На трех «горшках»
Berkeley Foursome
Одним из пионеров массовых трехцилиндровых спорткаров была британская фирма Berkeley, которая с 1956 по 1960 годы строила легкие и шустрые машинки с двухтактными (позже – четырехтактными) моторами от мотоциклов. При этом привод у родстеров и купе был... передним. На сегодняшний день в мире сохранились всего несколько сотен автомобилей этой марки.
Foursome – это трехцилиндровый родстер с 492-кубовым двигателем Excelsior, который выпускался с 1958 по 1959 годы От своих сородичей семейства Sports машина выделялась более обтекаемым кузовом и необычным способом крепления запасного колеса (в крышке багажника). Было выпущено примерно 20 таких машин.
Saab Sonett
Подзабытый спорткар компании Saab первые две серии (из трех) выпускался с трехцилиндровыми рядными двигателями на два рабочих такта. Всего модель стояла на конвейере с 1955 по 1974 год. Хороший экземпляр Sonett второго поколения (на фото) – недешевое удовольствие в наше время: в Западной Европе цены на них начинаются от 25-30 тысяч евро.
Sonett первой серии имел двигатель рабочего объема 748 кубических сантиметров, второй – 841. В 1967 году трехцилиндровый двигатель был заменен на V-образную «четверку» от Ford Taunus. Но даже на трех «горшках» легкий Sonett обладал отменной для своих лет динамикой: на разгон до 100 км/ч уходило 12,5 секунды, а максимальная скорость превышала 150 км/ч.
Melkus RS1000
В отличие от двух предыдущих машин, Melkus RS1000 был спорткаром среднемоторным, а ведущими у него были задние колесами. Зато мотор – как у Saab и Berkeley: три цилиндра, два такта. Силовой агрегат RS1000 был одолжен у «Вартбурга» 353, а карбюратор для него – у мотоцикла MZ.
Поначалу на RS1000 использовали 993-кубовый двигатель, но впоследствии рабочий объем был увеличен до 1119 кубических сантиметров. Мощность выросла до 90 л.с., а максимальная скорость – до 210 км/ч. Коробка передач у всех «Мелкусов» была механическая, 5-ступенчатая.
Autozam AZ-1
Есть кое-что общее с Melkus и у Autozam AZ-1 (он же – Mazda AZ-1 и Suzuki Cara). Помимо трехцилиндрового двигателя, у этих машин были двери типа «крыло чайки», панели кузова из композитных материалов и масса в районе 700 килограммов. Но есть и отличия – двигатель японского кей-кара оснащался турбонаддувом, который позволял снимать с 657 кубических сантиметров 64 л.с. и 85 Нм.
Спорткар был представлен в 1992 году. На разгон до 100 км/ч у него уходило 11,5 секунды, а максимальная скорость, как и положено кей-кару, была ограничена на 140 км/ч. При стоимости в 1 миллион 498 тысяч йен, автомобиль Autozam оказался ощутимо дороже конкурентов, потому в отношении продаж звезд с неба не хватал. Кстати о конкурентах...
Suzuki Cappuccino
Ближайшим родственником AZ-1 является Suzuki Cappuccino – автомобиль небезызвестный среди почитателей JDM. Технические характеристики установленного здесь рядного трехцилиндрового двигателя идентичны таковым у Autozam: 657 кубиков, 64 силы, 85 Нм момента. В свое время Cappuccino поставлялся в Великобританию, так как не требовал переноса рулевого управления.
Компактный родстер Suzuki производили с 1991 по 1997 год. Поскольку складываемая у Cappuccino крыша состояла из трех элементов, автомобиль мог быть не только родстером или купе, но и таргой. Модель и сейчас в большом почете у японских автоспортсменов, а также любителей манги Initial D.
Honda Beat Довершает эту троицу яркая модель Beat. Двигатель спортивного кей-кара от Honda имеет рабочий объем 656 кубических сантиметров и 64 л.с. мощности, однако, ввиду того, что здесь не используется какой-либо наддув, мотор получился очень оборотистым – красная зона тахометра только начинается с 8100 об/мин.
Honda Beat была доступна исключительно с механической коробка передач на пять скоростей. В 2010 году владельцы модели собрались на треке Твин Ринг Мотеги и организовали самый большой парад автомобилей Honda в мире, в котором приняло участие 569 машин. Рекорд зарегистрирован в книге Гиннеса. В 2015 году машина получила преемника в лице Honda S660, которая тоже оснащается 3-цилиндровым двигателем.
Caterham Seven 160
Самый простой Caterham, который можно приобрести на сегодняшний день, оснащается именно трехцилиндровым двигателем – это рядная «тройка» с наддувом производства Suzuki, производящая 80 л.с. Для 490 килограммов массы Seven 160 такой мощности более чем достаточно, чтобы показывать выдающуюся динамику – до 100 км/ч машина ускоряется за 6,9 секунды.
Максимальная скорость родстера составляет 160 км/ч. Цены на Seven 160 начинаются от 33 тысяч фунтов, но за эти деньги вы получите абсолютно аскетичный автомобиль даже без полноценного лобового стекла – за него, а также за наличие брезентовой крыши и отопителя салона, нужно доплачивать отдельно.
Smart Fortwo Brabus
Спортивная версия Smart Fortwo от Brabus доступна на нашем рынке от 1 миллиона 350 тысяч рублей и, как вы уже догадались, предлагается она с трехцилиндровым двигателем: 898 кубических сантиметров рабочего объема, сдобренные турбонаддувом, выдают 109 л.с. и 170 Нм.
Заднеприводный компакт разгоняется до 100 км/ч за 9,5 секунды, а максимальная его скорость находится на уровне 165 км/ч. В отличие от небрабусовских версий, коробка передач здесь предложена лишь одна – 6-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями.
BMW i8
Гибридный спорткар от BMW i8 обладает достойными динамическими характеристиками: разгон до 100 км/ч занимает 4,4 секунды, а максимальная скорость составляет 250 км/ч. Однако эти числа были недостижимы без 3-цилиндрового полуторалитрового мотора, который трудится в глубинах углеволоконного кузова.
Суммарно силовая установка BMW i8 развивает 362 л.с., из которых 231 силу выдает традиционный двигатель внутреннего сгорания. Согласно заявлениям автопроизводителя, в среднем на 100 километров i8 тратит 2,1 литра бензина. Приобрести эффектный гибрид в России можно по цене от 10 040 000 рублей.