almera Kit car
Как и серийный Nissan Almera, кит-кар на его базе был дальнейшим развитием Sunny. Раллийный хэтчбек сохранил прежний силовой агрегат, но получил «раздутый» кузов и новую подвеску с радикально расширенной колеей. Но судьба этой модели оказалась куда менее счастливой.
© Petr Fitz / eWRC.cz
Nissan Almera Kit car
В сезоне-1998 ниссановская команда выступала на этапах чемпионата мира по ралли, и даже добилась некоторых успехов: например, Марк Хиггинс финишировал третьим в классе в Финляндии. Но в 1999 году Nissan переживал радикальную реорганизацию — шел процесс слияния с Renault, и в ходе сокращения издержек раллийную программу закрыли, а построенные машины распродали.
Opel Astra G Kit car
Контракт от европейского подразделения GM на создание кит-кара на базе Opel Astra G получила английская фирма Ray Mallock Limited, до сей поры занимавшаяся только кольцевой техникой. На раллийные трассы новая Astra вышла почти одновременно с появлением серийной машины — в 1998 году. У RML получился довольно удачный автомобиль c мощным мотором: подготовленный фирмой Swindon двигатель развивал 274 лошадиные силы, коробка передач Xtrac была оснащена блокировкой дифференциала с электронным управлением.
Opel Astra G Kit car
Но в гонках опелевцам не везло: в сезоне-1999 особых успехов не было, а на следующий год заводской пилот Марк Хиггинс закончил чемпионат Великобритании вторым, уступив всего очко малоизвестному финну Марко Ипатти. А по окончании сезона-2000 фирма Opel официально закрыла программу с удивительной формулировкой «ралли не отвечает нашему имиджу». Впрочем, дилерские команды в Германии, Норвегии и Швеции всё-таки смогли выиграть национальные чемпионаты в своем классе.
Skoda Octavia
Кит-кар на базе Октавии был всего лишь экспериментом Шкоды перед выходом на высший уровень — в топовый класс WRC в чемпионате мира по ралли. Переднеприводник был слишком тяжелым и крупным, чтобы соперничать с другими кит-карами, а 20-клапанному мотору не хватало порядка 30 лошадиных сил. Впрочем, за счет плотной программы и стабильных выступлений шкодовцы все-таки добились успеха в чемпионате Европы по ралли — в 1998 году Эмиль Тринер одержал победы в классе F2.
Hyundai Coupe RD
Первый опыт корейской фирмы Hyundai в ралли. Программой занималась английская фирма Motor Sport Developments из Милтон-Кейнс, известная своим плотным сотрудничеством с маркой Opel. В MSD создали две эволюции трехдверного купе.
Hyundai Coupe RD
Они получились довольно удачными — но лишний вес (80 килограммов) и недостаток мощности (порядка 30 сил) не давали гонщикам наравне сражаться с соперниками. Впрочем, благодаря плотной программе выступлений Алистер Макрей и Кеннет Эриксон несколько раз финишировали на призовых местах в своем классе на грунтовых этапах чемпионата мира.
ВАЗ-21107
Первый и единственный кит-кар класса F2 отечественной марки — полумифический ВАЗ-21107. Чтобы вписать неуклюжую и маломощную «десятку» в эту категорию, в Тольятти создали модификацию ВАЗ-21106 с двухлитровым двигателем и коробкой передач Opel, капитально перекроенным кузовом и передней подвеской с треугольными рычагами на подрамнике. Британская фирма MSD помогла с покупкой опелевских моторов и поначалу занималась превращением «десяток» в раллийные болиды. В 1996 году, еще до начала мелкосерийного выпуска модели 21106, в Милтон-Кейнс собрали две первые машины (одна из них на фото).
© Petr Fitz / eWRC.cz
ВАЗ-21107
Для отечественного спорта это был настоящий «космос»: развитый каркас безопасности, секвентальная коробка Xtrac, тормоза AP Racing, углепластиковые детали, двигатель мощностью около 240 сил... Уже потом, в 1998 и 1999 году в Управлении спортивных автомобилей АвтоВАЗа собрали еще три «эволюции» с более мощными моторами и новой подвеской. Две машины самого свежего образца — с подвеской на широкой колее, 270-сильным мотором с четырехдроссельным впрыском и внешностью «сто шестой» — получили индекс 21107.
ВАЗ-21107
На них вазовские раллисты Александр Никоненко и Виктор Школьный выиграли все что можно у нас в стране. Но на международном уровне супер-«десятка» отметилась только единожды — на ралли Финляндия 1998 года Школьный сошел из-за неудачного прыжка с трамплина.