Кто был первым? | Вопрос хороший, да и ответ на него не так прост. Например, официально первым автомобилем с экраном в Европе считается Simca Vedette, которую показали на Парижском автосалоне 1958 года. У машины был телевизор, вмонтированный в спинку переднего дивана. Казалось бы, вот и ответ, но...
От трубки до пикселя
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Кто был первым? | Вопрос хороший, да и ответ на него не так прост. Например, официально первым автомобилем с экраном в Европе считается Simca Vedette, которую показали на Парижском автосалоне 1958 года. У машины был телевизор, вмонтированный в спинку переднего дивана. Казалось бы, вот и ответ, но...
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Но известно, что построенный в 1954 году по спецзаказу Rolls-Royce Silver Wraith Special Saloon уже был оснащен телевизором (а еще унитазом – в лучших традициях «Тачки на прокачку»). Кроме того, в необычном лимузине, чей кузов был подготовлен ателье Vignale, имелся мини-бар и иные атрибуты, свойственные Rolls-Royce: море дерева, кожи, ковры с глубоким ворсом.
Но известно, что построенный в 1954 году по спецзаказу Rolls-Royce Silver Wraith Special Saloon уже был оснащен телевизором (а еще унитазом – в лучших традициях «Тачки на прокачку»). Кроме того, в необычном лимузине, чей кузов был подготовлен ателье Vignale, имелся мини-бар и иные атрибуты, свойственные Rolls-Royce: море дерева, кожи, ковры с глубоким ворсом.
Ford Autovision | С 1965 года для автомобилей Ford, Lincoln и Mercury начали предлагать опцию, именуемую Autovision – за 169,95 доллара всем желающим устанавливали сзади портативный телевизор Philco с 9-дюймовым экраном, который питался от прикуривателя (12 вольт), от батарейного блока или от домашней розетки (на то телевизор и был сделан портативным). С учетом инфляции, в наше время такая опция стоила бы почти полторы тысячи долларов. По заказу телевизор мог быть вмонтирован намертво.
Ford Autovision | С 1965 года для автомобилей Ford, Lincoln и Mercury начали предлагать опцию, именуемую Autovision – за 169,95 доллара всем желающим устанавливали сзади портативный телевизор Philco с 9-дюймовым экраном, который питался от прикуривателя (12 вольт), от батарейного блока или от домашней розетки (на то телевизор и был сделан портативным). С учетом инфляции, в наше время такая опция стоила бы почти полторы тысячи долларов. По заказу телевизор мог быть вмонтирован намертво.
Привычная вещь | К началу 80-х портативные 12-вольтовые телевизоры, которые были своеобразным послезаводским «тюнингом», стали относительно привычной вещью (хоть и не особо популярной ввиду своей дороговизны). Больше всего в этом преуспели японцы Toshiba и Sony – тогда же, в начале 80-х, телевизоры этих марок стали устанавливаться на японские авто премиум-класса.
Привычная вещь | К началу 80-х портативные 12-вольтовые телевизоры, которые были своеобразным послезаводским «тюнингом», стали относительно привычной вещью (хоть и не особо популярной ввиду своей дороговизны). Больше всего в этом преуспели японцы Toshiba и Sony – тогда же, в начале 80-х, телевизоры этих марок стали устанавливаться на японские авто премиум-класса.
Не отставали и европейские тюнинг-ателье, которые предлагали телевизоры любого размера и в любом количестве. ABC Exclusive, Gemballa, Carat Duchatelet – с начала 80-х множество контор устанавливали телевизоры по заказу состоятельных клиентов. Но к середине 80-х грянули серьезные перемены.
Не отставали и европейские тюнинг-ателье, которые предлагали телевизоры любого размера и в любом количестве. ABC Exclusive, Gemballa, Carat Duchatelet – с начала 80-х множество контор устанавливали телевизоры по заказу состоятельных клиентов. Но к середине 80-х грянули серьезные перемены.
Graphic Control Center | Переломный момент в истории автомобильных экранов произошел в 1986 году, когда на Buick Riviera появился экран с сенсорным управлением – так называемый Graphic Control Center. Нажатием на экран двухцветного монитора водитель мог управлять климат-контролем, аудиосистемой, а также диагностировать неполадки автомобиля и даже узнавать с точностью до литра, сколько топлива осталось в баке.
