Автмбл
На самом деле, VW Ameo – это пятидверный хэтчбек Polo, только с отдельным багажником, как у седана. По сравнению с седаном Polo, новинка на 40 сантиметров короче и попадает в льготный класс автомобилей, облагаемых низкой ставкой акциза. Именно поэтому он и появился.
В середине восьмидесятых компания Audi развлекалась тем, что в особо жестокой форме издевалась над соперниками по мировому раллийному первенству. Первый в истории полноприводный ралли-кар, Audi quattro, на фоне остальных выглядел как атлет, закинувшийся всем существующим допингом сразу. Но этих унижений немцам показалось мало, и они сконструировали невероятную Audi Sport quattro S1.
Купе, подготовленное в соответствии с последней редакцией регламента «Группы B», обладало аэродинамическим обвесом общей площадью с Лихтенштейн, 2,1-литровым пятицилиндровым турбомотором, в поздних версиях развивавшим до 600 сил, и колесной базой, укороченной по сравнению с предшественницей аж на 30 сантиметров во имя улучшения маневренности.
Получилось жутко непропорционально – настолько, что даже дизайнер Питер Бертвистл называл свое творение отвратительным, – но убийственно быстро. Сам великий и ужасный Вальтер Рерль с трудом удерживал эту штуковину на дороге, а его штурман Кристиан Гейстдорфер временами просто не успевал читать стенограмму.
Как ни удивительно, самый известный и харизматичный автомобиль «Группы B» оказался далеко не самым успешным. Если «длинная» версия принесла немцам аж 21 победу и два чемпионских титула, то «короткая» доехала до первого места лишь раз и довольствовалась еще семью подиумами. Отчасти в этом, впрочем, «виноваты» конкуренты, устроившие в 1985-1986 годах форменную гонку вооружений. Война вышла почти ядерной и закончилась соответствующе: из-за запредельно больших скоростей и обилия серьезных аварий чемпионат разоружили, упразднив «Группу B» как класс.
Еще один классический автомобиль, картинки с которым по сей день висят в спальнях давно не юных поклонников автоспорта. Porsche 917K уничтожил всякую интригу в чемпионате мира по гонкам на выносливость 1970-1971 годов, выиграв практически все, что только можно. 14 побед в 21 гонке, две из которых пришлись на «24 часа Ле-Мана», – это не шутки.
Примечательно, что вся эта феерия могла и не случиться, оставь Porsche машину в первоначальном виде. Оригинальные прототипы 917 были почти неуправляемы на высоких скоростях из-за дикой подъемной силы, действующей на заднюю ось. И только после того, как спецы по аэродинамике укоротили и подрезали машине «хвост», 917K поехала как надо. Собственно, буква K и обозначает немецкое Kurzheck, или по-нашему – «короткий хвост».
Конфигурация оказалась настолько удачной, что даже в Ле-Мане 917K не смог одолеть никто. Включая, между прочим, собственную разработку Porsche – «длиннохвостую» 917L со сниженным коэффициентом аэродинамического сопротивления. Такое решение должно было помочь на бесконечных прямиках кольца Сартэ, но не срослось: «длинные» Porsche доминировали в квалификациях, но преобразовать скорость в результат на финише так и не смогли.
Большие «Ситроены» пятидесятых-шестидесятых были какими угодно: сложными как китайский учебник ядерной физики, притягательными как ночь с Мисс Мира, ненадежные как шансы заполучить ее в жены… Но их точно никто не решился бы назвать подходящими машинами для ралли. Как можно участвовать в этом спорте, если приходится управлять пятиспальным водяным матрасом? И все же вот вам упрямые факты: «Ситроены» в ралли участвовали. И побеждали.
На счету различных версий знаменитого DS целых два триумфа в Ралли Монте-Карло (1959 и 1966 годов), но нам сейчас интереснее ралли Марокко 1969-го. Именно там победил укороченный раза в полтора DS, превращенный конструкторами из длинного и грациозного седана вот в этого кургузого утенка с потешно торчащим из задних стоек хромированным декором.
Наследник DS с индексом SM, теоретически, для ралли подходил чуть лучше – хотя бы потому, что оснащался движком V6 от Maserati. Он действительно успел немного погоняться, в 1971 году даже доехал до победы все в том же Марокко, но дальше затея пошла ко дну вместе со всем амбициозным, но неудачным проектом SM.
От тех времен сохранилось несколько укороченных гоночных версий SM, за характерную форму задней части получивших прозвище Breadvan, то бишь «хлебница на колесах». Достоверных сведений об их спортивных успехах нет, но внешность, согласитесь, отпадная.
Хотите верьте, хотите нет, но этот коротышка Mustang – не фотошоп и даже не дело рук какого-нибудь сумасшедшего парня без почтения к классике, но с болгаркой. Эта машина сделана непосредственно по заказу Ford Motor Company, причем еще до начала серийного производства «Мустангов».
Дело в том, что при проектировании своего «пони-кара» фордовцы долго колебались между двухместной и четырехместной версиями. А в 1964 году, когда машина уже была фактически готова (и имела, как мы знаем, четыре посадочных места), компания попросила вольного дизайнера Винса Гарнера все-таки изобразить, как мог бы выглядеть Mustang, будь он короче.
Гарнер не только изобразил, но и изготовил прототип на мощностях предприятия Dearborn Steel Tubing – к слову, эти ребята и по сей день делают для Ford прототипы и концепт-кары. Двухместное купе, ныне известное как Mustang Shorty, было построено на основе одного из предсерийных шасси: колесную базу уменьшили на 16 сантиметров, а кузов «с нуля» изготовили из фибергласса.
Машина вместе с другими экспериментальными «Фордами» отправилась в выставочный тур по Америке, после которого ее почти наверняка ждала бы утилизация. Но дело приняло неожиданный оборот: Винс Гарнер так распереживался за свое творение, что… украл его и спрятал у себя на складе.
И все бы ничего, да только вскоре у сердобольного дизайнера закончились деньги на аренду этого самого склада. Спустя несколько месяцев после кражи автомобиль вместе со зданием перешел в собственность страховой компании, после чего был выкуплен одним из ее сотрудников. В марте прошлого года уникальный «Шорти» ушел с молотка за 500 с лишним тысяч долларов.
Впрочем, большинство укороченных машин строятся энтузиастами и сугубо для себя. Под нож преимущественно попадает классика вроде этого Chevrolet Bel Air.
Или Chevelle в кузове универсал.
Хотя можно найти и семейный минивэн Chrysler Voyager размера XS.
Отдельная песня – классические Mini, которые умельцы «архивируют» до размеров чемодана.
Логично, что двери таким машинам уже ни к чему.
Не менее популярны и «Жуки», но с ними как раз удобнее: мотор-то сзади, и ноги можно спокойно вытягивать в багажник.
Ну, а главный хит – Volkswagen T1. Да, они существуют, их много и они умеют ездить!
И такие тоже.
И даже такие.
А если вы думаете, что наши соотечественники могли остаться в стороне от таких развлечений, то просто подумайте еще раз.