Стальные колеса СССР
КАЗ-608
Это – «Колхида» из солнечной Грузии, которую выпускали на Кутаисском автомобильном заводе. Модель 608 стала развитием модели 606 и производилась с 1967 по 1989 год. Из-за низкого качества изготовления, «Колхиды» (что 606, что 608) так и не стали той дальнобойной машиной, которую так ждали советские водители. Двигатель у этого грузовика был почти идентичен мотору ЗиЛ-130.
ЗиЛ-130В
Вы наверняка видели ЗиЛ-130, запряженный полуприцепом с трубами, древесиной... или несколькими ВАЗ-2101, как в случае на фото. Такой роскоши, как спальник, в ЗиЛ-130 не было (а в «Колхиде» был, причем впервые в СССР!), однако это не мешало грузовику быть чрезвычайно популярным. Модель с индексом 130 выпускалась с 1962 года вплоть до недавнего времени, а под ее узнаваемым капотом располагался шестилитровый двигатель мощностью 150 л.с.
ГАЗ-51П
Хотя прототипы седельных тягачей были разработаны НАМИ еще до войны, первым относительно массовым автомобилем такого типа стал ГАЗ-51П, который выпускался с 1956 по 1975 годы. Он буксировал полуприцепы общей массой до шести тонн и, в отличие от ГАЗ-51А (на базе которого был построен), имел укороченную раму. Главной проблемой на пути к успеху этой машины стало слишком малое на тот момент количество полуприцепов в стране.
МАЗ-504В
В 1968 в СССР была создана первая в стране международная компания грузоперевозок «СовТрансАвто». И первым советским автомобилем, который вышел на рейсы, стал МАЗ-504В. Тягач выпускался с 1970 по 1982 год и оснащался дизельными двигателями мощностью 180 и 240 л.с. С 1981 года на международных перевозках его начал вытеснять МАЗ-5432.
Škoda-LIAZ 706 RTTN
До появления МАЗ-504В, на маршрутах «СовАвтоТранса» господствовала Škoda-LIAZ 706 RTTN, которую вы могли видеть в фильме «Приключения Электроника». Дружественная Чехословакия произвела 20 175 таких тягачей с рядными дизельными двигателями объемом 11,9 литров и мощностью 210 л.с. Грузоподъемность машины составляла восемь тонн.
МАЗ-5432
Так вот, про МАЗ: новая модель с индексом 5432 получила более комфортабельную кабину и новый двигатель ЯМЗ-238Ф с отдачей 280 л.с. и 882 Нм. Грузоподъемность нового грузовика составила 21 тонну. Собственно, именно он был главной рабочей машиной последних лет еще советского «СовАвтоТранса». У грузовика существовала даже гоночная модификация МАЗ-5432С, предназначенная для кольцевых соревнований.
КамАЗ-5410
Впрочем, зарубежье в советское время видел и знакомый всем КамАЗ-5410 (а также его модификация 54112, обладающая увеличенной грузоподъемностью). Выпуск настоящей легенды грузоперевозок, чей звук не спутаешь ни с каким другим тягачом, начался в 1976 году, и продолжался до 2006 года.
IFA W50 L/S
Трудяга «Элли» из ГДР кем только не была – и самосвалом, и бортовым грузовиком, и, как видите, тягачом. В СССР такая версия была не очень популярна, но в странах Восточного Блока она возила на себе не очень тяжелые грузы и полуприцепы с молоком. Машина оснащалась четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 125 лошадиных сил.
Tatra T815
Хотя чешские «Татры» больше пользовались популярностью в кузове самосвал, встречались на дороге и такие косолапые тягачи. Уже после распада СССР на дорогах стали появляться самодельные тягачи на базе самосвалов. Оригинальный тягач Т815 предлагался в СССР как в двух–, так и в трехосном варианте. Двигатели – V8, V10 и даже V12. Автомобиль выпускается с 1983 года и... выпускается до сих пор, но уже глубоко модернизированный.
Tatra T815 TP
Совсем редкий зверь на просторах СССР, предназначенный для перевозки особо тяжелых грузов. Кабина Т815 ТР была рассчитана на 8 мест, а в глубинах шасси прятался 12-цилиндровый двигатель. Общая масса автопоезда с таким автомобилем во главе могла достигать 100 тонн. Как вы понимаете, Т815 ТР – тягач не седельный, но мы не могли не рассказать про него.