Graphic Control Center | Переломный момент в истории автомобильных экранов произошел в 1986 году, когда на Buick Riviera появился экран с сенсорным управлением – так называемый Graphic Control Center. Нажатием на экран двухцветного монитора водитель мог управлять климат-контролем, аудиосистемой, а также диагностировать неполадки автомобиля и даже узнавать с точностью до литра, сколько топлива осталось в баке.
Graphic Control Center была посвящена не одна статья в журнале «Популярная механика», а позже пресловутый экран с размером 3х4 дюйма был установлен на модель Reatta. Увы, интерфейс был медлительным, часто глючил и сильно отвлекал водителя во время движения, поэтому уже к началу 90-х инновационная система была упразднена. А Buick попал в кризис, из которого выпутался лишь недавно. И вряд ли мы еще увидим от знаменитой компании что-то столь же революционное.
Graphic Control Center была посвящена не одна статья в журнале «Популярная механика», а позже пресловутый экран с размером 3х4 дюйма был установлен на модель Reatta. Увы, интерфейс был медлительным, часто глючил и сильно отвлекал водителя во время движения, поэтому уже к началу 90-х инновационная система была упразднена. А Buick попал в кризис, из которого выпутался лишь недавно. И вряд ли мы еще увидим от знаменитой компании что-то столь же революционное.
Эра навигаторов | Следующий большой шаг был сделан в 1987 году – на флагманской модели Toyota, седане Crown Royal Saloon, дебютировала компьютеризированная система с навигатором! Это был полноценный цветной экран на основе электронно-лучевой трубки. Также у автомобиля появилась электронная панель приборов, но назвать ее полноценным дисплеем сложно.
Эра навигаторов | Следующий большой шаг был сделан в 1987 году – на флагманской модели Toyota, седане Crown Royal Saloon, дебютировала компьютеризированная система с навигатором! Это был полноценный цветной экран на основе электронно-лучевой трубки. Также у автомобиля появилась электронная панель приборов, но назвать ее полноценным дисплеем сложно.
Первый проекционный дисплей | Появился в 80-е, а если быть точным – в 1988 году на автомобиле Oldsmobile Cutlass Supreme, который был подготовлен в качестве пейс-кара гонки Indy 500. После соревнования была выпущена ограниченная партия реплик этого автомобиля, каждая из которых была оснащена таким же дисплеем. Вскоре интересное ноу-хау подхватили другие автопроизводители.
Первый проекционный дисплей | Появился в 80-е, а если быть точным – в 1988 году на автомобиле Oldsmobile Cutlass Supreme, который был подготовлен в качестве пейс-кара гонки Indy 500. После соревнования была выпущена ограниченная партия реплик этого автомобиля, каждая из которых была оснащена таким же дисплеем. Вскоре интересное ноу-хау подхватили другие автопроизводители.
Многоцелевой комплекс | Уже с 1990 года на автомобилях люкс-класса экраны становятся чем-то большим, чем просто навигационным блоком или телевизором – они превращаются в многозадачный комплекс, который может как помогать водителю, так и развлекать седоков на борту. Больше всего в этом преуспевают японцы (Mazda Eunos Cosmo, Nissan Cima). В Европе прорывным стал комплекс, созданный BMW совместно с Philips, который дебютировал в 1994 году на новой «семерке» Е38 (на фото). Ее LCD-экран имел высокое разрешение, передовую на то время графику и широкую функциональность.
Многоцелевой комплекс | Уже с 1990 года на автомобилях люкс-класса экраны становятся чем-то большим, чем просто навигационным блоком или телевизором – они превращаются в многозадачный комплекс, который может как помогать водителю, так и развлекать седоков на борту. Больше всего в этом преуспевают японцы (Mazda Eunos Cosmo, Nissan Cima). В Европе прорывным стал комплекс, созданный BMW совместно с Philips, который дебютировал в 1994 году на новой «семерке» Е38 (на фото). Ее LCD-экран имел высокое разрешение, передовую на то время графику и широкую функциональность.
Доступны для всех | К началу 2000-х экраны перестали быть чем-то невероятным и стали появляться в автомобилях среднего ценового сегмента (например, Nissan Primera, на фото). Их функционал становится еще шире: на них выводятся данные парктроников, с них управляют режимами автомобиля и так далее. Самой передовой системой к 2001 году стала iDrive от BMW: несколько запутанный комплекс мог управлять всей электроникой, которая только имелась на борту «семерки» Е65. С того времени экраны стали лишь наращивать дюймы диагонали, разрешение и функциональность.
