От любви до ненависти: машины с самым редким двигателем
NSU Spider
Первый в мире серийный автомобиль с РПД. Он появился в свободной продаже в 1964 году и сразу произвёл фурор, несмотря на немалую цену. Крошечный односекционный моторчик в 50 лошадиных сил можно было крутить аж до 7000 об/мин (невиданные по тем временам обороты даже для гоночных автомобилей), а разгон до ста километров в час составлял всего 14,5 секунд – отличный результат для середины 60-х! Однако публика и масляная промышленность были не готовы к такому мотору, которому требовалось полусинтетическое масло (очень редкое и дорогое в те годы) с очень частой заменой – раз в 4000 километров.
NSU Ro-80
Невероятно технологичный для своего времени NSU Ro-80 появился в 1967 году. Помимо инновационной полуавтоматической трансмиссии, дисковых тормозов всех колёс и двухсекционного РПД, автомобиль лет на 15 опередил своё время по дизайну, и это понравилось далеко не всем. Но судьбу машины решил ненадёжный мотор, требовавший дорогого капитального ремонта раз в 50000 километров.
Citroen M35
Первый автомобиль Citroen с РПД появился в 1969 году. Его построили на базе Citroen Ami 8, но оснастили гидропневматической подвеской с изменением дорожного просвета. Кузов заказали в ателье Heuliez, а под капотом разместили односекционный 1-литровый РПД мощностью 50 сил. За 2 года было произведено всего 267 автомобилей.
Citroen GS Birotor
Двухсекционный РПД на 106 сил, шикарный салон, гидропневматическая подвеска – GS Birotor (второе имя – GZ) стал еще одной попыткой создать компактный автомобиль премиум класса. Однако из-за слишком высокой цены (а стоил он как хорошо укомплектованный DS и почти вдвое дороже базового GS), за несколько лет было собрано всего 847 таких машин. Позднее Citroen настолько устыдился этой модели, что скупил почти все роторные GS и уничтожил их, однако примерно около сотни экземпляров сохранились до наших дней, став коллекционной редкостью.
Mercedes C111
Серия прототипов Mercedes, созданная для отработки экспериментальных технологий. Первое поколение — C111-I — оснащалось трёхсекционным РПД мощностью 280 лошадиных сил. Следующий C111-II получился ещё круче — его четырехсекционный двигатель скромного объёма 2.4 литра выдавал уже 350 сил и разгонял прототип до «сотни» за 4,5 секунды, а максимальная скорость превысила отметку в 300км/ч. Несмотря на то, что желающих купить такой автомобиль было немало, в серию он так к сожалению и не пошёл.
ВАЗ 21018
Легендарная роторная «Копейка», производившаяся малыми сериями на Волжском автозаводе для спецслужб. Существовало два варианта – с односекционным 70-сильным мотором ВАЗ-311 (модель 21018) и двухсекционным ВАЗ 411 на 120 сил (модель 21019). Найти такой автомобиль крайне сложно, однако купить двигатель новым все еще можно, а внедрить в обычную «копейку» — дело техники и умелых рук.
ВАЗ 21059 и 21079
Идею роторной «Копейки» продолжили «пятёрки» и «семёрки» — ВАЗ 21059 и ВАЗ 21079. В качестве силовой установки использовался двухсекционный РПД мощностью 140 сил и с крутящим моментом 190Нм. Так же, как и ВАЗ 21018/19, «заряженные» Жигули поступали исключительно на службу в милицию, МВД и КГБ, поэтому найти такой автомобиль сегодня крайне сложно. Тем более, что их производили всего пять лет, с 1986 по 1991 годы.
ВАЗ 2108-91
На переднеприводных «Ладах» использовался двигатель РПД ВАЗ-415 — 2-секционный мотор объёмом 1,3 литра мощностью 140 сил. С выпуском нового мотора отечественные инженеры сумели продлить срок «жизни» РПД до 125 тысяч между ремонтами. Интересно, что именно «АвтоВАЗ» является производителем с самым большим числом моделей с роторно-поршневыми двигателями в мире, ведь помимо «классики» и «восьмерок» моторами РПД оснащались и «десятки».
Chevrolet Vega
Журнал «Popular Science» за май 1972 года пестрел громким заголовком: «Роторный двигатель GM для Vega 74». Двухсекционный мотор собирались ставить на машины 1974 модельного года — однако финальная стадия испытаний обнаружила врожденные дефекты конструкции. Новый мотор оказался слишком прожорливым, не удовлетворял эконормам и имел проблемы с охлаждением. В итоге, несмотря на многолетние усилия и миллионные бюджеты, РПД от GM так и не был пущен в серию – программу свернули в 1974 году.
Chevrolet XP-895 Aerovette
А ведь когда-то концерн GM делал на РПД большие ставки. Предполагалось, что роторно-поршневые моторы будут надежнее и экономичнее традиционных ДВС! В начале 1970-х GM даже построил концепт-кар с могучим 4-секционным РПД объёмом аж 3.3 литра, который развивал 420 сил. Но спустя год программа по созданию таких моторов в компании была свернута, на Aerovette поставили 6,6-литровый V8 и даже собирались запустить его в серию с ценой 15-18 тысяч долларов, но и этот проект в итоге закрыли.