Доступны для всех | К началу 2000-х экраны перестали быть чем-то невероятным и стали появляться в автомобилях среднего ценового сегмента (например, Nissan Primera, на фото). Их функционал становится еще шире: на них выводятся данные парктроников, с них управляют режимами автомобиля и так далее. Самой передовой системой к 2001 году стала iDrive от BMW: несколько запутанный комплекс мог управлять всей электроникой, которая только имелась на борту «семерки» Е65. С того времени экраны стали лишь наращивать дюймы диагонали, разрешение и функциональность.
Экраны вместо приборных панелей | Если не впадать в крайности и не считать экранами цифровые приборки Aston Martin Lagonda и автомобилей из 80-х и 90-х, то повальное использование пикселей вместо аналоговых приборов началось в конце первого десятилетия ХХI века: речь идет о приборных щитках Range Rover, а также Lexus LFA (на фото), у которых была красивая анимированная графика. Вскоре тенденцию подхватили в других компаниях. Сейчас упор на цифровые приборные панели делает концерн Volkswagen: на нынешней Audi R8 центрального экрана нет вовсе, зато дисплей есть перед глазами водителя – и на него выводится вся информация, которую только можно получить о машине.
Экраны вместо приборных панелей | Если не впадать в крайности и не считать экранами цифровые приборки Aston Martin Lagonda и автомобилей из 80-х и 90-х, то повальное использование пикселей вместо аналоговых приборов началось в конце первого десятилетия ХХI века: речь идет о приборных щитках Range Rover, а также Lexus LFA (на фото), у которых была красивая анимированная графика. Вскоре тенденцию подхватили в других компаниях. Сейчас упор на цифровые приборные панели делает концерн Volkswagen: на нынешней Audi R8 центрального экрана нет вовсе, зато дисплей есть перед глазами водителя – и на него выводится вся информация, которую только можно получить о машине.
Наши дни | Современные тенденции наглядно отражают автомобили Tesla Model S и Model X – в салоне минимум кнопок, все управление системами автомобилями вынесено на огромный центральный экран-планшет. Приборная панель также представляет собой дисплей. Model S выпускается с 2012 года и сейчас является одним из самых популярных электрокаров в мире. Технологический потолок? Как бы не так!
Наши дни | Современные тенденции наглядно отражают автомобили Tesla Model S и Model X – в салоне минимум кнопок, все управление системами автомобилями вынесено на огромный центральный экран-планшет. Приборная панель также представляет собой дисплей. Model S выпускается с 2012 года и сейчас является одним из самых популярных электрокаров в мире. Технологический потолок? Как бы не так!
Голографический экран | Эта технология сложнее традиционных дисплеев, но изредка используется – например, на арабском суперкаре Lykan Hypersport (на фото). Интересно, что голографические 3D-экраны отнюдь не новы как идея – масса концепт-каров 90-х годов (например, Nissan Neo-X) использовали их, но широкого распространения затея так и не получила. Впрочем, использование в серийных автомобилях голограмм – это лишь вопрос времени.
Голографический экран | Эта технология сложнее традиционных дисплеев, но изредка используется – например, на арабском суперкаре Lykan Hypersport (на фото). Интересно, что голографические 3D-экраны отнюдь не новы как идея – масса концепт-каров 90-х годов (например, Nissan Neo-X) использовали их, но широкого распространения затея так и не получила. Впрочем, использование в серийных автомобилях голограмм – это лишь вопрос времени.
Что дальше? | Скорее всего, уже в ближайшем будущем традиционные экраны из салонов машин полностью исчезнут или станут редкостью – голограммы уже на подходе. BMW недавно представила технологию HoloActive Touch, которая проецирует виртуальные кнопки меню прямо под руку водителю и отслеживает с помощью камеры выбранный водителем пункт. А экраны... Экранами, возможно, станут лобовые стекла, на которые будут проецироваться элементы дополненной реальности (подсказки навигации, скорость)... А когда-нибудь стекла начнут использовать и для развлечений – когда автопилоты окончательно войдут в нашу жизнь.
Что дальше? | Скорее всего, уже в ближайшем будущем традиционные экраны из салонов машин полностью исчезнут или станут редкостью – голограммы уже на подходе. BMW недавно представила технологию HoloActive Touch, которая проецирует виртуальные кнопки меню прямо под руку водителю и отслеживает с помощью камеры выбранный водителем пункт. А экраны... Экранами, возможно, станут лобовые стекла, на которые будут проецироваться элементы дополненной реальности (подсказки навигации, скорость)... А когда-нибудь стекла начнут использовать и для развлечений – когда автопилоты окончательно войдут в нашу жизнь.